Понятие дошкольного образование
Начнем статью с понятия дошкольного образовательного учреждения. В 23 статье Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ дается следующее определение:
🤔 Определение
Дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
В наименовании образовательной организации могут использоваться слова, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся)».
Основные задачи, которые решает ДОУ:
- коррекционная деятельность, которая направлена на устранение психических и физических недостатков детей;
- обеспечение ребенка условиями, в которых он полноценно может прожить все этапы детства, что важно для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей;
- взаимодействие с родителями детей для обеспечения их консультативной и методической помощью в обучении;
- ознакомление детей с семейными, народными традициями, нормами жизни в социуме;
- формирование у ребенка познавательного интереса к деятельности, создание эффективных условий для всестороннего развития.
Дошкольные учреждения ориентированы на потребности в полноценном воспитании детей от 3-х до 7-ми лет. Некоторые ясли можно посещать с двух месяцев.
Успешность деятельности ДОУ оценивается по достигнутым результатам:
- умение наблюдать, слушать, запоминать;
- коммуникативные навыки;
- уверенность в своих силах у ребенка, дисциплинированность;
- сформированные навыки чтения;
- базовые навыки вычислений, выполнения графических действий.
В современном обществе ступень получения дошкольного образования не является обязательной. Родители могут воспитывать детей в домашних условиях. Однако важно понимать, что дошкольное образование способствует формированию гармоничной личности, играет важную роль в физическом, коммуникативном, интеллектуальном, личностном развитии ребенка.
Виды дошкольных образовательных учреждений
По законодательному проекту «Об образовании» ДОУ подразделяются на 5 основных видов:
- Детский сад общеобразовательного вида. В организациях данного типа реализуются основные программы, соответствующие государственным стандартам. Они направлены на полноценное развитие личности. Приоритетны физическое, художественное, интеллектуальное развитие.
- Детский сад присмотра и оздоровления. Посещать его могут дети до трех лет. Они направлены на профилактику ряда заболеваний, на повышение иммунитета малышей. Данный тип учреждений носит рекомендательный характер.
- Детский сад компенсирующего вида. Данный вид организаций оказывает коррекционную помощь детям. Она приоритетна для малышей, у которых выявлены физические, психические проблемы в развитии медико-педагогической и психолого-педагогической комиссией. Для каждой группы (не более 10 человек) в таких садах разрабатывается индивидуальная программа. Занятий, как правило, больше, чем в обычных садах. Посещение детского сада компенсирующего вида возможно только с согласия родителей, опекунов.
- Центр развития ребенка. В таких садах, в отличии от обычных, есть дополнительные занятия. В них можно заниматься в танцевальном кружке, научиться плавать в бассейне, заниматься гимнастикой, получить азы работы за компьютером, что немаловажно на сегодняшний день. Занятия в таких садах ведутся по авторским программам. Для каждого ребенка организуется индивидуальный подход.
- Комбинированные детские группы. Организации данного вида посещают как дети без отклонений, так и малыши с выявленными нарушениями в развитии. Такой подход позволяет детям учиться адаптироваться к условиям окружающего мира. Дети с раннего возраста начинают осознавать, что все люди разные, учатся толерантному отношению. В окружении сверстников малыши не чувствуют себя изгоями, лучше развиваются, наблюдая за игровой, познавательной деятельностью здоровых ребят.
Современная система детских дошкольных учреждений в России
Мир активно двигается вперед, поэтому система ДОУ не может оставаться прежней. Сегодня она функционирует по следующим особенностям:
- быстро реагирует на изменения, подстраивается под потребности общества;
- программы вариативны, в комплексе они эффективно помогают прийти к результату;
- в образовательной деятельности используются инновационные технологии, которые привлекают внимание детей, вызывают интерес к познавательной деятельности;
- предоставление детям свободного времени, когда они могут самостоятельно придумать себе занятие, пообщаться со сверстниками;
- специалисты ДОУ регулярно повышают квалификацию, это обязательное требование, без которого невозможно реализовывать актуальные образовательные программы.
Сегодня в системе дошкольного образования активно развиваются частные детские сады. Из года в год их становится все больше. Их актуальность востребована тем, что в обычный сад сложно попасть из-за длинных очередей. Также одна из причин заключается в удаленности сада от места проживания.
Фото: freepik
Также родители выделяют следующие плюсы частных детских садов:
- небольшие группы, в которых каждому ребенку уделяется достаточное количество внимания в воспитании и развитии, что способствует развитию индивидуальных способностей малыша;
- удобный график работы, многие из них работают до 21:00;
- возможно составление индивидуального меню для малыша;
- возможность родителям контролировать воспитательный процесс, присутствовать на занятиях;
- современные условия: частные сады располагаются в отремонтированных, просторных, уютных помещениях.
Каждое из таких заведений имеет право использовать свои образовательные программы, подстраиваясь под потребности разных семей.
Взаимоотношения родителей и детского дошкольного учреждения
Педагоги и родители в воспитании детей преследуют одну цель: вырастить активного, жизнерадостного, счастливого, здорового ребенка, чтобы он в будущем был успешен в школе, смог реализоваться как гармоничная целостная личность. Однако взаимодействие имеет ряд проблем:
- Родители не доверяют воспитателям. Поэтому советы педагогов проходят мимо ушей, освоение образовательной программы не проверяется, не закрепляется в домашних условиях, не обеспечивается регулярное посещение занятий.
- Проблемы в сотрудничестве с родителями, у которых дети психическими и физическими отклонениями. Сложность в общении заключается в том, что мамы и папы считают, что их ребенок не может жить полноценно в обществе, что невозможно его полноценное развитие и воспитание, они стараются его изолировать от общества, чем наносят вред.
- Родители смотрят на мир ребенка своими глазами. Они не учитывают особенностей, продвигают свою линию воспитания, не слушая воспитателей.
Решение сложностей в общении с родителями преодолевается повышением уровня компетенций воспитателей, что помогает оперативно решать запросы родителей, способствует общению с мамами, папами на уровне эксперта. Главное, дать понять родителям, что воспитание – это не только работа педагогов, но и их задача, важно сотрудничать для получения успешных результатов.