Рады, что вам понравилась статья 😊
🤔 ОпределениеДиагностика — деятельность, направленная на сбор информации в отношении объекта изучения, позволяющая изучить его состояние и свойства.
В педагогической практике объектом диагностики является не только обучающийся, его индивидуальные характеристики, но и педагогический процесс в целом как совместная деятельность его участников. Будучи сложносоставным явлением, образовательный процесс характеризуется рядом параметров, закономерностей его проведения, подлежащих оценке и возможной корректировке.
🤔 ОпределениеПедагогической диагностикой называется мониторинг состояния процесса обучения посредством систематизированных заданий и оценка его результатов.
По результатам педагогической диагностики принимается решение о корректировке, дополнении или оставлении без изменения учебной деятельности.
В педагогической науке принято подразумевать под диагностикой педагогического процесса систему взаимодействия обучаемых и педагога, в процессе которого обучаемый изучается и целенаправленно преобразуется. В данной сфере педагогика связана с наукой о психологии.
В учебном процессе педагогическая диагностика реализуется посредством следующих функций:
Диагностика в педагогическом процессе направлена на установление следующих общих мировоззренческих результатов учебного процесса:
Применение диагностики направлено на выявление в первую очередь обстоятельств, препятствующих педагогическому процессу. Закономерности допущения ошибок в конкретных ситуациях выявляются путем постановки разнообразных задач. В ходе их выполнения подопечный демонстрирует сформированные навыки и умения, нуждающиеся либо не нуждающиеся в улучшении.
Педагогу диагностика необходима с целью самоконтроля. В ходе мониторинга навыков, демонстрируемых подопечными педагог отслеживает изменения их развития, делает вывод об эффективности применяемых им педагогических приемов и методов. Самоконтроль производится на этапе планирования учебного процесса, в ходе промежуточной проверки его реализации, итогового контроля усвоения материала и практических навыков подопечными.
Конечная цель педагога, осуществляющего мониторинг, заключается в сборе полной информации о качестве своей деятельности, проработке возможных вариантов ее оптимизации. Без использования диагностических приемов работа педагога бессмысленна и шаблонна, что негативно сказывается на конечном результате.
При различиях в применяемых методах в зависимости от условий обучения, возрастной категории подопечных лиц, педагогическая диагностика производится поэтапно в соответствии со следующей общей схемой:
1. Начальный этап. Определение начальных навыков и возможностей обучающегося, его личной заинтересованности в участии в учебном процессе. Этап подразумевает знакомство с обучающимся лицом и постановку педагогической деятельности сообразно его навыкам и умениям.
2. Промежуточный этап. Проверка результатов обучения с установленным интервалом — четверть, месяц и т.д. В ходе промежуточного мониторинга вырисовывается динамика освоения педагогической программы отдельными подопечными или по отдельным дисциплинам. Целью промежуточного контроля является оказание целевой предметной помощи подопечным лицам в преодолении ими выявленных педагогом препятствий. В ходе данного этапа педагог пользуется разнообразными приемами проверки:
3. Итоговая проверка. Этап сбора сведений об итогах образовательного процесса — сформированных знаниях, навыках и умениях подопечного. Результаты проверки свидетельствуют о степени эффективности принятых педагогических решений. Производится итоговая проверка путем тестирования или написания контрольных работ.
По результатам педагогической диагностики на любом из этапов составляется педагогический диагноз, содержащий информацию:
Не случайно работа опытного педагога сравнивается с работой врача. Аналогично сбору анамнеза жизни в медицине педагог оценивает предыдущие условия формирования личности учащегося и находит подход для возможной коррекции учебного процесса с целью достижения оптимального педагогического эффекта.
Сущность диагностики в педагогике заключена в процессе изучения эффективности образовательного или воспитательного процесса исходя из результатов мониторинга деятельности педагога и уровня освоения материала и получения навыков и умений подопечными.
Без диагностической деятельности невозможно полноценное знакомство с новыми обучающимися, анализ их текущей успеваемости. Своевременное выявление и устранение пробелов в знаниях, практических умениях позволяет оказывать адресную педагогическую помощь ученикам. Принятая в настоящее время за основу модель обучения в образовательных учреждениях ставит первоочередной целью поиск слабых сторон учеников, для последующей их корректировки. Таким образом, в образовательном процессе не остается места для самоконтроля учащимися своих навыков и знаний.
При этом, диагностика заключается не только в периодическом контроле подопечных. В ходе действий по диагностике педагог устанавливает и свои упущения, недочеты, допущенные в ходе проработки учебного или воспитательного процесса. Результаты диагностики позволяют реализовать индивидуальный подход в соответствии с потребностями и особенностями отдельных обучающихся или воспитуемых лиц.
Использование диагностики лишь для проверки степени подготовки подопечных лиц без учета их личностных качеств, развитости их способности к обучению, отношения к педагогу и образовательной программе чревато тем, что результаты диагностики будут бесполезны для оптимизации процесса обучения. Успешное освоение программы большинством обучающихся в таком случае становится маловероятным.