06.08.2024
#доклад
#конференция
42

Зачетные единицы в образовании: сущность, развитие, роль

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Сущность системы зачетных единиц
  2. Соотношение системы зачетных единиц и системы бальных оценок успеваемости
  3. Преимущества системы зачетных единиц

Сущность системы зачетных единиц

Определение №1 Зачетная единица в процессе образования представляет собой единообразную единицу трудоемкости, сложности учебной загруженности обучающегося, содержащую в себе все виды учебной нагрузки, которые зафиксированы в учебном плане – аудиторную и внеаудиторную работу, практику. Итоговое количество баллов суммируется с учетом посещения студентом лекций, семинаров, выполнения контрольных и зачетных работ, устных сообщений.

Определение №2 Система зачетных единиц – способ организации процесса образования, направленный на становление и дальнейший прогресс академической мобильности обучающихся.

В 2003 году Российской Федерацией была подписана Болонская декларация, что дало возможность нашей стране присоединиться к существующим процессам учебной интеграции, осуществляющим в европейских странах. В других государствах зачетные единицы появились несколько раньше.

Зачетная единица имеет и некоторые другие наименования, самые распространенные из которых – зет и кредит, подразумевает числовой метод определения объема и уровня полученных знаний. Она характеризует сложность работы, а также вычисляет количество времени, требуемое для усвоения материала по конкретной теме.

В современных образовательных организациях, согласно методическим рекомендациям, закреплена зачетная единица, равная 36 академическим часам, при этом академический час не будет превышать 45 минут. В учебном году сохраняется шестьдесят единиц. За семестр обучающиеся усвоят предметы, общая трудоемкость которых составит ориентировочно тридцать зачетных единиц. Точное количество определить сложно, так как продолжительность семестра варьируется в разных учебных организациях.

Система зачетных единиц получила распространение пока только в вузах и некоторых колледжах. Школы, техникумы по-прежнему, придерживаются традиционной балльной системы оценивания знаний. В некоторых средних учебных заведениях только начинает вводиться данный вариант выставления отметок.

Количество зачетных единиц, которые наберут студенты за период обучения варьируется в зависимости от продолжительности учебного процесса. При стандартном пятилетнем курсе студент освоит порядка трехсот зачетных единиц, при четырехлетнем – 240. Если же подобные критерии оценивания присутствует в колледжах, то за три года обучения количество зачетных единиц будет равно 180.

Современная система зачетных единиц полезна не только для студента, но и для преподавателя. Она позволяет:

  1. Ранжировать обучающихся по итогам конкретного периода (года, семестра, всего периода обучения). В случае необходимости устанавливается индивидуальный образовательный рейтинг студента. Этот рейтинг дает определенные преимущества для обучающегося, например, получение дополнительных баллов на экзамене, получение зачета автоматом, освобождение от выполнения той или иной работы.
  2. Для каждого конкретного предмета учитывать значимость определенного вида занятий: лекций, семинаров, зачетов, коллоквиумов, контрольных работ. Соответственно, студент сможет решить для себя, каким способом он будет набирать необходимые баллы по предмету.
  3. Устанавливать ценность конкретного предмета, который изучают студенты. Можно высчитать вклад учебной дисциплины в средний балл успеваемости по итогам периода — семестра, года.

Соотношение системы зачетных единиц и системы бальных оценок успеваемости

Традиционная бальная система и введенная относительно недавно система зачетных единиц перекликаются между собой определенным образом. Обучающийся получит положительную отметку по прослушанному курсу, если наберет требуемое количество баллов по нему в течение учебного семестра. Минимальное требуемое число зачетных единиц по теме, курсу соотносится в российской образовательной системе с отметкой «удовлетворительно».

Существует мнение, что современная балльная система груба и недоработана. Нередки случаи, когда складывается спорная ситуация, и преподаватель сомневается, какую отметку выставить. Именно поэтому в тетрадях обучающихся встречаются оценки «пять с минусом», «четыре с плюсом». Наличие балльно-рейтинговой системы повышает беспристрастность оценивания знаний студентов. Максимальное количество баллов по курсу составляет сто. Итоговая отметка рассчитывается с учетом ряда правил:

  • 50 процентов отметки составляют текущие работы, выполненные за весь период обучения. Учитывается посещаемость лекционных и практических занятий, активность на занятиях и результативность работы;
  • 50 процентов отметки составляют результаты экзаменационной работы.

Основное отличие новой системы от традиционной балльно-рейтинговой заключается в том, что учитывается работа студента в продолжении всего периода обучения, а не только экзамен.

Допуск обучающегося к итоговой аттестации осуществляется в том случае, если в течение учебного периода было набрано не менее 50 баллов по конкретной учебной дисциплине. Современный вариант отметки предполагает обязательное выполнение ряда работ: контрольных, проверочных, сообщений, рефератов, докладов.

Успешная сдача зачета или экзамена зависит не только от ответа обучающегося, но и от его предыдущей работы. Итоговая отметка ставится в виде дроби. Первая ее часть — результат работы студента в течение семестра, а вторая — ответа на экзамене. По итогам учебного года или полугодия обучающийся получает отметки, переведенные в традиционную систему.

Преимущества системы зачетных единиц

Наличие системы зачетных единиц в образовательной организации обеспечивает ряд преимуществ для обучающегося:

  1. Доступность получения полной информации как по каждой конкретной дисциплине, так и по всему циклу предметов по специальности.
  2. Своевременная оценка задолженностей по конкретным предметам, возможность составления графика ликвидации этих задолженностей.
  3. Придание чувства уверенности обучающемуся. При своевременном и успешном выполнении заданий учебного графика, представленного наглядно, появляется возможность отслеживания успеваемости.
  4. Возможность смены образовательной траектории. Обучающийся может перейти на другую специальность, но при этом сохранить достижения по смежным дисциплинам, а не изучать эти предметы заново.
  5. Влияние заработанных баллов по предметам на итоговую отметку по дисциплине. Обучающийся видит рейтинг, поэтому может быть уверен в том, что отметка будет положительной. Кроме того, в любой момент можно сдать задолженности и закрыть пропуски.

Обращение к зачетным единицам в образовательном процессе позволяет обучающемуся:

  • видеть индивидуальный рейтинг среди одногруппников, который представлен в виде диаграммы или таблицы, а также место в образовательной организации;
  • претендовать на незначительные поощрения со стороны преподавателей в виде дополнительных баллов или небольших снисхождений на экзамене;
  • определять лучшего обучающегося по конкретному предмету или в учебном заведении в целом.

За пределами конкретной образовательной организации, в том числе и за пределами страны, студент может рассчитывать на:

  • получение доступа к изучению отдельных курсов в других высших учебных заведениях;
  • гарантию того, что работодатель признает квалификацию наемного рабочего.

Благодаря зачетным единицам становится невозможным получение случайной положительной отметки по учебному курсу. У обучающегося не будет возможности списать на экзамене ради желаемой «пятерки». Итоговая отметка выставляется в виде дроби, числитель которой – работа в течение года или семестра. Зачетные единицы сделали систему оценивания гораздо более объективной, рациональной. Плодотворная активная работа в течение учебного года приведет к получению прочных знаний по предметам, которые потребуются обучающемуся в дальнейшей работе после окончания учебного заведения. Помимо этого, подсчет количества зачетных единиц дает возможность избежать перегрузки во время учебного процесса.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!