31.07.2024
#Педагогика
42

Виды словарных диктантов: методика проведения, преимущества и недостатки

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Понятие словарного диктанта
  2. Классификация словарных диктантов
  3. Методика проведения словарных диктантов
  4. Преимущества и недостатки различных видов словарных диктантов
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

В этой статье мы расскажем о классификации словарных диктантов. Роль представленной письменной работы огромна. Она предназначена для выработки правильного написания слов у учащихся. Существует множество разновидностей диктантов.

Виды словарных диктантов

Фото: DALL-E

Понятие словарного диктанта

Этот термин представлен видом упражнения, подразумевающим запись на слух. Обучающимся дается материал в виде лексических единиц, связанных тематикой или не принадлежащих к какой-либо теме. Особенностью является то, что при выполнении обучающиеся отрабатывают определенные орфограммы. Использование материала из диктанта в будущем возможно для конструирования предложений, небольших связных текстов. 

Регулярное выполнение таких форм работы, не реже одного раза в неделю, позволяет знаниям, умениям перерасти в долговременные навыки, формирующие письменную речь, отличающуюся грамотностью. 

Словарным диктантом учителя пользуются нередко для текущего контроля знаний, иногда для контрольного. 

Классификация словарных диктантов

В методике преподавания русского языка выделяют следующие разновидности диктантов, представленные:

  1. Предупредительным словарным диктантом. При таком виде отработка происходит еще до записи слов в тетради. Диктант подразумевает чтение текста педагогом, повторение вслух учеником или классом, называние ошибкоопасного места. Возможны два варианта: учитель показывает текст — это зрительный диктант, другой тип — слуховой. Если класс в основном состоит из недостаточно усваивающих учебный материал школьников, предпочтительнее выбирать первый вариант. 
  2. Подготовленным диктантом. Нередко выступает в качестве домашнего задания в учебниках разных авторов. Способствует развитию памяти, активизации процесса усвоения орфографических правил. 
  3. Диктантом по памяти. Принадлежит к разновидности подготовленного диктанта. В качестве домашнего задания дается упражнение из групп слов, текста любого жанра, требующего запоминания наизусть.  Прием позволяет запомнить орфограммы, если текст имеет связность — пунктограммы. В основном для задания используются тексты стихотворного характера, специально заучиваемые наизусть, далее обучающийся проводит самостоятельную диктовку. Подобным образом можно поступать и с правилами: заучивать, потом диктовать. Разрешается работать в паре с соседом. На работу затрачивается не более 8–12 минут.
  4. Зрительным словарным диктантом (самодиктантом). Содействует развитию зрительной памяти, орфографической зоркости, помогает в создании положительных условий, чтобы прочно усвоить материал. Лучшее восприятие обеспечено текстами или группами слов, тематически подобранных или связанных орфограммой. 
  5. Выборочным диктантом. Призван развивать грамотность, концентрацию внимания. Предполагает запись определенных слов, словосочетаний. 
  6. Словарным диктантом с ограничением. Это своего рода выборочный диктант, при написании следует зафиксировать все слова, кроме определенных. Учитель диктует или воспроизводит слова на экран, учащиеся должны выписать или записать все слова, кроме тех, на которые распространяются табу.
  7. Распределительным диктантом. Является очень важной формой работы, так как заставляет учащихся думать, развивать мыслительные операции, внимание. Дается задание по распределению слов в пару столбиков с учетом орфограмм.
  8. Объяснительным диктантом. Благодаря такому упражнению, у учащихся повышается самостоятельность, фонематический слух. Данный вид заданий хорош для проведения индивидуальной работы во время учебного процесса. Учитель подбирает слова, которые ученики неправильно пишут, в ходе проверки спрашивая только тех, кто чаще всего допускает ошибки.
  9. Свободным диктантом. Может рассматриваться как подготовка к  урокам развития речи, например, написание изложений.  Позволяет осуществить отработку грамматических навыков для конструирования предложений, словосочетаний, учит грамотно употреблять словоформы. Заключается в записывании текста не «слово в слово», а «своими словами».
  10. Творческим диктантом. При этой работе учащиеся должны осуществить изменение слова так, чтобы возникла изучаемая орфограмма. Например, даются слова без приставки - пре и - при, обучающиеся должны записать с приставками. Пример: ненадолго сел — присел. 
  11. Словарный диктант с продолжением. Это разновидность представленного выше диктанта. Учащимся необходимо продолжить ряд  слов примерами на изучаемую орфограмму. 
  12. Словарный диктант с грамматическим заданием. Этот тип заданий помогает формировать навыки орфографической грамотности на основе грамматики, осуществляют помощь учащимся по выбору правильного написания.
  13. Заместительный словарный диктант. Такой тип заданий служит для пополнения словарного запаса учащихся, активизации процесса усвоения правил правописания. Представлен письменным упражнением на замену одного слова другим. 
  14. Комментируемый  диктант. Он представляет собой письменную работу, в которой объяснение написанных слов происходит при написании слов учащимися, а также при проверке. 
  15. Цифровой диктант. В этом задании учащимся необходимо записать не слова с орфограммами, а цифры на месте ошибкоопасных мест. Получается своеобразный цифровой код, проверяемый позже. 
  16. Сигнальный диктант. Письменное упражнение, когда каждой орфограмме соответствует свой цвет карточки, во время выполнения учитель смотрит, правильно ли школьники поднимают карточки.
  17. Тематический диктант. Похож на выборочный диктант. Педагогом предлагаются слова, из которых обучающимся требуется записать только содержащие определенные орфограммы. 
  18. Сопоставительный диктант. Представляет вид упражнения по выявлению сходного, различного в сравниваемых словах, помогает находить различия выбора орфограмм. Например, задание: Превратить слова с А в корне в однокоренные с О. Загар (загорать), угарный газ (угореть), разгар (разгореться).
  19. Немой диктант. Специфика диктанта в молчаливом проведении. Требуется выполнить записи слов на конкретную тему с орфограммами. Диктовка отсутствует, а слова показываются с помощью мимики, пантомимики, жестов. Учащиеся выполняют задание с выделением орфограмм.
  20. Игровой словарный диктант. Отличается от остальных включением игровых элементов, пробуждением интереса к предмету, служит для развития процессов памяти, быстроты мышления. Используются задания по превращению одних слов в другие, применяются загадки, анаграммы, веселые стихотворения. 
  21. Алгоритмический диктант. Помогает в изучении необходимого лингвистического материала, развитии организации познавательной деятельности школьников. Дается алгоритм, по которому требуется записать слова. 
  22. Перфокарточный  диктант. Учитель готовит карточки, на которых напечатаны слова, на месте необходимых орфограмм  расположены окошки, в которые школьникам необходимо вставить буквы. Проверяются карточки шилом, то есть прокалываются отверстия  на месте написанных орфограмм. Если совпадают — все правильно, различия означают ошибки. 

Методика проведения словарных диктантов

Выполнение таких видов заданий требует соблюдения определенной методики. Учитель проводит диктовку текстового материала, включающего слова на изученное правило. Упражнение может содержать дополнительные задания в виде выделения орфограмм, окончаний. 

У каждого вида диктанта собственная методика проведения. Зрительный диктант требует предварительной записи на доске, самостоятельного прочтения учащимися. После этого текст скрывается, учащиеся должны его запомнить, позже записать. Далее осуществляют проверку записанного, отмечают орфограммы, которые соответствуют правилу. 

По методике «письма по памяти» требуется предварительная работа по заучиванию текста, включающего необходимые орфограммы, пунктограммы. Учащиеся сами осуществляют записи, позже проверяют, сверяя правильность написания слов. Цель данной методики заключается в обучении «видеть» ошибкоопасные места. 

Методика предупредительного диктанта подразумевает два варианта в виде зрительного предупредительного диктанта и слухового. 

Первый предполагает запись текста на доске или воспроизведение на экране проектора. Записанное разбирается, слова, предложения закрываются, учащиеся пишут на слух. Далее текст снова возникает  на доске, экране, обучающиеся сверяют записи, выявляют ошибки, исправляют их. 

Проведение слухового диктанта предполагает устное повторение учащимися орфографических, пунктуационных правил. Разбор трудных случаев ведется с помощью педагога. После чего обучающиеся пишут диктант. У предупредительного диктанта есть возможность двойной проверки. Пока основная масса учеников записывают слова, на обратной стороне доски слабый и сильный учащиеся пишут диктант вместе с классом. 

После окончания сначала проверяются записи сильного ученика, идет сверка с классом, только потом проверка слабого с исправлением ошибок на доске. Затем происходит появление текста. Так осуществляется многократная отработка орфограмм. 

Подготовленный диктант заключается в следующем: учащиеся, выполняя домашнюю работу, ведут запись слов с отсутствующими буквами или просто слов, на уроке проводится диктант по домашней работе, который пишут не более 5–6 минут.

Особенности проведения объяснительного диктанта представлены записями отдельных предложений, слов на слух. Позже ученик прочитывает записи с проговариванием, объяснением  всех орфограмм, поставленных знаков препинания, класс тем временем следит за объяснениями, корректируя допущенные ошибки. Работа может проходить по-другому. Учитель записывает слово, читает, объясняет орфограмму, повторяя правило написания. Далее ученики выполняют записи, подчеркивая ошибкоопасные места. Повторение правила требуется не только как доказательство правильности выполнения, но и для актуализации знаний учеников.  На диктант отводится 10–20 минут. 

При выборочном диктанте учитель проводит диктовку всего текстового материала, учащиеся останавливают выбор лишь на словах с требующимися орфограммами, фиксируя их. 

Методика свободного диктанта такова: проводится чтение учителем текста частями, ученики записывают в свободной форме, сохранив смысл. Замена  синонимами приветствуется, если ученик не знал правильного написания. Такие слова выделяются учащимися. 

При словарном диктанте с продолжением к записанным словам с сомнительными местами, педагог предлагает записать рядом несколько придуманных примеров детьми на это правило. Задание может предполагать работу с текстовым материалом, предложениями, например, дополнение второстепенными членами, ввод вводных слов, словосочетаний, переделка текста с повествованием от первого или третьего лица. Проведение диктанта может длиться в течение пяти минут или получаса. 

Словарные диктанты, дополненные грамматическими заданиями, включают не просто слова, а упражнения по типу «Найдите определенное слово с такой-то орфограммой или с такими-то грамматическими признаками или определите грамматические признаки» и т.д.  Упражнение можно дать по-другому: учитель называет определенные признаки, учащиеся должны по ним записать предложение. 

При заместительном диктанте ученикам предлагаются слова, которые они должны заменить собственными примерами на изученные правила. Могут использоваться диктанты на замену синонимами, антонимами, лексические. 

Комментируемый диктант отличается методикой: чтение слов, словосочетаний проводится два раза. Учащиеся выполняют задание в тетрадях, одновременно рассуждая про себя о правописании, после чего разбор озвучивают вслух. 

Сигнальный диктант подразумевает двойное чтение. Учащиеся выполняют задание в тетрадях, одновременно мысленно рассуждая о правописании, после чего один из них озвучивает разбор вслух. Каждой орфограмме соответствует карточка определенного цвета. Перед выполнением работы школьники получают набор для задания.  Учитель говорит слово, учащиеся должны поднять карточку соответствующего орфограмме цвета. 

Методика «немого диктанта» такова: учитель проводит объяснение сути работы, предупреждая, что будет молчать, а учащиеся должны записывать то, что показывает педагог. Могут использоваться дополнительно картинки, презентации для диктанта. 

Преимущества и недостатки различных видов словарных диктантов

Каждый вид работы, в том числе словарные диктанты, имеют свои преимущества, недостатки. 

Сильной стороной предупредительных диктантов является то, что ученики начинают делать меньше ошибок. Данный вид предполагает высокую активность школьников, они должны задавать вопросы, заниматься нахождением нужных, чтобы разобрать слово, работать со словарем для получений знаний о правописании слов. Иногда могут отвечать только сильные учащиеся, что может влиять на развитие грамотности слабых учеников.  Еще одним недостатком является то, что учащиеся могут позже писать механически, не задумываясь. Это приводит к допущению тех же самых ошибок. 

Комментируемый диктант оказывает помощь в запоминании теоретического материала, поскольку происходит многократное проговаривание, позволяющее  уяснить суть, быстро научиться применению правила. Существенным недостатком является комментирование подготовленными учащимися.  При выполнении задания слабым учеником можно получить неполное объяснение орфограмм. Кроме того, у каждого школьника своя скорость, поэтому кто-то не расслышал, а кто-то идет вперед. 

Сильные стороны объяснительного диктанта проявляются в самостоятельности учеников. Они пишут, занимаются решением познавательных задач без участия педагога. Недостатки в том, что исправление ошибок происходит уже после написания текстов, поэтому возможно неправильное запоминания слова, многие учащиеся могут отвлекаться во время проверки. 

Выборочный диктант оказывает положительное влияние на развитие внимания, формирует умение распознавания изучаемого или повторяемого в тексте. Недостаток диктанта в том, что требуется предварительная работа. 

Творческий диктант заставляет работать все органы чувств (слух, зрение и т.д.). Помогает в развитии связной речи. Слабые стороны такого диктанта — замена слов с трудным правописанием легкими, в результате орфограмма не отрабатывается. 

Словарный диктант с продолжением развивает у учащихся мыслительные операции, воображение. Недостатками является то, что ученики не всегда могут придумать подходящие слова.

Заместительный словарный диктант направлен на обогащение словарного запаса, развитие мыслительных операций, но слабые его стороны в том, что учащиеся не всегда могут подобрать слово для замещения. 

Сигнальный диктант позволяет быстро проверить знание тех или иных правил у учащихся, недостатки в том, что школьники могут «подсматривать» за другими, поэтому знания не всегда возможно выявить. 

Достоинства перфокартного словарного диктанта в быстром проведении диагностики знаний учащихся. Слабые стороны данной работы представлены длительной подготовкой к проведению. 

Плюсы «немого диктанта» заключаются в самостоятельной работе учащихся, он способствует формированию наблюдательности, речи, внимания. Минусы в том, что обучающиеся не всегда могут понимать, что требуется.

Сильные стороны игрового словарного диктанта в повышении интереса к изучению предмета, недостатками является невозможность использования игровых словарных диктантов для учащихся старше 5–6 классов.

Итак, словарный диктант является самой распространенной формой работы по формированию грамотного письма, регулярное написание словарных диктантов уменьшает количество ошибок в работах школьников, расширяет словарный запас. 

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту