05.11.2024
#доклад
#конференция
42

Личностно-ориентированная технология обучения

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Понятие личностно-ориентированного обучения
  2. Принципы применения
  3. Как организовать учебное занятие по технологии личностно-ориентированного обучения
  4. Подведем итоги

На создание этой статьи у нашей команды ушло 28 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, преподаватель и контент-менеджер.

Понятие личностно-ориентированного обучения

🤔 Определение

Личностно-ориентированное обучение — это педагогический подход, в котором центром образовательного процесса становится личность ученика. В отличие от традиционных методов, ориентированных на усвоение фиксированного объема знаний, данный подход учитывает индивидуальные особенности, интересы, потребности и склонности каждого учащегося.

Основная цель личностно-ориентированного обучения — развитие индивидуальности студента, его способности к самостоятельному мышлению, критическому анализу и креативности.

Значение личностно-ориентированного обучения:

  1. Адаптация к потребностям ученика. Благодаря персонализированному подходу, учебная программа и методы обучения могут быть скорректированы в зависимости от сильных и слабых сторон каждого ученика.
  2. Развитие мотивации. Учащиеся более мотивированы к обучению, когда они видят связь между своими интересами и тем, что они изучают. Это способствует формированию внутренней мотивации и ответственности за собственное обучение.
  3. Формирование критического мышления. Личностно-ориентированное обучение акцентирует внимание на развитии навыков анализа и синтеза, что способствует формированию критического мышления и способности к решению проблем.
  4. Углубление социальных навыков. В рамках данного подхода зачастую используются групповые и командные задания, что способствует развитию коммуникационных навыков и умению работать в коллективе.
  5. Создание комфортной образовательной среды. Такой подход предполагает создание благоприятной атмосферы, в которой учащиеся чувствуют себя свободно, могут выражать свои мысли и чувства, а также проявлять инициативу.
  6. Подготовка к изменчивому миру. Личностно-ориентированное обучение готовит учащихся к жизни в условиях быстрого изменения технологий и требований рынка труда, развивая у них адаптивные способности.

Принципы применения

Применение личностно-ориентированной технологии обучения основывается на ряде принципов, которые помогают создать эффективную образовательную среду, способствующую развитию индивидуальности каждого учащегося. Вот ключевые принципы:

  1. Индивидуализация обучения. Каждый учащийся уникален, поэтому необходимо адаптировать учебный процесс под его способности, интересы и потребности. Это включает в себя выбор методов, темпа и содержания обучения.
  2. Субъект-субъектные отношения. Образовательный процесс строится на основе партнерства между учителем и учеником. Учитель не просто передает знания, но и является наставником и советчиком, помогающим учащемуся осознать свои способности.
  3. Активное участие учащихся. Ученики должны быть активными участниками образовательного процесса. Это предполагает использование методов, способствующих включению учащихся в обсуждения, проекты и исследования, а также возможности для самостоятельной работы.
  4. Формирование критического мышления. Учебный процесс должен способствовать развитию критического и аналитического мышления, поощрять вопросы, обсуждения и анализ информации, что помогает учащимся формировать собственные точки зрения.
  5. Рефлексивность. Обучение должно включать элементы самооценки и рефлексии, позволяя учащимся осмысливать свой опыт, анализировать успехи и неудачи, что способствует личностному росту и развитию.
  6. Создание комфортной образовательной среды. Важным аспектом является создание безопасной и поддерживающей атмосферы, где учащиеся могут свободно выражать свои мысли и чувства, не опасаясь критики.
  7. Разнообразие методов и технологий. Применение различных методов обучения (игровые, проектные, исследовательские и пр.) помогает учесть разные стили и предпочтения учащихся, что делает процесс более интересным и эффективным.
  8. Социальная ориентация. Обучение должно включать элементы взаимодействия и работы в группе, развивая командные навыки и социальную ответственность учащихся.
  9. Системный подход. Необходимо рассматривать личность ученика как нечто целостное и учитывать не только академические знания, но и эмоциональное, социальное, нравственное и физическое развитие.
  10. Непрерывное развитие. Образовательный процесс должен быть динамичным, позволяющим учащимся не только усваивать знания, но и стремиться к личностному и профессиональному росту на протяжении всей жизни.

Следуя этим принципам, преподаватели создают среду, в которой учащиеся развиваются как личности, способные адаптироваться к вызовам современного общества.

Как организовать учебное занятие по технологии личностно-ориентированного обучения

Образовательная система стремится перейти от традиционного метода преподавания, ориентированного на передачу знаний, к ориентированным на личность учащегося.

Рассмотрим основные принципы организации занятия.

Определение цели и задач занятия

Перед началом занятий важно четко определить цели, которые будут достигнуты. Цели включают: освоение новых знаний и развитие навыков критического мышления, самооценки и групповой работы. Задачи прописываются с учетом особенностей учащихся.

Подготовка к занятию

На этапе подготовки учитываются интересы учащихся и выбирается тема, которая будет близка. Важно предоставить учащимся возможность влиять на выбор темы, позволяя самим координировать учебный процесс.

Составление плана занятия

Планирование занятия гибкое, что дает вносить коррективы по мере необходимости. Структура занятия включает:

  • вводную часть (мотивирование учащихся);
  • основную часть (изучение нового материала через активные методы);
  • заключительную часть (рефлексия и самооценка).

Использование активных методов обучения

Классические лекции и семинары уступают место интерактивным методам. Примеры таких методов включают:

  • Групповые дискуссии — размещение учащихся в малые группы для обсуждения темы помогает развивать навыки общения и сотрудничества.
  • Проектная работа — учащиеся работают над проектами, которые имеют практическое применение, способствуют исследовательской деятельности и вовлекают их эмоционально.
  • Игровые технологии — ролевые игры и симуляции помогают учащимся окунуться в ситуацию, развивая критическое мышление и эмпатию.

Учет индивидуальных особенностей учащихся

В рамках личностно-ориентированного подхода необходимо уделять внимание индивидуальным различиям учащихся. Это проявляется в:

  • предложении путей изучения материала (например, видео, текстовые источники, практические задания);
  • учете стилей образования: визуальный, аудиальный, кинестетический;
  • предоставлении выбора: учащиеся выбирают, как и с кем будут работать.

Создание комфортной атмосферы

Динамика группы зависит от психоэмоционального климата. Важно создать атмосферу поддержки и уважения, чтобы каждый учащийся чувствовал себя комфортно и был готов участвовать в обсуждениях.

Рефлексия и самооценка

Заключительная часть занятия включает рефлексию. Учителя задают вопросы, которые помогут учащимся осмыслить полученные знания и навыки. Например:

  • Что нового вы узнали?
  • Какие задачи были сложными, а какие — легкими?
  • Как вы можете применить эти знания на практике?

Обратная связь

Обратная связь — ключевой элемент личностно-ориентированного обучения. Она должна быть оценочной и конструктивной, помогать учащимся осмысливать свои успехи и области для улучшения.

Подведем итоги

Организация учебного занятия по технологии личностно-ориентированного обучения требует внимательности к каждому учащемуся, гибкости в подходах и использовании инновационных методов. Эффективно организованное занятие способствует не только осмыслению учебного материала, но и развитию личностных качеств студентов, что является важным аспектом их общего развития и подготовки к жизни в современном обществе. В конечном итоге, личностно-ориентированное обучение позволяет создавать более гармоничную и глубокую образовательную среду, где учащиеся чувствуют свою значимость и могут развиваться как личности.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!