26.08.2024
#доклад
#конференция
42

Технология обучения как основная категория педагогики

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Определение технологии обучения
  2. Основные принципы и методы технологии обучения
  3. Преимущества и недостатки технологии обучения
  4. Роль педагога в использовании технологии обучения
  5. Перспективы развития технологии обучения в сфере образования

Определение технологии обучения

Веселый, интересный, эффективный, расширяющий возможности... Это слова, которые учителя хотят слышать о своем уроке. Их цель — обеспечить образование, которое меняет жизнь учащихся.

Мысли о технологии обучения высказывал Я. А. Коменский еще 400 лет назад: „Умение правильно определять цель, выбирать средства ее достижения и формировать правила пользования этими средствами”.

Элементы технологического подхода встречаются и в трудах таких педагогов, как А. Дистервег, Й. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и других. Исходя из этого:

Технология обучения  —

обобщающий термин, который описывает коммуникационные, информационные и технологические инструменты, используемые преподавателем для оценки и улучшения качества занятий.

Это инструмент, который помогает учителям достичь этой цели. Его следует рассматривать как поддержку того, что учителя знают и делают. Вместо рекомендаций о том, как усвоить знания, позволяет учителям новаторскими способами выполнять работу. 

Основные принципы и методы технологии обучения

Цель образовательных технологий — это повышение качества, эффективности обучения и совершенствование его процесса. Технологии усиливают процесс усвоения знаний и преподавания. Для достижения поставленной цели учитываются принципы:

  • Концептуальности — где каждая технология опирается на научную концепцию. 
  • Систематичность и последовательности — технология должна быть среднего уровня сложности и иметь признаки системы, чтобы не тормозить развитие познавательной деятельности учащихся.
  • Эффективности — педагогические технологии должны иметь эффективные результаты, оптимальные затраты и гарантировать достижение определенного стандарта обучения. 
  • Воспроизводимость — это применение педагогической технологии и в других однотипных образовательных учреждениях другими субъектами.

Различают такие современные технологии обучения: 

  1. Развивающие технологии – подход к образованию, направленный на то, чтобы помочь учащимся раскрыть потенциал.
  2. Развивающее образование фокусируется на учащихся, испытывающих трудности, но применять можно к учащимся всех уровней способностей. Цель метода — развитие навыков самостоятельного поиска знаний и воспитание независимости. 
  3. Модульная система обучения — метод организации учебного процесса путем разделения содержания преподавания на автономные модули, различающиеся по содержанию, объему, цели и уровня учащихся. 
  4. Дифференцированное обучение — метод, который учитывает потребности учащихся, даже если они находятся в одном классе. Учебные материалы, задания и оценки учитывают стили обучения. Преимущества технологии заключается в повышение вовлеченности и мотивации учащихся в учебный процесс. 
  5. Технология проблемного обучения ориентирована на учащихся. Образовательный процесс осуществляется путем сосредоточения внимание учащихся на проблемах при групповой работе. Проблемное обучение требует самостоятельности учащихся в приобретении знаний. 
  6. Технология проектного обучения — образовательный подход, когда учащиеся проектируют, разрабатывают и конструируют практические решения проблемы, чтобы получить всестороннее понимание предмета. В отличие от традиционного метода, где безраздельно властвует заучивание наизусть, технология поощряет учащихся демонстрировать знания и навыки, добиваясь ощутимых результатов. 
  7. Технология дистанционного обучения — метод, когда учащиеся и учителя общаются через Интернет, электронную почту или виртуальный класс вместо физической встречи в школе. Не нужно физически присутствовать в классе, чтобы учиться. 
  8. Технология интерактивного обучения — метод преподавания с активным участием учащихся на уроках. Ученики в течение урока отвечают на вопросы учителей, играют, выполняют упражнения для решения проблем в классе. Используют методы групповой работы, что уравновешивает роль учителя, как поставщика знаний и учащихся как тех, кто их создает. 

Каждая технология не существует изолированно друг от друга, и их можно комбинировать. 

Индивидуализация обучения

Термин «индивидуализация обучения» активно используется сегодня педагогическим сообществом. Это метод, когда преподаватель работает только с одним учеником, а ученик взаимодействует со средствами обучения. Такой метод имеет ряд преимуществ:

  • соблюдается адаптация к отдельным особенностям учащихся;
  • учитель знает слабые стороны учащегося;
  • учитель опирается на общий уровень знаний ученика и его готовности к школьной работе. 

Школы с массовым образованием редко пользуются этой моделью образования, потому что преподаватель работает, исходя из интеллектуальных и психологических особенностей учеников.

Активное вовлечение студентов в учебный процесс

Новые образовательные технологии преобразили образование. Теперь, благодаря компьютерам, планшетам и смарт-доскам, занятия проводятся новыми, захватывающими способами. Они вовлекают учащихся, делая уроки увлекательными и понятными. Учащиеся самостоятельно исследуют тему, улучшают обучение и расширяют свое мировоззрение. Технологии позволяют улучшить общение между учащимися и преподавателями. Электронная почта и онлайн-платформы облегчают обсуждения даже во внеклассное время.

Учителя поддерживают вовлеченность учащихся сложными задачами, развивают навыки, умения, знания и опыт учащихся. Это происходит в зависимости от контекста, целей и инструментов. Иногда это требует поведенческого подхода, а иногда когнитивного или социального подхода к преподаванию и усвоению знаний. 

Применение современных образовательных технологий

В ХХl веке технологии проникли во все аспекты человеческого существования, включая образование. Использование инновационных технологий в образовании трансформировало традиционные методы преподавания и усвоения знаний, сделав их интерактивными, увлекательными и эффективными.

Объединение технологий и образование произвело революцию в обучении, усовершенствовав методы преподавания и улучшив учебный опыт учащихся. Технологии изменили традиционное преподавание в классе. Интерактивные доски, цифровые учебники и платформы онлайн-обучения заменили классные доски и печатные учебники. Эти инструменты делают процесс учебы более увлекательным и удовлетворяют индивидуальные потребности учащихся.

Онлайн-платформы для обучения демократизировали образование. Эти платформы предлагают курсы от известных мировых университетов, и открывают студентам доступ к высококачественному образованию, независимо от их местонахождения. Это также способствует обучению на протяжении всей жизни, позволяя людям постоянно повышать свои навыки в быстро меняющемся мире.

Использование современных технологий в образовании произвело революцию в процессе обучения, сделав его более увлекательным, персонализированным и доступным. Поскольку технологии продолжают развиваться, они, несомненно, откроют новые способы обучения, еще больше улучшая образовательный процесс.

Преимущества и недостатки технологии обучения

Преимущества современных технологий в образовании многообразны:

  • Повышается вовлеченность в процесс обучения. Использование технологий делает уроки более интересными, поэтому учащиеся с большей вероятностью будут уделять внимание занятиям и принимать в них участие.
  • Доступ к обширным ресурсам. Учащиеся могут легко найти в Интернете множество информации и инструментов, которые помогут им в учебе.
  • Опыт индивидуального образования. Каждый учащийся учится подходящим для себя способом, используя приложения и веб-сайты, соответствующие его собственному темпу и стилю.
  • Развиваются навыки совместной работы. Технологии помогают учащимся работать вместе над проектами, обучая командной работе. 
  • Подготовка к цифровому будущему. 

Несмотря на преимущества, использование технологий в образовании сопряжено с рядом проблем:

  • Цифровая пропасть. Разрыв между имеющими доступ к технологиям, и теми, у кого его нет, приведет к неравенству в результатах образования. 
  • Отвлечение от учебы. Учащиеся часто сосредотачиваются на играх или социальных сетях вместо того, чтобы слушать учителя.
  • Дорогивизна. Школы тратят много денег на технологии, которые могли бы пойти на книги или занятия спортом.

Роль педагога в использовании технологии обучения

В сфере образования происходит революция, а учитель — ее активный участник. В результате революции пассивная модель обучения была заменена активным методом, где основная цель — это создание благоприятных условий, поощряющих учащихся к независимости и творчеству. Роли учителей в классах тоже изменились. 

Учитель ХХI века – человек, который наблюдал, как кибернетический мир пришел на смену аналоговому миру. Хотя некоторые учителя продолжают работать по учебной программе, где преподавание занимает центральное место, а карандаш и бумага являются нормой, наблюдается тенденция к целенаправленным и ориентированным на учащихся учебным планам, в которых основное внимание уделяется обучению при поддержке технологий. Этот акцент изменил роль учителя в классе. 

Использование технологий помогает учителям в этом. Технологии не заменят учителей, но учителя, использующие технологии, заменят тех, кто этого не делает. Вне класса педагоги учатся ориентироваться в Интернете, создавать веб-сайты классов и отправлять электронные письма родителям.

В классе учитель выполняет следующие функции:

  • контролирует;
  • помогает;
  • ищет информацию;
  • оценивает, организовывает и т. д. 

Развитие и внедрение цифровых технологий в сферу образования, изменил роль учителя.  Учитель ХХI века — это:

  • менеджер социального и эмоционального поведения студентов;
  • наставник, который вкладывается в развитие личности ученика;
  • мотиватор, помогающий использовать электронные ресурсы.

Эти новые роли направлены на изменения однонаправленной передачи знаний посредством горизонтального обмена информацией. Сегодня передача стандартизированных знаний для массы учащихся — бесполезна.

Перспективы развития технологии обучения в сфере образования

Использование технологий в образовании произвели революцию в преподавании и обучении. Они обладают преимуществом в предоставлении персонализированного обучения, возможности совместной работы и эффективных методов оценки. Однако крайне важно решать проблемы, связанные с их использованием, чтобы обеспечить равный доступ к качественному образованию для всех. Поскольку мир продолжает ориентироваться в цифровую эпоху, интеграция технологий в образование — это не только тенденция, а необходимость.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!