30.07.2024
#доклад
#конференция
42

Виды и функции педагогической деятельности

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Сущность педагогической деятельности
  2. Классификация А. И. Щербакова
  3. Особенности педагогической работы
  4. Виды педагогической деятельности
  5. Функции педагогической деятельности
  6. Таблица сравнения видов и функций педагогической деятельности

Сущность педагогической деятельности

 

Педагогическая деятельность — самостоятельный вид профессии. В соответствии с поставленными целями преподаватель занимается воспитанием и обучением подопечных, используя для этого всевозможные техники и инструменты.

 

Педагогика многопланова. Так, профессор, Кузьмина Нина Васильевна определила следующие структурные компоненты функциональных обязанностей учителя:

  • проектировочный — перспективы воспитания и обучения, которые возможно качественно и количественно оценить;
  • гностический — эрудированность;коммуникативный — поддержание атмосферы взаимного доверия, что способствует плодотворному, эмоционально комфортному информационному обмену между всеми членами коллектива;
  • организаторский — вовлечение коллектива во всевозможные виды активностей, организованные четко в соответствии с поставленными воспитательными и образовательными целями;
  • конструктивный — планомерное и целенаправленное изучение дисциплин.

Функция рассматривается с точки зрения последствий или с точки зрения взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого.

Классификация А. И. Щербакова

В традиционном представлении педагогической литературы авторы оперируют только 3 функциями — образовательной, развивающей и воспитательной. Но чтобы раскрыть весь профессиональный потенциал, резервы этой деятельности, нужно смотреть шире. Так, разные ученые прославились авторскими структурами педагогики. Не меньший интерес представляет собой теория А. И. Щербакова. Его методологический подход к изучению педагогики включил следующие функции:

  • информационную — углубленное и свободное владение учебным материалом;
  • развивающую — единство обучения, воспитания и развития;
  • ориентационную — содержание ценностных ориентаций в природной и социальной среде;
  • мобилизационную — актуализация знаний и жизненного опыта для формирования познавательной самостоятельности и общественной активности;
  • исследовательскую (гностическую) — научный подход к педагогическим явлениям.

Функции педагогики неразрывно связаны между собой. Невозможно выделить базовую направленность и второстепенные аспекты работы учителя.

Особенности педагогической работы

Профессии, связанные с преподаванием, своеобразны. Принадлежность человека к той или иной профильной среде проявляется не только в особенностях его работы, но и образе мышления в целом.

Отличие педагогики от других профессий — в принадлежности к классу преобразующих и управляющих. Преподаватель сопровождает подопечных во всех аспектах личностного становления — от формирования интеллектуального потенциала до психофизиологического совершенствования.

Основное содержание работы — обязательные и непрерывные социальные коммуникации, взаимосвязи. Ведущая задача, которая встает перед представителем данной профессии — осознать общественные интересы и направить усилия всего коллектива на их удовлетворение.

В педагогической деятельности умение выстраивать располагающие взаимоотношения становится необходимой профессиональной компетенцией. Среди распространенных барьеров в общении, которые способны серьезно осложнить продуктивное выполнение непосредственных трудовых обязанностей, выступают:

  • несовпадение установок;
  • боязнь публичных выступлений;
  • сужение коммуникативной активности;
  • боязнь допустить педагогическую ошибку;
  • попытки подражания коллегам или известным выдающимся личностям.

Своеобразие педагогики выражается в ношении гуманистического, коллективного, творческого характера. Вместе с тем уместно говорить об адаптивной функции, которая, в свою очередь, выражается в применении усилий для приспособления к конкретным социокультурным требованиям.

Помимо того, что целью образовательного процесса выступает подготовка учащихся к самостоятельной плодотворной жизни общества, которая при этом должна оправдать его ожидания, педагогическая деятельность направлена и на развитие индивидуальности личности, раскрытие ее потенциала. То есть образовательный процесс одновременно подстраивается под актуальные на момент обучения потребности человечества и носит вневременный характер.

Виды педагогической деятельности

По традиции принято выделять два направления педагогической деятельности — это целенаправленная воспитательная работа и организованное преподавание. Первая подразумевает решение сопутствующих задач по гармоничному, всестороннему развитию личности. Второй вид работы направлен на удовлетворение потребностей познавательной сферы.

При этом виды деятельности педагога неразделимы — одного не может существовать без другого или быть приоритетом. Понятия считаются тождественными. Одновременно с этим реализация каждого из направлений принципиально отличается.

В рамках преподавания ставятся конкретные цели, определяются методы и инструменты воздействия. Достигнутые результаты не сложно продиагностировать и сопоставить с первоначальным планом. В рамках воспитания же нет конкретной методички, временных рамок. Не определен объем работы — целью остается максимально возможный вклад в личностной развитие учащихся, формирование тех положительных изменений в сознании, которые бы конструктивно проявлялись в эмоциональных реакциях и непосредственном поведении в социуме и наедине с собой.

В широком плане выделяют 7 подвидов педагогического творчества. Остановимся подробнее на каждом из них.

  1.  Непосредственно преподавание — процесс планомерной организации учебного процесса, контроль реализации и удовлетворения потребностей познавательной активности подопечных.
  2. Воспитательная функции выражена в организации среды, в которой возможно личностное развитие учащихся.
  3. Социально-педагогическая функция преследует цель сопровождать успешную социализацию учащихся в обществе, обеспечить защиту прав и интересов в рамках доступных полномочий.
  4. Культурно-просветительская — работа, предполагающая приобщение к современным, а, в первую очередь, общечеловеческим мировым культурным ценностям и значимым жизненным ориентациям.
  5. Научно-методическая деятельность — освоение инновационных технологий обучения, знакомство с просветительскими теориями, реализация собственного авторского подхода.
  6. Управленческая функция скрывает за собой правила организации всевозможных видов активностей, удовлетворяющих определенным целям и планам в рамках обучения и воспитания.
  7. Коррекционно-развивающая работа — преобразование образовательного пути в соответствии с выявленными проблемами, потребностями, результатами промежуточной аттестации, а также устранение недостатков в личностном развитии подопечных.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой ее составляющих компонентов: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. В этом смысле особое значение приобретает принцип творческого подхода. 

Функции педагогической деятельности

Педагогическая деятельность предполагает комплексный, всесторонний подход к реализации поставленных задач. Профессиональный учитель, независимо от конкретных целей воспитательно-образовательной системы и среды, должен:

  • исследовать уровень подготовки, особенности личности, сферу интересов и потребностей, потенциал каждого ученика и коллектива — диагностическая функция;
  • правильно определять и интерпретировать поставленные задачи, находить новые и адаптировать уже имеющиеся в распоряжении методологии для достижения результатов с предварительным прогнозированием и оцениванием сопутствующих рисков — ориентационно-прогностическая функция;
  • вовлекать в познавательную деятельность путем эмоционально-волевого стимулирования — организаторская функция;
  • информировать в разных научных областях в соответствии с достигнутым обществом прогрессом – информационно-объяснительная функция;
  • создавать доверительную атмосферу, стимулировать продуктивное взаимодействие, сотрудничество между всеми участниками учебного процесса — коммуникативная функция;
  • анализировать результаты достигнутого образовательно-воспитательного прогресса, выявлять недостатки и корректировать работу — аналитико-оценочная функция;
  • осмысливать и творчески видоизменять педагогический подход — исследовательская функция.

Педагогические функции неразделимо связаны между собой и реализуются одновременно.

Таблица сравнения видов и функций педагогической деятельности

  Обучение Воспитание
Формирование навыков Развитие потенциала познавательной сферы, передача опыта, накопленного поколениями, в разных научных сферах Развитие навыка социальной адаптации, конструктивного взаимодействия с социумом, умения отстаивать свои интересы и границы, не провоцируя конфликт
Передача важных знаний Формирование научно обоснованных представлений об окружающем мире, подготовка к профессиональному самоопределению Привитие понимания вопросов нравственности и ответственности, формирование положительного морального облика личности
Мотивация к саморазвитию Развитие интереса к разным областям научного знания, стимулирование работать над ошибками и стремиться к большему, проявлять творческий подход Формирование желания преодолевать внутренние страхи и недостатки личности, развивать в себе сильные стороны




Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!