22.08.2024
#доклад
#конференция
42

Иоганн Фридрих Гербарт: вклад немецкого философа в педагогику

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Биография
  2. Идеи Иоганна Фридриха Гербарта

Биография

Иоганн Фридрих Гербарт родом из немецкого Ольденбурга. Родился в 1776 году, получил отличное домашнее образование, с подросткового возраста стал интересоваться философией. В период его обучения в Йенском университете, в Германии и Европе были популярны философские труды Иммануила Канта. Помимо канта Гербарт также интересовался идеями Шеллинга, Фихте и пр. 

Педагогикой Иоганн Фридрих начал профессионально заниматься сразу же после окончания университета. Сначала он был домашним учителем и воспитателем детей известного аристократа фон Штейгера. Весь период первой половины 19 века Гербарт помимо писательской научной деятельности также посвятил себя преподаванию в высших учебных заведениях. Он был педагогом, а Кенигсбергском, Геттингенском, Бургдорфском университетах, в Кенигсберге работал на кафедре философии и педагогики, главой которой в тот период являлся уважаемый и почитаемый в научной сфере Иммануил Кант.

Наиболее значимый вклад в педагогику внесли следующие работы философа: «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания», «Эстетическое представление о мире как главная задача воспитания», «Очерки лекций по педагогике».

Идеи Иоганна Фридриха Гербарта

Иоганн Фридрих Гербарт из философских учений выдвигал цели воспитания, пути достижения которых впоследствии обосновывал с помощью психологии. То есть все свои методы обучения и воспитания философ выводил исходя из учений философии и психологии, а также ввел в науку такое определение как апперцепция.

Идеи в области воспитания

Важным аспектом по мнению ученого является нравственное воспитание учеников. Развитие и становление цельного и нравственного характера по мнению Гербарта должно достигаться пятью идеями:

  • внутренней свободой;
  • справедливостью; 
  • правом;
  • совершенством; 
  • благорасположением. 

Задачи нравственного воспитания согласно учению Иоганна Фридриха:

  1. Удерживать ученика, устанавливая границы дозволенного.
  2. Устанавливать строгие правила поведения, создавая нормативные правила поведения.
  3. Направлять и наставлять ученика, создавая для этого определенные условий.
  4. Не давать воспитаннику усомниться в истине, поддерживая его в спокойствии и ясности ума.
  5. Хвалить за успехи, а также наказывать за провинности. 

Во всех трудах Гербарта отсутствует трудовое воспитание учеников, так как ученый являлся приверженцем воспитания правильной мыслью и разумом. 

Гербарт также вывел в педагогике такое понятие как «воспитывающее обучение», главной сутью которого является то, что за время обучения воспитанник должен самостоятельно анализировать полученную информацию. Философ считал, что недостаточно вбивать в головы учеников значения терминов, необходимо также позволить каждому воспитаннику, исходя из своего опыта, попытаться выявлять положительные и отрицательные стороны теоретических и практических знаний. 

Немалое значение Гербарт выделял религиозному воспитанию. По мнению философов религия способствует выявлению чувства смирения, поэтому способна сдерживать ненужные и лишние порывы молодых людей в процессе обучения и не позволяет отвлекаться, а наоборот поможет сосредоточиться на задачах и целях.  

Иоганн Фридрих также считал, что любой воспитатель должен уважать мнение своих учеников и относится к ним как к личности. По его мнению, важно суметь найти в каждой детской душе доброе и пытаться приумножать это качество. 

Идеи в области обучения

Обучение Гербарт разделял на два направления — преподавание и учение. Философ считал, что «процесс обучения должен проходить согласно определенной очередностью действий, которые проведут ученика к главной цели познания». эту идею немецкий философ взял из трудов Песталоцци, тем самым усовершенствовав его идеи и воплотив все теории на практике преподавания. 

Для того чтобы развить ребенка многостороннего интереса и обширного кругозора, уже с детства необходимо заниматься отбором информации, которую будут получать дети. Гербарт считал, что главной задачей обучения является дисциплинирование поведения детей и упорядочивание поступаемой информации извне. 

Согласно педагогике Гербарта основой обучения является интерес. Ученый выделял несколько видов интереса:

  • социальный;
  • эмпирический;
  • эстетический;
  • умозрительный; 
  • религиозный.

Основные виды обучения:

  1. Описательный. Позволяет выявить жизненный опыт каждого ребенка, чтобы впоследствии дополнить его необходимой информацией. 
  2. Аналитический. Помогает исправить, улучшить и направить мыслительный процесс воспитанника в правильное русло. 
  3. Синтетический. Занимается построением у учеников упорядоченной мыслительной системы. 

К основным методам управления над детьми Гербарт относил угрозы, надзор, запреты, приказы, а также наказания, в том числе и телесные. К вспомогательный методам причислял — любовь и авторитет.

Иоганн Фридрих Гербарт внес большой вклад в нынешние направления педагогики. Однако стоит заметить, что при жизни самого философа и педагога его учения и работы не имели большой популярности и значимости. Взгляды Гербарта были весьма прогрессивными для начала 19 века. Однако уже к концу 19 и началу 20 века именно работы Иоганн Фридрих Гербарт станут основополагающими в развитие западной педагогики. 

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!