23.08.2024
#Педагогика
42

Методика «Кактус» М. А. Панфиловой: определение, сущность, порядок проведения и интерпретация полученных результатов

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Описание методики
  2. Процедура проведения
  3. Обработка и интерпретация результатов
  4. Показатели и интерпретация
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Детская психология — сложная и многогранная область, требующая особого подхода к диагностике эмоционального состояния ребенка. Марина Александровна Панфилова, известный детский психолог, внесла значительный вклад в развитие этой сферы, разработав ряд эффективных методик. Одна из них — методика «Кактус», которая позволяет деликатно и точно определить эмоциональное состояние ребенка, наличие агрессивности или негативного настроения. В данной статье мы подробно рассмотрим сущность этой методики, порядок ее проведения и способы интерпретации результатов.

Описание методики

Методика «Кактус», разработанная М. А. Панфиловой, представляет собой проективный тест, направленный на выявление эмоционального состояния ребенка. Основная идея методики заключается в том, что ребенку предлагается нарисовать кактус. Через этот рисунок ребенок неосознанно передает информацию о своем внутреннем мире, наличии стресса или агрессии.

Марина Александровна Панфилова — доцент психологических наук в Московском Государственном Медико-Стоматологическом Университете имени А. И. Евдокимова (МГМСУ). Она основала детский центр «Отношение» и разработала ряд эффективных методик для работы с детьми.

Ключевые аспекты методики «Кактус»:

  • Выявление наличия стресса и переживаний, определение их интенсивности.
  • Определение наличия агрессивного настроения, его причин, направления и интенсивности.
  • Оценка способности ребенка противостоять стрессу.

Методика позволяет выявить различные аспекты детской психики, такие как целеустремленность, эгоцентричность, демонстративность, скрытность и импульсивность. Важно отметить, что все эти характеристики определяются косвенно, через анализ рисунка, что делает методику особенно ценной при работе с детьми, которые могут испытывать трудности при прямом выражении своих эмоций.

Процедура проведения

Проведение методики «Кактус» требует тщательной подготовки и соблюдения определенных условий. Ключевое требование — ребенок должен понимать, что такое кактус и как он выглядит. Также необходимо, чтобы ребенок умел пользоваться карандашами или ручками и имел представление о цветах.

Необходимые материалы для проведения методики:

  • бумага формата А4;
  • простые и цветные карандаши или ручки.

Порядок проведения методики следующий:

  1. Ознакомление детей с заданием. Психолог объясняет, что нужно нарисовать кактус, и убеждается, что все дети поняли задание.
  2. При необходимости — краткий рассказ о кактусе. Если кто-то из детей не знает, что такое кактус, психолог в доступной форме рассказывает о внешнем виде и особенностях этого растения.
  3. Выдача задания и установка таймера на 30 минут.
  4. Контроль процесса рисования. Психолог следит за атмосферой в группе, отвечает на вопросы детей, обеспечивает спокойную обстановку.
  5. Сбор рисунков и их анализ.

После завершения рисования психолог может задать ребенку ряд вопросов о его кактусе. Важные вопросы включают: характеристику кактуса (дикий или домашний), возможность прикасаться к нему, интенсивность его колючести, отношение кактуса к уходу и заботе, представление о том, как кактус изменится, когда вырастет.

Обработка и интерпретация результатов

Анализ рисунков в методике «Кактус» требует внимательного подхода и учета множества факторов. Ключевые аспекты для анализа:

  • Характер линий. Сильное нажатие и интенсивная штриховка могут указывать на наличие стресса или агрессии. Слабый, едва заметный нажим может говорить о низкой эмоциональной экспрессивности.
  • Размер и расположение рисунка. Большой рисунок может свидетельствовать о высокой самооценке, маленький — о низкой. Расположение кактуса в верхней части листа может говорить о высокой самооценке, в нижней — о заниженной.
  • Детали рисунка. Наличие горшка у кактуса может символизировать стремление к домашнему уюту. Количество и размер иголок могут отражать степень агрессивности или защитных механизмов ребенка.
  • Цветовая гамма рисунка также несет важную информацию. Например, преобладание зеленого цвета может говорить о стабильности и уравновешенности, красного — о наличии агрессивных факторов.

Важно помнить, что интерпретация результатов должна проводиться комплексно, с учетом всех аспектов рисунка и ответов ребенка на дополнительные вопросы. Только такой подход позволит получить наиболее полную и достоверную картину эмоционального состояния ребенка.

Показатели и интерпретация

При анализе рисунков в методике «Кактус» психолог обращает внимание на ряд ключевых показателей:

  • Сюжет рисунка. Наличие горшка может символизировать стремление к домашнему уюту. Реалистичное изображение кактуса может говорить о зрелости психики, в то время как мультяшное — о творческом, идеалистическом подходе.
  • Цветовая гамма рисунка несет важную информацию об эмоциональном состоянии ребенка. Преобладание зеленого цвета может указывать на постоянство и уравновешенность. Желтый цвет может свидетельствовать о страхе отвержения. Синий часто ассоциируется с комфортом и уютом. Красный цвет может указывать на наличие агрессии или стресса.
  • Ответы на дополнительные вопросы также играют важную роль в интерпретации. Они помогают уточнить и дополнить информацию, полученную из анализа рисунка. Важно отметить, что нет четкой и однозначной трактовки ответов — их нужно рассматривать в контексте всего исследования.
  • Комплексный подход к анализу всех аспектов — характера линий, размера и расположения рисунка, деталей, цветовой гаммы и ответов на вопросы — позволяет получить наиболее полную и достоверную картину эмоционального состояния ребенка.

Методика «Кактус» М. А. Панфиловой представляет собой эффективный инструмент для диагностики эмоционального состояния детей. Она позволяет деликатно и ненавязчиво выявить наличие стресса, агрессии, оценить самооценку ребенка и его отношение к окружающему миру. Важно помнить, что результаты этой методики должны рассматриваться в комплексе с другими диагностическими инструментами и наблюдениями за поведением ребенка.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту