04.08.2024
#Нефтегазовое дело
42

Трубопроводный транспорт: его особенности

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Понятие трубопроводного транспорта
  2. Типы трубопроводного транспорта
  3. Конструкции и материалы трубопроводов
  4. Технологии и методы транспортировки
  5. Экономические аспекты трубопроводного транспорта
  6. Экологические аспекты трубопроводного транспорта
Краснова Е.
Эксперт по естественным наукам

Понятие трубопроводного транспорта

Определение: Трубопроводный транспорт представляет собой тип транспорта, который способен осуществлять перемещение жидких, твердых, газообразных видов грузов на длительные расстояния по трубопроводам.

Трубопроводный транспорт дает возможность перемещать сырье на длительные расстояния без выполнения промежуточных перегрузок. Ключевой особенностью его считается непрерывность работы. Диаметр трубы в среднем составляет 1420 мм, давление же в них достигает уровня 75 атмосфер. Для того чтобы увеличить производительность трубопроводного транспорта, иногда прибегают к определенным изменениям физико-химических качеств перемещаемого сырья.

Чаще всего, трубопроводы применяется для транспортировки жидких и газообразных грузов. Гораздо реже осуществляется перемещение твердых материалов, таких как уголь или зерно. Длительность трубопровода может варьироваться от нескольких десятков до нескольких сотен километров. Таким способом могут транспортировать грузы на химические или нефтеперерабатывающие заводы, электрические станции. В некоторых ситуациях получателем может стать обычный потребитель.

Типы трубопроводного транспорта

Современный транспорт принято разделять на магистральный, технический и промышленный. Магистральный имеет большую протяженность, может достигать нескольких тысяч километров. Он устанавливается между предприятиями различных областей.  Технический транспорт имеет самую маленькую протяженность. Она не превышает трех километров. Такой тип транспорта необходим для связи технологических процессов на конкретном предприятии. Промышленный тип соединяет предприятия одной отрасли. В среднем его длина составляет десять-пятнадцать километров. 

В зависимости от расположения труб выделяют наземный и морской виды транспорта. Последний представляет собой трубопроводные коммуникации, располагающиеся на дне моря или же в специальных траншеях на глубине. Он необходим для перемещения газа и нефти, в редких случаях с его помощью перекачивают пресную воду.

К прокладке труб приходится подходить требовательно. Необходимо учитывать тип перевозимого груза, режим и условия использования. От этого напрямую зависит диаметр труб и материалы, из которых их изготавливают.

Подводные трубопроводы подразделяются на три группы: распределительные, магистральные и внутрипромысловые.

Распределительные сети распределяют, сортируют грузы между потребителями. Магистральные транспортируют продукты на длительное расстояние. Внутрипромысловые осуществляют доставку добычи либо к точкам первичной переработки, либо к местам, где их закачивают в магистральную сеть.

По данным Большой Российской энциклопедии, в процессе строительства транспортного пути активно применяют трубы из низколегированной стали. На внутреннюю поверхность трубы наносится специальная тонкая прозрачная пленка, выполненная на основе эпоксидной смолы. В процессе производства используются ингибиторы. Это необходимо, чтобы защитить внутреннюю поверхность трубы от разного рода агрессивных воздействий. Степень защиты конструкции и материалы, из которых будет выполняться труба, согласовываются заранее, на этапе проектирования. Выбор материалов напрямую зависит от глубины моря и от тех продуктов, которые будут перемещаться данным видом транспорта.

В процессе выбора места, где будет проложена трасса, учитываются особенности морского дна, его рельеф, размещение начальных и конечных точек пути, наличие судоходных, рыболовных и иных маршрутов. Обязательным условием является исследование отрицательных факторов среды, которые могут влиять на трассу. В том случае, если на предполагаемом маршруте располагается какое -либо препятствие, трассу проводят в обход его или же устраняют помехи.

Конструкции и материалы трубопроводов

Точный состав конструкции трубопровода будет напрямую зависеть от особенностей определенного проекта, от типов грузов, которые будут перемещаться таким способом, рельефа окружающей среды.

Конструкция типичного трубопровода включает в себя следующие элементы: 

  • непосредственно трубы;
  • краны;
  • арматуру;
  • станции распределения и компрессоры;
  • соединители;
  • кожухи;
  • футляры;
  • заглушки или затворы.

Трубы и необходимые комплектующие к ним выполняют из чугуна и стали. В процессе производства могут быть использованы железобетон, пластмассы или асбестоцемент. Практически не применяются в процессе изготовления стекло и керамика.

Технологии и методы транспортировки

Основной характеристикой трубопроводного транспорта можно считать непрерывность транспортировки грузов. Чтобы повысить производительность транспортировки грузов, а в некоторых случаях для ускорения вязких продуктов, изменяют физико-химические свойства грузов — вязкость, температурных режим, производительность подвижного состава. В некоторых ситуациях требуется подогрев или снижение температуры, дегазацию, смешение, обезвоживание и некоторые другие действия. Прежде чем транспортировать грузы, изучают необходимые характеристики и свойства грузов.

Экономические аспекты трубопроводного транспорта

С помощью трубопроводного транспорта осуществляется доставка теплоносителей, к которым относится газ, нефть. Это дает возможность регионам получать доходы от экспорта ресурсов, способствует росту экономики региона. Если район имеет развитую транспортную инфраструктуру, то регион оснащается энергоносителями, что благотворно влияет на развитие промышленности.

Благодаря строительству трубопроводного транспорта происходит развитие инфраструктуры. Постройка трубопроводов требует значительных вложений, что оказывает благотворное влияние на строительный сектор. Это способствует развитию занятости и повышению уровня жизни в регионе. Наличие трубопроводного транспорта способствует развитию других отраслей, к которым относится логистика, ремонт и обслуживание трубопроводов. Этот факт способствует увеличению количества рабочих мест, а также оказывает благотворное влияние на экономику региона.

Если транспортная система хорошо развита, то появляется возможность транспортировать до потребителя газ и нефть. Это приводит к росту производства в регионе. Налаженная система доставки нефти и газа привлекает инвесторов, за счет чего развиваются существующие промышленные предприятия и появляются новые. Поддержку от наличия магистральных трубопроводов получают предприятия химической промышленности, а также производство электроэнергии.

Экономические аспекты развития трубопроводного транспорта много значат для конкретного региона. Привлечение инвесторов, строительство предприятий, внедрение новых технологий способствуют повышению уровня жизни людей, появлению новых рабочих мест.

Трубопроводный транспорт продолжает развиваться и совершенствоваться. С его помощью можно беспрепятственно перемещать грузы на дальние расстояния. К прокладыванию маршрутов стоит отнестись серьезно, так как аварии и повреждения грузов могут привести к серьезным последствиям, особенно если речь идет о подводных трассах. Устранить повреждения полностью будет крайне сложно.

Экологические аспекты трубопроводного транспорта

Эксплуатация трубопроводного транспорта напрямую связана с изменением экологических систем. В процессе строительства вырубаются леса, нарушается естественный дренаж, ухудшается состояние почвы. 

Влияние трубопроводного транспорта на окружающую среду можно охарактеризовать некоторыми факторами:

  • загрязнение грунта и атмосферы;
  • тепловые воздействия, актуальны для зон, где присутствует вечная мерзлота;
  • механические воздействия, к которым относятся изменения русла реки, появление оползней.

Последствия от строительства данного вида транспорта могут быть обратимыми и необратимыми. В первом варианте экологические системы восстанавливаются до того уровня, на котором находились изначально: выполняется рекультивация почвы, проводятся работы, препятствующие дальнейшему обрушению грунта. Второй тип последствий связан с разгерметизацией труб, протечке огнеопасных грузов, что приводит к пожарам. Нефтепродукты загрязняют водоемы. 

Чтобы минимизировать возможность возникновения экологических проблем, проводятся профилактические работы, а также совершенствуются технологии строительства трубопроводного транспорта. В процессе работы выбираются только качественные материалы. 

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту