29.07.2024
#Педагогика
42

Воспитание: сущность, назначение, особенности, функции, принципы и основные приемы

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Понятие и особенности воспитания
  2. Цели и задачи воспитания
  3. Сущность воспитания
  4. Функции воспитания
  5. Принципы воспитания
  6. Методы и приемы воспитания
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

«Воспитание» — термин, использующийся в педагогической науке. Под воспитанием понимают категорию педагогики, связанную с личностным ростом и развитием. Без воспитания невозможно построить прогрессивного общества.

Понятие и особенности воспитания

В литературе воспитание часто рассматривается исключительно в качестве процесса, связанного с обучением, защитой и заботой о детях. Но термин имеет широкое понятие, предполагающее не просто заботу и защиту детей, сопровождаемую их обучением, но передачу опыта от поколения к поколению. В процессе воспитания передаются исторический, культурный и социальный опыт.

Считается, что понятие «воспитание» возникло в ответ на требования и нужды общества, сформированные в процессе его исторического развития. У понятия нет природного, естественного происхождения. Воспитанию в педагогике придается больше значение, чем образованию, способствуя социализации и формированию личности. Только став полноценной личностью человек способен образовываться и приносить пользу обществу. От образования без воспитания пользы не будет. Человека воспитывают родители и общество, начиная от рождения и до последних дней. Процесс считается непрерывным, состоящим из нескольких стадий, последней должна стать стадия самовоспитания.

К особенностям воспитания относят:

  • невозможность сиюминутного получения результата (результаты воспитания маленького ребенка проявляются в школьные годы);
  • оценочную разницу (каждый учитель, родитель оценивают результаты воспитания, исходя из собственного понимания и критериев);
  • зависимость от внешних факторов;результаты воспитания зависят от внутренних ресурсов личности, ее упорства, таланта или его отсутствия;
  • ступенчатость воспитательного процесса, разносторонность и широкий охват.

По направленности воспитание может быть гражданским, нравственным, трудовым. Под гражданским понимается выработка у человека чувства любви к Родине, культуры поведения, уважительного отношения к стране, другим людям, истории. 

Нравственное воспитание связано с формированием правильного поведения в обществе, понимания важности соблюдения обычаев, традиций, законов, трепетного отношения к природе, благожелательного общения с людьми. Нравственность идет в одном ряду с гуманностью, поэтому важно воспитывать людей эмпатичных, умеющих проявлять сочувствие, терпимость, отзывчивость, уважение к окружающим. Гуманного человека воспитывают личным примером учителя и родители.

Трудовая форма воспитания закрепилась в советском обществе. В современном мире идея о трудовом воспитании юного человека не пользуется популярностью, что приводит к неприятным последствиям для повзрослевшей личности. Труд формирует ответственность, повышает мотивацию к использованию знаний на практике, вырабатывает привычку к осуществлению полезной деятельности.

Цели и задачи воспитания

Основной целью воспитательного процесса является создание личности целостной, гуманной, способной к труду, образованию и к самовоспитанию. Задачи воспитания:

  • сформировать в человеке нормы поведения и жизни в социуме, соответствующие общепринятым;
  • развитие нравственности, эстетического начала;
  • формирование волевой, целеустремленной, эмоционально устойчивой личности;
  • создание условий для понимания человеком своей исторической и культурной принадлежности;
  • воспитание в личности чувства патриотизма и любви к родному краю;
  • подготовка к усвоению знаний, реализации познавательной деятельности.

Воспитывают с целью расширения кругозора, возможности приобретения нового опыта. Личность, воспитанию которой уделялось незначительное время, не способна адекватно реагировать на перемены в обществе и личной жизни, понимать цели и задачи обучения, строить семью и карьеру. Воспитанный человек осознает силы и возможности, склонности и потребности, неприятные задачи не обходит стороной, а решает усилием воли.

Сущность воспитания

Сущность воспитания в педагогике сводится к переходу из одного состояния в другое. Если переход осуществлен, цели и задачи процесса считаются достигнутыми. Но об их достижении говорят исключительно при переводе внешнего опыта, полученных знаний, сформированных ценностей, усвоенных норм и правил в личные убеждения. Если поведение и мысли человека меняются под влиянием перечисленного, — работа с личностью достигла результата.

Воспитание влияет на психику человека, создает его психологическую структуру. Процесс невозможен без взаимодействия педагога и воспитанника, родителя и ребенка. Речь идет о социальном взаимодействии, итогом которого становится изменение сознания и поведенческих привычек воспитуемого. 

Функции воспитания

Воспитание, как процесс, сводится к осуществлению четырех важных функций:

  1. Ценностно-ориентированной. Молодое поколение обязано усвоить накопленный культурный опыт.
  2. Нормативно-регулятивной. Детям прививают нормы и правила, принятые обществом, ценности и нравственные ориентиры.
  3. Социально-интегративной. Дети обязаны знать о социальных ролях и моделях поведения, следование которым поможет стать членом социума.
  4. Личностно-развивающей. Воспитание призвано помочь и поддержать в раскрытии потенциала личности.

Если хоть одна функция упущена, человеку придется сложно жить в современном мире. Он не сможет достаточно четко понимать свои жизненные цели и задачи, выстраивать адекватные отношения с окружающими.

Принципы воспитания

В педагогике выделяют шесть принципов воспитательного процесса:

  1. Воспитание гуманно, оно направлено на развитие личности, а не на ее подавление.
  2. При задействовании приемов и методов воспитания опираются на положительные черты личности.
  3. Жизнь, труд и воспитание связаны.
  4. Воспитание имеет общественную направленность.
  5. Используется личностно-ориентированный (развивающий) подход.
  6. Воспитательные действия должны проводиться в едином ключе (для достижения результата педагоги и родители должны иметь общие представления о целях, задачах и принципах процесса).

Принципы воспитания базируются на общих требования. Они должны быть обязательными для всех, комплексными, равнозначными. В процессе воспитания задействованы семья, школа, микросреда, общественные организации, СМИ, искусство и культура. На процесс влияют складывающаяся в стране экономическая, политическая и социальная ситуации, внутрисемейные проблемы. Важно осознавать, что неприятие семьей конкретных воспитательных установок, принятых в обществе, делает процесс воспитания неполноценным.

Методы и приемы воспитания

Под методами воспитания понимают способы осуществления взаимодействия педагога и воспитанника. Если они работают и являются действенными, происходит ожидаемое изменение качеств, которым обладает личность, наблюдаются рост и развитие человека в духовном, эмоциональном, культурном и интеллектуальном плане.

Методов воспитания достаточно много. Но все они сводятся к двум категориям — косвенному или прямому воздействию на воспитуемого. При использовании прямого метода воздействия реакция ученика на воспитательный метод будет немедленной или отсроченной. От воспитуемого ожидают действий самовоспитательного характера.

Косвенное воздействие предполагает создание условий, при которых у детей сформируется установка к самосовершенствованию, выработка собственной позиции по отношению к другим детям, педагогам и окружающим людям.

Цели воспитания достижимы исключительно при реализации совокупности методов. Выбор метода и способа его применения зависят от педагога. Опытные педагоги разрабатывают собственные методики, совершенствуют уже имеющиеся.

В качестве приемов воспитания рассматриваются действия педагога, с помощью которых влияют на поведение и позицию, занимаемую учеником. Приемы являются составной частью методов, отдельными ключами, позволяющими открыть дверь в сердце ребенка. Успешное освоение приемов и методов позволяет выйти на вершину педагогической практики. Использование конкретных приемов и методов зависит от возраста, социальной среды, в которой воспитываются дети, и даже пола, так как мальчики следуют лучше одним установкам, а девочки — другим). Правильное применение приемов и методов помогает добиться позитивных результатов, но невозможно определить заранее, какое именно действие окажет благотворное влияние на учащегося, воспитанника.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту