22.08.2024
#доклад
#конференция
42

Ведущие факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Факторы формирования личности
  2. Задатки и способности

Факторы формирования личности

🤔 Определение

Факторы формирования личности — это различные влияния и условия, которые способствуют развитию индивидуальных особенностей человека, его характера, мировоззрения, поведения и социальной роли.

Эти факторы можно условно разделить на несколько основных категорий:

Биологические факторы включают генетическую предрасположенность, физиологические особенности, врожденные характеристики и здоровье человека. Эти факторы закладывают основу для физического и психического развития личности.

Социальные факторы связаны с влиянием общества на формирование личности. К ним относятся воспитание в семье, образование, социальные нормы, культурные традиции, а также взаимодействие с различными социальными группами и институтами, такими как школа, работа, друзья и другие.

Психологические факторы включают индивидуальные особенности психики, такие как темперамент, характер, эмоциональные реакции и когнитивные способности. Эти внутренние качества играют важную роль в том, как человек воспринимает мир, принимает решения и взаимодействует с окружающими.

Экономические факторы связаны с уровнем материального благосостояния и условиями жизни, которые могут оказывать влияние на самооценку, социальные возможности и жизненные установки личности.

Культурные факторы определяются культурой и субкультурами, к которым принадлежит человек. Это язык, религия, традиции, ценности и обычаи, которые формируют мировоззрение и поведение личности.

Эти факторы взаимодействуют между собой, формируя уникальную личность каждого человека. Различные комбинации и степени влияния этих факторов объясняют разнообразие человеческих характеров и жизненных путей.

Наследственность как фактор формирования личности играет значительную роль, поскольку она определяет врожденные биологические и генетические особенности человека, которые влияют на его развитие. Наследственность включает в себя генетический материал, передаваемый от родителей детям, который определяет физические и психические характеристики, такие как темперамент, предрасположенность к определенным заболеваниям, особенности нервной системы и многие другие.

Личная деятельность человека основывается на потребностях и стимулах, содержит инициативность и ситуативность. Инициатива — это внутреннее побуждение и проявление этого побуждения в действии. Ситуативностью называют поведение, которое обосновано обстановкой. Энергичная самодеятельность сфокусирована на преобразование деятельности и субъектов. Любое дело производится для чего-то, среди ряда мотивов человек выбирает одно и превращает в цель. Не все мотивы осознаны, они могут быть спрятаны и проявляться в форме эмоций. 

Социализация длится всю жизнь, в период трудовой деятельности развивается с большей отдачей. Дотрудовая стадия делится на раннюю и юношескую социализацию. Трудовая стадия возникает в зрелом возрасте, послетрудовая стадия начинается после прекращения труда. Человек пробует различные роли в течение социализации, через них проявляется собственное «я». Мозг достигает полного объема к семи годам, это позволяет использовать интеллект. Коммуникация с миром дает представление о сущности бытия и поведение. Дошкольный возраст раскрывает человеческие отношения, ребенок играет с другими людьми. Коммуникация становится активнее и завершается освоение речи. Общение с большим кругом лиц стимулирует развитие словарного запаса.

Задатки и способности

🤔 Определение

Задатки — особенности человека, формирующие развитие способностей. Называются индивидуально-природной основой для способностей.

Различия в особенностях не являются различиями врожденных задатков. Под врожденными задатками предполагают зрительный и обонятельный анализатор. Задатки относятся к одной зоне психики вместе с ресурсами и способностями. Они развиваются в разных направлениях.

🤔 Определение

Специальные задатки — особенности для конкретной работы, проявляются в детском или взрослом возрасте. Они сильно влияют на скорость достижения успеха.

Виды:

  1. Общечеловеческие — задатки человеческого вида
  2. Индивидуальные — задатки отдельного человека

 

🤔 Определение

Способности — это индивидуальные психологические особенности человека, которые позволяют ему успешно выполнять определенные виды деятельности.

Эти особенности определяют скорость и качество освоения знаний, умений и навыков, а также эффективность и продуктивность в различных сферах жизни.

Виды способностей: 

  • физические;
  • учебные;
  • музыкальные;
  • литературные;
  • математические;
  • умственные;
  • конструктивно-технические.

Способности могут быть общими, такими как интеллект, память, внимание, которые важны для выполнения различных видов деятельности, и специальными, которые относятся к конкретным видам деятельности, например, музыкальные способности, математические способности или способности к изобразительному искусству.

Способности формируются на основе природных задатков, но их развитие зависит от воспитания, обучения и практической деятельности. Таким образом, способности — это не просто врожденные качества, но и результат активного взаимодействия человека с окружающей средой, обучения и целенаправленного труда.

Состав способностей:

  • память;
  • восприятие;
  • фантазии;
  • мышление;
  • представление;
  • внимание.

Функциональные и операционные механизмы развития способностей — это процессы и структуры, которые участвуют в формировании и реализации индивидуальных способностей человека. Эти механизмы обеспечивают развитие как общих, так и специальных способностей, помогая человеку адаптироваться и эффективно выполнять различные виды деятельности.

Функциональные механизмы связаны с психофизиологическими процессами, которые определяют возможность и качество выполнения деятельности. К ним относятся:

  1. Психофизиологические процессы. Это нервная система, сенсорные и моторные функции, которые обеспечивают восприятие, переработку информации и координацию движений. Эти процессы создают основу для формирования способностей, так как они определяют базовые возможности человека.
  2. Психические функции. К ним относятся память, внимание, мышление, воображение, которые играют ключевую роль в обучении и развитии способностей. Эти функции обеспечивают восприятие и обработку информации, формирование понятий и стратегий решения задач.

Операционные механизмы связаны с практическими действиями и навыками, которые человек использует для выполнения определенных задач. Они включают:

  1. Навыки и умения. Это конкретные действия и методы, которые человек осваивает в процессе обучения и практики. Навыки формируются в результате многократного повторения действий и позволяют выполнять задачи эффективно и с минимальными затратами ресурсов.
  2. Стратегии и методы решения задач. Операционные механизмы включают выбор и применение стратегий, которые помогают человеку успешно справляться с задачами. Это могут быть методы планирования, анализа, поиска решений и другие приемы, которые развиваются в процессе опыта и обучения.

Регулирующий механизм развития способностей — это система внутренних и внешних факторов, которые управляют процессом формирования и проявления способностей у человека. Этот механизм включает различные элементы, которые помогают человеку адаптироваться к условиям деятельности, корректировать своё поведение и совершенствовать свои навыки.

Социальные факторы: среда и воспитание

Социальная среда включает в себя окружение человека, его социальные связи, культурные нормы и условия жизни. Семья, друзья, школа, работа, и более широкие социальные институты, такие как СМИ и религия, оказывают значительное влияние на развитие личности. Взаимодействие с другими людьми формирует социальные навыки, ценности и убеждения. Например, в семье ребенок учится основам общения и получает первые представления о добре и зле. В школе и на работе расширяются социальные связи, происходит дальнейшее формирование взглядов и навыков, необходимых для жизни в обществе.

Воспитание — это целенаправленный процесс воздействия на личность, осуществляемый родителями, учителями и другими значимыми взрослыми. Воспитание формирует базовые моральные принципы, установки и поведенческие модели, которые человек несет через всю жизнь. Это влияние может быть как прямым, например, через поучения и наставления, так и косвенным, через подражание и наблюдение за поведением взрослых. Воспитание помогает развивать самодисциплину, чувство ответственности, и способность к саморегуляции.

Оба эти фактора — социальная среда и воспитание — взаимодействуют и дополняют друг друга. Социальная среда предоставляет возможности для применения усвоенных норм и моделей поведения, а воспитание направляет и корректирует развитие личности, помогая ей адаптироваться к условиям и требованиям общества.

Социальные факторы среда и воспитание

Фото: Pixlr

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!