Рады, что вам понравилась статья 😊
Иоганн Фридрих Гербарт родом из немецкого Ольденбурга. Родился в 1776 году, получил отличное домашнее образование, с подросткового возраста стал интересоваться философией. В период его обучения в Йенском университете, в Германии и Европе были популярны философские труды Иммануила Канта. Помимо канта Гербарт также интересовался идеями Шеллинга, Фихте и пр.
Педагогикой Иоганн Фридрих начал профессионально заниматься сразу же после окончания университета. Сначала он был домашним учителем и воспитателем детей известного аристократа фон Штейгера. Весь период первой половины 19 века Гербарт помимо писательской научной деятельности также посвятил себя преподаванию в высших учебных заведениях. Он был педагогом, а Кенигсбергском, Геттингенском, Бургдорфском университетах, в Кенигсберге работал на кафедре философии и педагогики, главой которой в тот период являлся уважаемый и почитаемый в научной сфере Иммануил Кант.
Наиболее значимый вклад в педагогику внесли следующие работы философа: «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания», «Эстетическое представление о мире как главная задача воспитания», «Очерки лекций по педагогике».
Иоганн Фридрих Гербарт из философских учений выдвигал цели воспитания, пути достижения которых впоследствии обосновывал с помощью психологии. То есть все свои методы обучения и воспитания философ выводил исходя из учений философии и психологии, а также ввел в науку такое определение как апперцепция.
Важным аспектом по мнению ученого является нравственное воспитание учеников. Развитие и становление цельного и нравственного характера по мнению Гербарта должно достигаться пятью идеями:
Задачи нравственного воспитания согласно учению Иоганна Фридриха:
Во всех трудах Гербарта отсутствует трудовое воспитание учеников, так как ученый являлся приверженцем воспитания правильной мыслью и разумом.
Гербарт также вывел в педагогике такое понятие как «воспитывающее обучение», главной сутью которого является то, что за время обучения воспитанник должен самостоятельно анализировать полученную информацию. Философ считал, что недостаточно вбивать в головы учеников значения терминов, необходимо также позволить каждому воспитаннику, исходя из своего опыта, попытаться выявлять положительные и отрицательные стороны теоретических и практических знаний.
Немалое значение Гербарт выделял религиозному воспитанию. По мнению философов религия способствует выявлению чувства смирения, поэтому способна сдерживать ненужные и лишние порывы молодых людей в процессе обучения и не позволяет отвлекаться, а наоборот поможет сосредоточиться на задачах и целях.
Иоганн Фридрих также считал, что любой воспитатель должен уважать мнение своих учеников и относится к ним как к личности. По его мнению, важно суметь найти в каждой детской душе доброе и пытаться приумножать это качество.
Обучение Гербарт разделял на два направления — преподавание и учение. Философ считал, что «процесс обучения должен проходить согласно определенной очередностью действий, которые проведут ученика к главной цели познания». эту идею немецкий философ взял из трудов Песталоцци, тем самым усовершенствовав его идеи и воплотив все теории на практике преподавания.
Для того чтобы развить ребенка многостороннего интереса и обширного кругозора, уже с детства необходимо заниматься отбором информации, которую будут получать дети. Гербарт считал, что главной задачей обучения является дисциплинирование поведения детей и упорядочивание поступаемой информации извне.
Согласно педагогике Гербарта основой обучения является интерес. Ученый выделял несколько видов интереса:
Основные виды обучения:
К основным методам управления над детьми Гербарт относил угрозы, надзор, запреты, приказы, а также наказания, в том числе и телесные. К вспомогательный методам причислял — любовь и авторитет.
Иоганн Фридрих Гербарт внес большой вклад в нынешние направления педагогики. Однако стоит заметить, что при жизни самого философа и педагога его учения и работы не имели большой популярности и значимости. Взгляды Гербарта были весьма прогрессивными для начала 19 века. Однако уже к концу 19 и началу 20 века именно работы Иоганн Фридрих Гербарт станут основополагающими в развитие западной педагогики.