Рады, что вам понравилась статья 😊
В этой статье будет рассказано о международно-правовых последствиях распада СССР. На месте одного государства возникло 15, часть из них образовали союз СНГ, не обладающий государственной субъектности. Одним из основных вопросов стало определение преемника распавшегося государства в системе международных отношений и международного права.
Основная проблема, ставшая причиной распада СССР, была заложена еще в период его становления, когда каждая республика, входившая в состав союза, получила право на самоопределение. Центробежные тенденции существовали всегда, и они стали усиливаться по мере того, как ослабевал центр.
Причин ослабления центра было несколько. Среди основных нужно назвать слабость экономики, ориентированной, преимущественно, на внешние нефтяные доходы. Во многом, спровоцированное конкурентами на международной арене снижение цен на нефть в течение длительного периода времени привели к резкому сокращению экономического роста, экономика также была не сбалансирована. Также причиной послужил перекос в сторону тяжелой и военной промышленности, а также война в Афганистане.
Существенные экономические проблемы привели к росту недовольства населения, а система власти, опирающаяся на партийные комитеты, не была достаточно гибка и динамична, чтобы реагировать на вызовы. Проблемой стала и Перестройка и новая политика государства на международной арене. Центр показал свою слабость перед Западом, а это в свою очередь привело к тому, что национальные республики начали заявлять о своей независимости.
Попытка партийной элиты удержать власть путем организации путча 1991 года спровоцировали максимально резкие действия республик, практически сразу после событий августа 1991 года, на фоне попыток партийного руководства и М. С. Горбачева заключить новый Союзный договор, произошел роспуск СССР и заключение договора о создании СНГ.
СССР на период 1991 года был участником множества международных организаций, союзов, конвенций, соглашений. Членство страны в них не прекратилось, так практически во всех международных отношениях СССР его правопреемником стала Российская Федерация. Таким образом, членство страны в ООН, ЮНЕСКО, МВФ потеряно не было, сохранились и практически все международные соглашения, за исключением тех, которые были связаны именно с СССР.
Последним двухсторонним договором СССР стал договор с ФРГ о переходных мерах при ликвидации ГДР, он вступил в силу в мае 1991 года. Начали заключаться новые международные договоры, уже с Россией. Так, 6 декабря 1991 года был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве с Венгрией.
На постсоветском пространстве начали возникать новые проблемы, затянувшиеся на десятилетия. Одной из них было создание Нагорно-Карабахской республики, предмета конфликта между Арменией и Азербайджаном. Аналогичной, не менее сопряженное с военными действиями проблемой стало появление Приднестровской республики на территории Молдавии.
Итоги можно рассматривать как для государственного образования, которое существовало как Российская империя, затем СССР и затем как Российская Федерация, для каждого из 15 новых государств и для мира в целом.
В первом случае государство потеряло до 25% территорий, часть морского побережья Балтийского и Черного моря, порты, ресурсную базу, военные объекты. Сократилось население. Серьезнейшей проблемой стало нарушение сложившейся производственной кооперации и из-за нехватки ресурсов и комплектующих многие предприятия закрывались, началась безработица. Несколько лет страна находилась в критическом экономическом положения и вынуждена была привлекать значительное внешнее кредитование.
15 новых государств получили суверенитеты и стали полноправными игроками на мировой арене. К власти пришли национальные элиты, сначала, преимущественно партийные, затем началась серьезная межклановая борьба за власть. В большинстве бывших республик началось вытеснение русского населения, иногда сопровождаемое кровью. Русское население уезжало в Россию, у республик сокращался демографический, научный интеллектуальный потенциал.
Для мира распад СССР стал основанием для распада Варшавского Договора. Страны Восточной Европы, ранее социалистические, вернулись на капиталистический путь развития. Новые элиты начали активную борьбу со старыми, произошел передел собственности, во многих странах произошло возвращение собственности ранее покинувших их аристократам и промышленникам. Произошел распад Чехословакии и Югославии. Полностью прекратил свое существование двухполярный мир, социализм как правящая идеология сохранилась в КНР, Северной Корее, на Кубе.
Став правопреемником СССР в международных соглашения, РФ стала и правопреемником его внешних долгов. На 1993 год размер долга СССР с накопленными процентами составлял около 106,7 млрд долларов США, международные активы государство условно оценивались в 145 млрд долларов.
Создалось два клуба кредиторов, лондонский и парижский, с ними на протяжении 1993–1997 года неоднократно подписывались соглашения о реструктуризации долга. Конечный срок погашения был назначен на 2020 год, это было беспрецедентное решение со стороны кредиторов. Для этого привлекались новые заимствования, внешние и внутренние. Фактически, долги СССР Россией были погашены примерно к 2005 году.
Республики в течение 1991 года заявляли о своем суверенитете. Но первыми этот процесс начали республики Прибалтики, их Декларации принимались еще в 1988–1989 годах. С демонтажем советской власти суверенитет республик был признан. В течение осени 1991 года практически все оставшиеся республики путем референдумов или решением своих Верховных советов принимали Декларации о независимости. Это явление получило название «парад суверенитетов». Правовым последствием этих решений стало объявление приоритета Конституций республик над Конституцией СССР и законами страны.
Власть в СССР строилась на двух механизмах — механизм Советов депутатов и система управления КПСС, они часто дополняли друг друга. При распаде единой страны прежде всего произошло прекращение действия ее Конституции, это в декабре 1991 года произошло на V Внеочередном Съезде народных депутатов СССР, высшем органе власти на тот период. Кроме того, Съезд заявил о прекращении своей деятельности и о роспуске Верховного совета СССР. Высшие органы власти страны перестали существовать.
В 1991 году три республики: Российская Федерация, Украина, Беларусь инициируют создание нового союза государств — СНГ. Если в начале встречи речь шла о возможном подписании нового Союзного договора, инициированного М. Горбачевым, то позиция быстро изменилась. Было заявлено о фактическом распаде СССР и о создании нового надгосударственного образования, СНГ. Подписанные соглашения получили название Беловежских. Вслед за созданием СНГ последовала отставка президента СССР.
После роспуска Верховного Совета СССР и отставки Президента государство прекратило свое существование. Формально об этом было заявлено 21 декабря, когда руководителями 11 республик (Прибалтика и Грузия не участвовали) была подписана Алма-Атинская декларация. Последовательно были ликвидированы или преобразованы в соответствующие учреждения РФ МИД, Государственный Банк СССР. С 20-х чисел декабря 1991 в Кремле работал уже не М. С. Горбачев, а президент Б. Н. Ельцин.
Росархив создавался уже в 1990 году и в рамках борьбы за российский суверенитет зашла речь о передаче в него документов из архивов СССР, относящихся именно к истории России. Национальные архивы имели все союзные республики, у РСФСР его не было. После того, как Россия стала правопреемником СССР, к ней перешли все центральные архивы.
Распад СССР на некоторое время превратил двухполярный мир в однополярный. Он был назван крупнейшей политической катастрофой ХХ века и только сейчас его последствия удается преодолеть.