21.08.2024
#доклад
#конференция
42

Педагогическая диагностика

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Педагогическая диагностика: понятие и функции
  2. Цели педагогической диагностики
  3. Этапы педагогической диагностики
  4. Сущность и значение педагогической диагностики

Педагогическая диагностика: понятие и функции

🤔 Определение

Диагностика — деятельность, направленная на сбор информации в отношении объекта изучения, позволяющая изучить его состояние и свойства.

В педагогической практике объектом диагностики является не только обучающийся, его индивидуальные характеристики, но и педагогический процесс в целом как совместная деятельность его участников. Будучи сложносоставным явлением, образовательный процесс характеризуется рядом параметров, закономерностей его проведения, подлежащих оценке и возможной корректировке.

🤔 Определение

Педагогической диагностикой называется мониторинг состояния процесса обучения посредством систематизированных заданий и оценка его результатов.

По результатам педагогической диагностики принимается решение о корректировке, дополнении или оставлении без изменения учебной деятельности.

В педагогической науке принято подразумевать под диагностикой педагогического процесса систему взаимодействия обучаемых и педагога, в процессе которого обучаемый изучается и целенаправленно преобразуется. В данной сфере педагогика связана с наукой о психологии.

В учебном процессе педагогическая диагностика реализуется посредством следующих функций:

  1. Оценочная. Посредством диагностики производится систематизированная оценка усвоения материала, достигнутого воспитательного эффекта, состояния отдельных личностных качеств обучающихся в отдельные моменты времени. Отдельно оценивается динамика изменений выбранных параметров в зависимости от предпринятых ранее педагогических действий.
  2. Информационная. Диагностика производится в качестве обратной связи от учащегося педагогу — предоставления информации о его положительных и отрицательных чертах личности, учебной активности, заинтересованности в процессе обучения.
  3. Прогностическая. На основании собранной информации и по результатам ее оценки делается вывод об эффективности или неэффективности выбранного подхода к обучению. Диагностика позволяет определить к какому конечному результату ведет педагогический процесс и своевременно контролировать его осуществление.
  4. Корректировочная. Используя собранные диагностические данные, педагог способен своевременно осуществить корректуру учебного материала, приемов его подачи, структуры занятий. Это позволит устранить препятствия для образовательного процесса. 
  5. Стимулирующая. Корректировки, вносимые по результатам диагностики призваны повысить мотивацию и подопечного лица к обучению или воспитанию и педагога. Имеющееся взаимопонимание между сторонами педагогического процесса способствует его эффективности.
  6. Развивающая. Диагностическая методика призвана показать обучающемуся его текущие возможности и задать вектор для саморазвития, в том числе в личностном плане, становлении его характера.

Цели педагогической диагностики

Диагностика в педагогическом процессе направлена на установление следующих общих мировоззренческих результатов учебного процесса:

  • формирование способности ставить и сохранять цели учебного процесса, а также находить средства для их достижения;
  • освоение методов решения креативных и исследовательских задач;
  • навык планирования, контроля и оценки учебных действий согласно целям и условиям их реализации, выбор оптимальных путей достижения результата;
  • способность анализировать причины успеха или неудач в учебной деятельности;
  • развитие базовых логических операций, формирование рассуждений.

Применение диагностики направлено на выявление в первую очередь обстоятельств, препятствующих педагогическому процессу. Закономерности допущения ошибок в конкретных ситуациях выявляются путем постановки разнообразных задач. В ходе их выполнения подопечный демонстрирует сформированные навыки и умения, нуждающиеся либо не нуждающиеся в улучшении.

Педагогу диагностика необходима с целью самоконтроля. В ходе мониторинга навыков, демонстрируемых подопечными педагог отслеживает изменения их развития, делает вывод об эффективности применяемых им педагогических приемов и методов. Самоконтроль производится на этапе планирования учебного процесса, в ходе промежуточной проверки его реализации, итогового контроля усвоения материала и практических навыков подопечными.

Конечная цель педагога, осуществляющего мониторинг, заключается в сборе полной информации о качестве своей деятельности, проработке возможных вариантов ее оптимизации. Без использования диагностических приемов работа педагога бессмысленна и шаблонна, что негативно сказывается на конечном результате.

Этапы педагогической диагностики

При различиях в применяемых методах в зависимости от условий обучения, возрастной категории подопечных лиц, педагогическая диагностика производится поэтапно в соответствии со следующей общей схемой:

1. Начальный этап. Определение начальных навыков и возможностей обучающегося, его личной заинтересованности в участии в учебном процессе. Этап подразумевает знакомство с обучающимся лицом и постановку педагогической деятельности сообразно его навыкам и умениям.

2. Промежуточный этап. Проверка результатов обучения с установленным интервалом — четверть, месяц и т.д. В ходе промежуточного мониторинга вырисовывается динамика освоения педагогической программы отдельными подопечными или по отдельным дисциплинам. Целью промежуточного контроля является оказание целевой предметной помощи подопечным лицам в преодолении ими выявленных педагогом препятствий. В ходе данного этапа педагог пользуется разнообразными приемами проверки: 

  • тестирование;
  • опрос;
  • контрольная работа; 
  • наблюдение за реализацией полученных умений и навыков без непосредственного вмешательства;
  • проверка самостоятельной работы;
  • беседы с обучающимися или родителями.

3. Итоговая проверка. Этап сбора сведений об итогах образовательного процесса — сформированных знаниях, навыках и умениях подопечного. Результаты проверки свидетельствуют о степени эффективности принятых педагогических решений. Производится итоговая проверка путем тестирования или написания контрольных работ.

По результатам педагогической диагностики на любом из этапов составляется педагогический диагноз, содержащий информацию:

  • об усвоении знаний, навыков и умений по предмету;
  • о затруднениях в освоении учебной программы, причинах их возникновения;
  • о прогнозировании потенциальных результатов освоения программы;
  • об изменениях в поведении и развитии обучающихся;
  • об обоснованном педагогически принимаемом по результатам диагностики решении.

Не случайно работа опытного педагога сравнивается с работой врача. Аналогично сбору анамнеза жизни в медицине педагог оценивает предыдущие условия формирования личности учащегося и находит подход для возможной коррекции учебного процесса с целью достижения оптимального педагогического эффекта.

Сущность и значение педагогической диагностики

Сущность диагностики в педагогике заключена в процессе изучения эффективности образовательного или воспитательного процесса исходя из результатов мониторинга деятельности педагога и уровня освоения материала и получения навыков и умений подопечными.

Без диагностической деятельности невозможно полноценное знакомство с новыми обучающимися, анализ их текущей успеваемости. Своевременное выявление и устранение пробелов в знаниях, практических умениях позволяет оказывать адресную педагогическую помощь ученикам. Принятая в настоящее время за основу модель обучения в образовательных учреждениях ставит первоочередной целью поиск слабых сторон учеников, для последующей их корректировки. Таким образом, в образовательном процессе не остается места для самоконтроля учащимися своих навыков и знаний.

При этом, диагностика заключается не только в периодическом контроле подопечных. В ходе действий по диагностике педагог устанавливает и свои упущения, недочеты, допущенные в ходе проработки учебного или воспитательного процесса. Результаты диагностики позволяют реализовать индивидуальный подход в соответствии с потребностями и особенностями отдельных обучающихся или воспитуемых лиц.

Использование диагностики лишь для проверки степени подготовки подопечных лиц без учета их личностных качеств, развитости их способности к обучению, отношения к педагогу и образовательной программе чревато тем, что результаты диагностики будут бесполезны для оптимизации процесса обучения. Успешное освоение программы большинством обучающихся в таком случае становится маловероятным.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!