30.07.2024
#доклад
#конференция
42

Определение и средства физического воспитания. Его значение в обществе

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Что такое физическое воспитание?
  2. Какие понятия входят в физическое воспитание?
  3. Какие существуют средства физического воспитания
  4. Как происходит обучение физическому воспитанию?
  5. Какие характеристики развиваются при физическом воспитании?
  6. Какое значение имеет физическое воспитание?
  7. Заключение

Что такое физическое воспитание?

Физическое воспитание считают частью образовательной программы. В ходе него человек осваивает двигательные упражнения. Улучшает свои характеристики тела. Например, силу и выносливость. Получает небольшие познания в физкультуре и спорте. Формирует правильное отношение к физическим занятиям.

Физическое воспитание формировалось с течением истории. В создании участвовали медицина, философия, естественные и гуманитарные науки. В результате мы имеем представление о совершенном физическом развитии тела человека.

Какие понятия входят в физическое воспитание?

Физическое воспитание — система, в которой каждое понятие взаимосвязано. Рассмотрим более подробно.    

Физическое формирование

Определение: Физическое формирование — это действие окружающей среды на тело человека.Его результат — телесное развитие.

Его условно можно поделить на два типа: стихийное и целенаправленное.

Стихийное формирование достигается действием случайных факторов. Целенаправленный вариант происходит, если человек сам влияет на свое развитие. Например, приходит в спортзал и поднимает штангу. 

Физкультурная работа

Это деятельность человека, направленная на себе и окружающим. Благодаря ей он достигает своего физического совершенства.

Физическая культура

Определение: Физическая культура — это наука, которая разрабатывает методы и принципы организации физической работы. Работает как с одним человеком, так и с обществом в целом. Формирование физического совершенства людей является ее главной задачей.

Физкультура, как наука, формирует свою теоретическую основу, составляет статистику состояния физического здоровья людей конкретного региона, отвечает на вопросы взаимосвязи спортивного развития и здоровья человека.

Физическая подготовка

Это процесс обучения навыкам и упражнениям в физкультуре. Нужен для повышения телесных характеристик.

Физическое совершенство

Представляет собой эталон физического развития тела человека. Тот идеал, к которому стремятся во время занятий спортом.

Какие существуют средства физического воспитания

Наука физической культуры ставит вопрос о пути достижения правильного воспитания. Ученые выделили несколько десятков методов. Рассмотрим самые популярные на сегодняшний день.

Физические упражнения (процедуры)

Определение: Физические упражнения — это двигательные действия, направлены на активизацию и рост мускулатуры. Они стимулируют обмен веществ. Благодаря им укрепляется организм и улучшается работа органов.

Стоит отличать упражнения от обычных бытовых движений. Физические процедуры мы выполняем целенаправленно. А бытовые действия выполняются спонтанно или в ходе другой деятельности. Например, бег может быть тренировкой. А еще мы переходим на бег, когда опаздываем. Чтобы не путать эти два вида движений, рассмотрим признаки физических упражнений:

  • работают с человеческой природой;
  • являются частью физического воспитания;
  • выполняются сознательно;
  • физические упражнения – знания.

Хорошо сочетаются с учебной деятельностью. Такие упражнения оптимизируют нервную систему. Снижается нагрузка на кору головного мозга.

Под влиянием физических процедур развивается опорно-двигательный аппарат. Кости и суставы укрепляются. Мышцы увеличиваются в размерах и становятся эластичными, прочными. Образуется рельеф на теле.

Подведем итог. Физические упражнения выполняют следующие задачи:

  • развивают физические способности;
  • формируют физические навыки, умения;
  • укрепляют здоровье;
  • совершенствуют чувствительность (зрение, слух, ощущение);
  • развивают эмоциональный интеллект, волю;
  • формируют поведение человека в экстремальных условиях.

Упражнения делят на несколько видов. Рассмотрим их поподробнее.

  • соревновательные упражнения — выполняют в соответствии с правилами соперничества. Выполняются спортивными игроками при подготовке к игре. Развивают не только физические навыки, но и чувство конкуренции;
  • подготовительные упражнения — развивают физические характеристики. Среди них выносливость, сила, гибкость, реакция. В итоге делают мышцы больше и крепче;
  • подводящие упражнения — облегченная версия тяжелой физической техники. Подготавливают человека физически, постепенно подводят к выполнению сложного элемента;

Имитационные упражнения копируют элемент техники, но не ее условия. Служат тренировкой перед выполнением сложного элемента. Например, выполнение прыжков с закрутом не на льду, а на полу. 

Гимнастика

Определение: Гимнастика — это комплекс физических упражнений.

В практике существует несколько видов гимнастики. Они различаются по задачам и эффекту, оказываемому на организм:     

  • базовая гимнастика проводится в школе на уроках физической культуры, содержит основные упражнения, поддерживает и укрепляют тело, развивает скорость, реакцию и силу, благоприятно влияет на организм, помогает выдержать учебные нагрузки;      
  • спортивная гимнастика – профессиональный комплекс, содержит упражнения на снарядах и иные сложные упражнения, направлена повышение собственного максимума выносливости и гибкости. Так участники на международных соревнованиях бьют рекорды друг у друга и выигрывают награды;
  • акробатика – тоже вид профессиональной гимнастики, направлена на развитие эластичности, гибкости, выносливости; акцентируется на командной работе. Акробаты часто составляют совместные упражнения и проводят командные выступления;
  • художественная гимнастика – вид спорта, который заключается в гармоничных выступлениях на специальных аренах. Задача участников показать красоту и возможности человеческого тела. Они прыгают, изгибаются, садятся в шпагат. Движения сочетаются с музыкальным сопровождением;
  • гигиеническая гимнастика – комплекс упражнений, направленный на поддержание хорошего самочувствия. Проводят в небольшие перерывы. Например, утренняя гимнастика, физкультминутка на уроке, разминка в перерывах между уроками. Дарит телу бодрость и снижает утомление;
  • лечебная гимнастика – предназначена для реабилитации. Комплекс упражнений состоит из аккуратных, нерезких движения. Назначена людям после перенесения заболевания. Проводится в больницах и реабилитационных центрах.

Игры

Определение: Игры — это соревнования между отдельными участниками или командами, ограниченные правилами.

Способствуют физическому развитию организма. Повышают характеристики тела: силу, скорость, реакцию. Участники в ходе игры испытывают эмоции. Игры заметно повышают настроение.

Каждый игрок может показать силу духа, тела и проявить инициативу. Игра развивает командный дух. В школах и университетах помогает укрепить дружеские отношения между сверстниками. Есть два вида игр:

  • подвижные игры – проводятся для дошкольников и школьников начальных классов. Представляют собой командное или индивидуальное задание, которое необходимо выполнить. Помогают детям развить выносливость, координацию, выплеснуть негативные эмоции, а также завести новых друзей;
  • спортивные игры – состязание в игровой форме между двумя командами или партнерами. 

Каждый вид таких игр подразумевает соблюдение правил. Спортивные игры помогают не только сбросить напряжение и хорошо провести время, но и улучшить качество здоровья.

Спорт

Определение: Спорт — это элемент физической культуры. Состоит из подготовительной и соревновательной частей.

Он помогает добиться сразу нескольких задач. Во-первых, развить и укрепить организм. Во-вторых, побить собственные рекорды и проверить свои максимальные возможности. В-третьих, это способ самореализации.

По спорту проводятся соревнования. На них участники доказывают свои навыки и борются за победу. Необходимо владеть достаточным уровнем мышления и физического развития для получения высоких результатов. Победители награждаются ценными призами.   

Режим дня

Это план, в котором разумно чередуются виды деятельности. Среди них учеба, работа, отдых, сон. Также в план встраиваются и приемы пищи. Помогает выработать дисциплину.  Организует мышление человека. С режимом дня проще справляться с трудностями и неудачами в жизни.

Дополнительная активность

Укажем еще несколько видов деятельностей, которые формируют физическое воспитание:  

  • прогулки – проводятся на свежем воздухе, который насыщает организм кислородом. Ходьба укрепляет опорно-двигательный аппарат. Положительно сказываются на работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • экскурсии – коллективное посещение какого-либо места. Не только делает организм сильнее, но и позволяет узнать много нового. Повышает культурный уровень населения;
  • пешие походы проводятся в условиях дикой природы. Это проверка физических способностей, навыков выживания и умения действовать в команде.

Теоретические средства. 

Физическое воспитание формируется не только во время двигательной активности, но и в процессе обучения. Теория преподается несколькими способами:  

  • дидактический рассказ содержит небольшой сюжет. В нем заложены принципы физического воспитания. Ученики ставят себя на место героя и делают собственный вывод;
  • описание — монолог, в котором учитель рассказывает принципы и способы физического воспитания. Причины соблюдения додумывает сам ученик;
  • объяснение — преподнесение материала ученикам. В ходе него учитель раскрывает принципы, средства и причины физического воспитания;беседа — форма диалога. Участвуют учитель и ученики. При собственном участии лучше воспринимается материал;разбор —  пояснение выполненного упражнения. Сочетается практика и теория для эффективности усвоения материала;
  • лекция — монолог учителя, в котором постепенно разбирается материал;
  • инструктаж —  пояснение техники упражнения. Учитель объясняет, зачем делать упражнения, чего стоит избегать во время выполнения, как не получить травму;комментарии и замечания — примечание к упражнению. Учитель отмечает ошибки, поправляет неровности выполнения;
  • распоряжение — указание выполнения упражнения. Учитель поясняет последовательность действий или одно движение. Дальше, ученики занимаются самостоятельно.

Демонстрационные средства.

Если наглядно показать упражнение, то ученикам будет проще его выполнить. Отметим ряд демонстраций:

  • непосредственная наглядность — прямой показ выполнения упражнения. Учитель выполняет его сам или поручает это ученику. Добавляет комментарий по технике выполнения. Показ не должен превратиться в простое повторение;
  • опосредованная наглядность — демонстрация по фильмам, картинкам, мультикам, презентациям;
  • направленное ощущение двигательного действия;
  • срочная информация — пояснение, которое делается во время исполнения техники профессионалом.     

Как происходит обучение физическому воспитанию?

Обучение при физическом воспитании сталкивается с двумя феноменами: двигательное умение и двигательный навык. Дадим им определение и поясним их работу.

Двигательное умение. 

Обучение физическому воспитанию происходит постепенно. Сначала формируются двигательные умения. Это несовершенная форма владения техникой. Умение отличается от навыка. Двигательный навык — оптимальная форма владения техникой. Навык — правильное, автоматическое, прочное и надежное исполнение упражнения.Двигательное умение обладает рядом особенностей:  

  • чрезмерная концентрация внимания на выполнении упражнения;
  • минимальный автоматизм;
  • возможные ошибки в ходе выполнения;
  • большая затрата времени;
  • одно упражнение выполняется отдельными частями, а не целостно.

 Переход от умения к навыку. 

Чтобы сформировать двигательный навык, нужно обратиться к основным опорным точкам (ООТ). Это центр концентрации внимания. Помогают развить представление об упражнении. Перечислим основные ООТ:

  • зрительная модель действия основана на показе;
  • смысловая или логическая модель основана на теоретических средствах;
  • двигательная модель основана на опыте собственного исполнения.Повышение умения до навыка происходит в три этапа.Первым этапом служит начальное разучивание. Ученик представляет выполнение упражнения, пробует выполнить. Учитель комментирует и предостерегает от травмы.

Второй этап — углубленное разучивание. Ученик устраняет мелкие ошибки. Добивается безупречной и единой техники выполнения. Уточняет возможные вопросы.

На третьем этапе происходит закрепление и дальнейшее оттачивание навыка. Ученик автоматически, стабильно выполняет упражнение. Прокачивает индивидуальные черты исполнения. Исключает варианты грубых ошибок, неточностей. На этом этапе его умение перерастает в навык.

Дальнейшие изменения навыка

Полученный двигательный навык не остается неизменным. Подчиняется ряду законов:

  • закон изменения скорости в развитии навыка. Скорость освоения двигательного навыка непостоянна. У простых движений она быстрая. У сложных — медленная;
  • закон «плато» в развитии навыка. В процессе формирования навыка могут быть задержки. Внутренней причиной служит медленная адаптация организма. Внешней — неправильная техника исполнения;
  • закон угасания навыка. Происходит, когда человек длительное время не пользуется навыком. Он забывается постепенно, как и формировался. Сначала появляются неуверенности в выполнении. Затем человек не помнит элементы исполнения. В итоге, не может повторить его так искусно, как когда-то ранее. Но стоит отметить, что навык забыть невозможно. А восстановить его намного проще, чем выучить новый;
  • закон отсутствия предела в развитии навыка. Навык совершенствуется бесконечно. Каждый раз он становится лучше;
  • закон переноса двигательного навыка. Можно выделить два вида переноса. Положительный, при котором один навык становиться основой для формирования нового.

В отрицательном переносе один имеющийся навык приводит к трудностям с освоением нового навыка.

Какие характеристики развиваются при физическом воспитании?

Оценить результаты физического воспитания можно по улучшению показателей. Рассмотрим физические показатели, которые подвергаются оценке.

Двигательные возможности и способности

Это два отличающихся понятия, и следует провести границу. Двигательные возможности — максимальное исполнение какого-либо упражнения. Способность – исполнение упражнения, не превышающий возможности.      

Двигательные качества

Это качество силы. Это метод измерения возможностей человека. Есть два вида факторов, которые повышают эти качества:

  • факторы окружающей среды. Влияют на телесное развитие. Например, тренировка;
  • генетические факторы. Закладываются с момента оплодотворения. Их изменить нельзя.В процессе физического воспитания улучшаются пять физических показателей:
  • мышечная сила — способность противостоять внешнему воздействию. Например, тот вес, который может поднять конкретный человек;
  • быстрота — выполнение действия в минимальный промежуток времени;
  • выносливость — максимальная длительность выполнения действия;
  • гибкость — способность выполнять действие с максимальной амплитудой;
  • ловкость — способность выбраться из заданной ситуации. Умение справиться с двигательной задачей. Например, уклонение.

Какое значение имеет физическое воспитание?

Мы ознакомились с определением, методами и принципами физического воспитания. Теперь необходимо разобраться с значением всего этого для общества и человека.

Для общества

Во-первых, поднимается уровень физического развития нации. Воспитывается большее количество спортсменов и победителей олимпийских игр. Во-вторых, улучшается способность организма бороться с заболеваниями. Эпидемиологическое противостояние смещается в сторону человечества. В-третьих, поднимается дух и настроение людей. Поэтому, увеличивается продолжительность жизни.     

Гармоничное развитие

Умственная работа развивает интеллект. Физическая – укрепляет организм и развивает тело. Сочетание спорта и учебы позволяет достичь гармонии. С гармоничным развитием человек сможет решать логические задачи, побеждать свои физические рекорды, выглядеть красиво.

Физическое развитие и здоровый образ жизни (ЗОЖ)

Физическое воспитание является звеном в ЗОЖ. Оно отвечает за физическое развитие тела, укрепление иммунитета, улучшение работы внутренних органов. Хорошо сочетается в чередовании мыслительной деятельности с физической.

Заключение

Итак, физическое воспитание – образовательный процесс, при котором осваиваются двигательные навыки, познается теория физической культуры, понимается значение спорта. Воспитание достигается рядом средств. Так учителя используют практические и теоретические методы на занятиях. 

Воспитание имеет большое значение для общества и конкретного человека. Оно заметно увеличивает продолжительности жизни, повышает уровень физического развития нации. Человек чувствует себя бодро и стремится побить рекорды. Воспитание также стало частью здорового образа жизни.

Физическое воспитание закладывают со времен детского сада. Ему уделяют внимание в школьные и студенческие годы. Рекомендуют и взрослым не забывать про физическую активность. Например, чтобы поддерживать себя в форме, достаточно проводить небольшие гимнастики. Так можно укрепить здоровье, повысить двигательные качества, улучшить самочувствие.

 

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!