22.08.2024
#Педагогика
42

Иоганн Фридрих Гербарт: вклад немецкого философа в педагогику

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Биография
  2. Идеи Иоганна Фридриха Гербарта
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Биография

Иоганн Фридрих Гербарт родом из немецкого Ольденбурга. Родился в 1776 году, получил отличное домашнее образование, с подросткового возраста стал интересоваться философией. В период его обучения в Йенском университете, в Германии и Европе были популярны философские труды Иммануила Канта. Помимо канта Гербарт также интересовался идеями Шеллинга, Фихте и пр. 

Педагогикой Иоганн Фридрих начал профессионально заниматься сразу же после окончания университета. Сначала он был домашним учителем и воспитателем детей известного аристократа фон Штейгера. Весь период первой половины 19 века Гербарт помимо писательской научной деятельности также посвятил себя преподаванию в высших учебных заведениях. Он был педагогом, а Кенигсбергском, Геттингенском, Бургдорфском университетах, в Кенигсберге работал на кафедре философии и педагогики, главой которой в тот период являлся уважаемый и почитаемый в научной сфере Иммануил Кант.

Наиболее значимый вклад в педагогику внесли следующие работы философа: «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания», «Эстетическое представление о мире как главная задача воспитания», «Очерки лекций по педагогике».

Идеи Иоганна Фридриха Гербарта

Иоганн Фридрих Гербарт из философских учений выдвигал цели воспитания, пути достижения которых впоследствии обосновывал с помощью психологии. То есть все свои методы обучения и воспитания философ выводил исходя из учений философии и психологии, а также ввел в науку такое определение как апперцепция.

Идеи в области воспитания

Важным аспектом по мнению ученого является нравственное воспитание учеников. Развитие и становление цельного и нравственного характера по мнению Гербарта должно достигаться пятью идеями:

  • внутренней свободой;
  • справедливостью; 
  • правом;
  • совершенством; 
  • благорасположением. 

Задачи нравственного воспитания согласно учению Иоганна Фридриха:

  1. Удерживать ученика, устанавливая границы дозволенного.
  2. Устанавливать строгие правила поведения, создавая нормативные правила поведения.
  3. Направлять и наставлять ученика, создавая для этого определенные условий.
  4. Не давать воспитаннику усомниться в истине, поддерживая его в спокойствии и ясности ума.
  5. Хвалить за успехи, а также наказывать за провинности. 

Во всех трудах Гербарта отсутствует трудовое воспитание учеников, так как ученый являлся приверженцем воспитания правильной мыслью и разумом. 

Гербарт также вывел в педагогике такое понятие как «воспитывающее обучение», главной сутью которого является то, что за время обучения воспитанник должен самостоятельно анализировать полученную информацию. Философ считал, что недостаточно вбивать в головы учеников значения терминов, необходимо также позволить каждому воспитаннику, исходя из своего опыта, попытаться выявлять положительные и отрицательные стороны теоретических и практических знаний. 

Немалое значение Гербарт выделял религиозному воспитанию. По мнению философов религия способствует выявлению чувства смирения, поэтому способна сдерживать ненужные и лишние порывы молодых людей в процессе обучения и не позволяет отвлекаться, а наоборот поможет сосредоточиться на задачах и целях.  

Иоганн Фридрих также считал, что любой воспитатель должен уважать мнение своих учеников и относится к ним как к личности. По его мнению, важно суметь найти в каждой детской душе доброе и пытаться приумножать это качество. 

Идеи в области обучения

Обучение Гербарт разделял на два направления — преподавание и учение. Философ считал, что «процесс обучения должен проходить согласно определенной очередностью действий, которые проведут ученика к главной цели познания». эту идею немецкий философ взял из трудов Песталоцци, тем самым усовершенствовав его идеи и воплотив все теории на практике преподавания. 

Для того чтобы развить ребенка многостороннего интереса и обширного кругозора, уже с детства необходимо заниматься отбором информации, которую будут получать дети. Гербарт считал, что главной задачей обучения является дисциплинирование поведения детей и упорядочивание поступаемой информации извне. 

Согласно педагогике Гербарта основой обучения является интерес. Ученый выделял несколько видов интереса:

  • социальный;
  • эмпирический;
  • эстетический;
  • умозрительный; 
  • религиозный.

Основные виды обучения:

  1. Описательный. Позволяет выявить жизненный опыт каждого ребенка, чтобы впоследствии дополнить его необходимой информацией. 
  2. Аналитический. Помогает исправить, улучшить и направить мыслительный процесс воспитанника в правильное русло. 
  3. Синтетический. Занимается построением у учеников упорядоченной мыслительной системы. 

К основным методам управления над детьми Гербарт относил угрозы, надзор, запреты, приказы, а также наказания, в том числе и телесные. К вспомогательный методам причислял — любовь и авторитет.

Иоганн Фридрих Гербарт внес большой вклад в нынешние направления педагогики. Однако стоит заметить, что при жизни самого философа и педагога его учения и работы не имели большой популярности и значимости. Взгляды Гербарта были весьма прогрессивными для начала 19 века. Однако уже к концу 19 и началу 20 века именно работы Иоганн Фридрих Гербарт станут основополагающими в развитие западной педагогики. 

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту