01.08.2024
#Педагогика
42

Методы обучения в педагогике. Классификация, примеры, правила применения

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Определения
  2. Словесные методы обучения
  3. Наглядные методы обучения
  4. Практические методы обучения
  5. Игровые методы обучения
  6. Проблемный метод обучения
  7. Метод проектов
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Определения

Определение Педагогика — это наука занимающаяся законами образования и воспитания человека.

В сферу интересов педагогики входят закономерности психического развития человека, возрастные периоды, восприимчивые к обучению тому или иному виду деятельности, закономерности успешной передачи знаний и опыта.

Определение Обучение – это спланированная педагогом деятельность, конечной целью которой является усвоение учеником определенных знаний и навыков.

Эффективность обучения во многом зависит от личности педагога и его поведения по отношению к обучающемуся.

Определение Метод обучения – это способ организации учебного процесса.

Метод включает в себя:

  • постановку конкретной учебной задачи в соответствии с уровнем познавательных и умственных способностей учеников;
  • разработку учебных действий для реализации учебной задачи;
  • дидактический анализ результатов учебного процесса.

Словесные методы обучения

Определение Под словесными методами обучения понимается любая вербальная (устная) передача учебного материала от учителя ученикам.

Такой способ позволяет быстро донести до слушателей большой объем новой информации, обратить внимание на научные проблемы в изучаемой теме и обозначить пути их решения. Восприятие информации на слух активизирует чувства, память, воображение учащихся. Большую роль в эффективности этого метода играет педагогическое мастерство лектора: отношение учеников к теме и к учебному предмету в целом зависит от того, насколько интересно был преподнесен учебный материал.

К словесным методам обучения относятся:

  • изложение — устное повествование о явлениях, предметах и событиях.
  • рассказ — краткое, последовательное изложение исторических и литературных событий.
  • беседа — диалог между педагогом и обучающимися. Педагог задает вопрос по теме урока слушателям, разбирает полученный ответ. В свою очередь ученики также могут задать педагогу вопрос и получить развёрнутый ответ. Заранее спланированная учителем последовательность вопросов позволяет ученикам более подробно разобрать тему, понять ее и усвоить. Помимо этого, беседа позволяет педагогу оценить, насколько хорошо учащиеся усвоили пройденный ранее материал.
  • объяснение — разбор конкретных фактических закономерностей, присущих свойств и имеющихся правил. Темой для объяснения может быть строение тела человека, химическая формула или правила русского языка.
  • Объясняя, педагог приводит подтверждения, доказательства изучаемого явления. Для достижения эффективности метода используют средства наглядности: яркие примеры из жизни, графики, схемы, таблицы, плакаты. С помощью этого учебный материал воспринимается не только на слух, но и визуально. Это способствует лучшему пониманию и запоминанию.
  • лекция — мышление перед аудиторией, раздумье, анализ, который вслух проводит лектор.

Существует несколько видов лекций:

1. Проблемная лекция. Ее основой является вопрос, проблема, которые необходимо решить. Для решения проблемного вопроса требуется размышление, а не простой готовый ответ. Посредством этого метода достигаются следующие дидактические цели:

  • более полное и включенное усвоение учениками теоретических знаний;
  • стимуляция творческого, нестандартного мышления;
  • повышение учебной мотивации за счет познавательного интереса.

2. Лекция-визуализация. Сочетание в лекции словесных и наглядных методов обучения.

3. Лекция с заранее запланированными ошибками. Лектор намеренно допускает в лекции грубую ошибку или в середине лекции противоречит сказанному ранее. Это активизирует внимание слушателей и разбавляет монотонность лекционного процесса. Кроме этого, частое использование такого вида лекции развивает у учеников умение оперативно анализировать поступающие сведения, вычленять из услышанного неверную, противоречивую информацию.

Наглядные методы обучения

Используются для наглядно-чувственного знакомства с различного рода явлениями, процессами и предметами. К ним относятся:

  • рисунки;
  • схемы;
  • репродукции;
  • экранные изображения.

Наглядные методы обучения делятся на 3 большие группы:

  1. Наблюдения. Процесс наблюдения за изучаемым объектом или явлением служит источником новых знаний. Урок по методу наблюдения проводят во время экскурсии, похода, посещения музея;
  2. Иллюстрации. Зарисовки, плакаты, модели, схемы, таблицы;
  3. Демонстрации. Включение в учебный процесс опытов, приборов, кинофильмов.

Некоторые средства наглядности относятся к смешанным. Например, на компьютере можно и продемонстрировать график и смоделировать изучаемый процесс.

Правила использования наглядных методов:

  • Соответствие содержания наглядных пособий возрасту учеников.
  • Средства наглядности должны быть понятны ученикам. Для этого в начале урока педагог объясняет, что представляет собой наглядное пособие: какие данные представлены в таблице или что означают схематические линии на макете.
  • Наглядное пособие должно быть хорошо видно слушателям.

Практические методы обучения

Используются для формирования у учащихся практических умений и навыков. Благодаря практическому опыту обучение становится увлекательным, интерактивным и запоминающимся. Ученики лучше понимают, как применять теоретические знания на практике, а также обретают уверенность в знаниях.

Выделяют следующие виды:

  • Упражнения — многократное выполнение заданных действий, направленных на усвоение теоретических знаний и совершенствование владения приобретенным практическим навыком. Основной целью этого типа заданий является связь теории с практикой, а именно: демонстрация учащимся практического применения знаний в конкретной деятельности.
  • Лабораторные работы – проведение учениками опытов по заданию и под контролем учителя. Изучаемое явление рассматривается при помощи технических средств-приборов.
  • Практика. В ходе работы ученики закрепляют полученные знания в реальной деятельности. Совершенствуется алгоритм действий, самоконтроль, выявление и понимание своих недочетов и пробелов в знаниях.

Игровые методы обучения

Форма деятельности в условиях имитации реальных ситуаций. Для достижения определенной цели и результата ученик в игровой форме применяет имеющиеся знания и усваивает новые.

Игровая деятельность:

  • вызывает положительные эмоции;
  • снижает напряжение вызываемое ситуацией обучения (оценивающий преподаватель, страх перед плохой оценкой);
  • создают комфортную психологическую атмосферу обучения.

Благодаря этому уменьшается сопротивление учащихся сложному для понимания и запоминания материала. Игровая форма занятия вызывает интерес к изучаемой теме, повышает мотивацию для ее изучения.

Проблемный метод обучения

Метод, в основе которого лежит создание проблемной ситуации и предложение ученикам совместно с педагогом эту ситуацию разрешить. Основой проблемы является противоречие из категории диалектики. В процессе урока создается противоречие, которое решают ученики совместно с учителем.

Это способствует активному включению учеников в учебный процесс. Решение вопроса требует от учеников актуализации имеющихся знаний, стимулирует познавательную активность, творческие способности, инициативность и самостоятельность мышления.

Проблемный метод отвечает требованиям современной общеобразовательной системы, ориентирующейся на закономерности развития личности и психики человека, воспитание творческой личности.

Урок с использованием проблемного метода строится по следующей схеме:

  1. Постановка проблемной ситуации или вопроса. К примеру, учитель задает проблему: фигура Настасьи Филипповны в произведении Ф. М. Достоевского «Идиот».
  2. Осознание проблемной ситуации. Мнения учащихся разделяются на 2 группы: обвинители персонажа и еt защитники. Стороны аргументируют свою позицию.
  3. Поиск решения проблемы. Педагог тезисно выписывает на доске в 2 колонки аргументы сторон.
  4. «Ага-реакция». После того как стороны высказались, ученики совместно с педагогом находят оптимальный баланс в описании личности.
  5. Применение нового знания и рефлексия. Ученики приходят к единому мнению касательно персонажа Настасьи Филипповны: ее истории, мотивации поступков, оценки душевных качеств.
  6. Закрепление знаний. В результате такого урока знания о сюжете произведения, его смысл и различные нити повествования прочно закрепляются в памяти.

Проблемный метод обучения может иметь вид:

  • Эвристический или частично-поисковый. Педагог задает проблему и вовлекает обучающихся в обсуждение;
  • Репродуктивный метод. Постановка проблемы, пути и способы ее решения делаются по аналогии с каким-либо примером.
  • Метод проблемного изложения. В ходе такого урока учитель задает проблему и решает ее в одиночку. Ученики выступают в роли пассивных слушателей. Такими образом педагог создает интригу и стимулирует учеников внимательно слушать, чтобы в конце урока услышать ответ на поставленный в начале вопрос.
  • Исследовательский метод. Учитель создает проблемную ситуацию. Далее вся работа принадлежит ученикам: сформулировать конкретный научный запрос, цель, гипотезу, задачи и способы решения проблемы. Учитель выступает в роли консультанта.

Метод проектов

Представляет собой творческую деятельность ученика основой которой является научный или художественный труд.

К примеру: в театральной постановке изобразить один из исторических периодов страны, в мультипликационном фильме рассказать о проблеме экологии и возможных путях решения этой проблемы или перенести художественную сцену из средневекового романа в наши дни, в офисную обстановку. Также проектом могут выступать различные игры, выпуск журнала, путешествие. Такая учебная деятельность интересна учащимся, так как в ней ученик может раскрыть свой творческий потенциал, остроумие, активность, исследовательские и познавательные способности, фантазию и самостоятельность. Всё это способствует повышению мотивации к обучению и совершенствованию знаний и навыков.

Стоит отметить, что за содержание проекта и за особенности подготовки к его презентации отвечает сам ученик. Он может обращаться к педагогу за советом и консультацией, прислушиваться к его замечаниям, но окончательное решение по всем вопросам принимает сам обучающийся. Этот факт способствует активизации внутренней мотивации, когда хороший результат — это не ответ на угрозу плохой отметки, а личное желание ребенка сделать качественную и интересную работу.

Использование метода проектов должно отвечать следующим требованиям:

  1. Наличие исследовательской и творческой значимости поставленной задачи или проблемы, которая требует интегрированного знания и поисковой активности для её решения;
  2. Найденное решение задачи должно иметь практический или теоретический смысл;
  3. Проект должен предполагать как самостоятельную, так и групповую работу;
  4. Проект должен иметь четкую структуру;
  5. При работе над проектом используются исследовательские методы обучения: выявление проблемы и определение её актуальности, практическое значение решения проблемы, задачи научного исследования, гипотезы решения проблемы, методы, которые можно использовать для решения проблемы, оформление результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, формулировка выводов.

Е.С. Полат приводит классификацию проектов по типам:

  1. По ведущему виду деятельности: творческий, игро-ролевой, исследовательский, практико-ориентационный, информационный;
  2. По содержательно-предметной части: монопроект (в рамках одной области знаний), межпредметный проект (требующий знаний из различных областей науки);
  3. По характеру управления проектом извне: открытый - непосредственная координация, скрытый – педагог имитирует полноценного участника проекта;
  4. По характеру контактов: внутренний, региональный, международный;
  5. По количеству участников проекта: личностные, парные, групповые;
  6. По продолжительности проекта: краткосрочный, среднесрочный (1–2 месяца), долгосрочный (до года).

Работа над проектом включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовительный. Предложение педагогом определенной темы, введение в нее и обсуждение. Задача педагога на данном этапе состоит в создании творческой атмосферы в группе, побуждении желания изучить данную проблему, настрой учеников на поиск и обнаружение конкретной проблемы, решение которой отвечает их интересам. Выдвижение и обсуждение рабочих гипотез. Распределение участников по рабочим группам.
  2. Планирование. Выбор методов работы, предпочтительных источников информации, составление плана работы, определение формы в которой будет презентация проекта (доклад, видеофильм, стенгазета).
  3. Деятельностный этап. На этом этапе ученик реализует свои языковые и речевые знания, умения и навыки на практике. Изучение научной литературы, книг, учебников, интернет-статей на английском языке служат развитию исследовательских и речевых умений школьника. Обсуждение основных положений и идей служат поводом для межкультурного сотрудничества и общения. Учащиеся совершенствуют навыки преобразовывать изначальный текст под свои потребности и задачи, формулировать аргументированные высказывания, опираясь на источник. Информация из списка литературы может не только читаться, но и восприниматься учениками на слух (с помощью тематических видео). На данном этапе осуществляется промежуточной контроль деятельности учеников педагогом-координатором (по желанию самих участников) и консультации с ним по вопросам вызывающим затруднения.
  4. Презентативно-оценочный этап: выступление участников проекта с презентацией и защитой. Оценивание и анализ проделанной работы. Выявление ошибок и их причин. Обсуждение удачных решений и действий, а также практических перспектив найденного решения проблемы. Обсуждение новых тем проектов.
Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту