Определение политической системы
Политическая система — симбиоз институтов разного толка. Объединяющим фактором для этих институтов является взаимодействие структур с политической сферой. Данная интенция охватывает большее количество объектов и субъектов, которые оказывают влияние на действующую политическую конъюнктуру и протекающие в ее рамках процессы.
Элемент системы формируется на основе:
- идеологии;
- культуры;
- норм и традиций.
Фундаментом принято считать ценности, которые проявляются во взаимоотношениях между политическими субъектами. Субъекты должны быть связаны с управляющей деятельностью и обладать властными полномочиями.
Объектами и субъектами, объединяемыми политической системой, считаются группы людей с доступом к власти или иным полномочиям, подразумевающими управление государственными элементами. Система объединяет взаимоотношения между группировками единой вариации — государственной. Частью этой системы также становятся и политические институты с учреждениями, которые занимаются исследованием обстановки при конкретной политической разновидности государства. Эти структуры реагируют на перемены, реализующиеся в границах политической формации.
Фактор изменений в общественно-политической системе отражается на нормах и ценностях. Они — связующий компонент в специфике взаимоотношений между субъектами и объектами политической конъюнктуры. От приближенных к власти политических группировок до политических институтов с учреждениями.
Специфика работы исходит из решений, которые принимаются представителями государственных органов. Из этого исходит и состояние действующего государственного режима. Решения устанавливают границы, в рамках которых объекты и субъекты государственной власти регулируют отношения во властных структурах и с использованием элементов государственного управления.
По специфике государственного управления политические системы подразделяются по следующим признакам:
- Специфика принятия решений — демократические, авторитарные.
- Степень вмешательства государственных структур в общественные отношения — либеральные, авторитарные, тоталитарные.
- Распределение социально-экономических благ — тоталитарное, либеральное, мобилизационное, конвергенционное.
Специфика регулирования государственного устройства заключается в наличии механизмов сдержек и противовесов и их функционирование. Государство становится авторитарным, если решения по управлению государством принимает один человек. Особенно это касается решений, влияющих на политическую систему.
Вмешательство государства в общественные отношения исходит из степени государственного контроля общественных отношений. В либеральных государствах общественные отношения регулируются обществом без участия государственных структур. Авторитарные государства берут под контроль общественные отношения, играющие фундаментальную роль внутри государства. Тоталитарные государства полностью контролируют общество со всеми вытекающими из него процессами.
В характеристике политических систем отражаются и нюансы в распределении социально-экономических благ.
Типы распределения социально-экономических благ:
- Тоталитарный: Таким распределением социально-экономических благ занимается государство. Экономика подчинена государственному аппарату.
- Мобилизационный: Модель распределения социально-экономических благ внутри государства строится на рыночных принципах, но государство оставляет за собой право вмешиваться в экономические процессы.
- Конвергенционный: Распределение социально-экономических благ реализуется для снижения разрыва между слоями населения.
- Либеральный: Распределение социально-экономических благ осуществляется на основе спроса с предложением и иных фундаментальных принципов рыночной экономики. Вмешательство представителей государственных структур в экономические процессы находится либо на минимальном уровне, либо отсутствует.
Структура политической системы
Политическая система в рамках каждого общества отличается в вопросах структуры. Формация отличается открытостью. За счет открытости политика реализует взаимодействие с другими направлениями общественной деятельности. Из-за открытости к внешним контактам общественно-политическая формация также испытывает влияние со стороны других сфер, являющихся важными для общества.
Через структуру раскрывается специфика организации действующего государственного устройства. Этим объясняется фундаментальность структуры.
Выделяются следующие элементы структуры политической системы:
- Организационно-институциональный. Подразумевает под собой формации, реализующие политическую деятельность. От объединений до политических институтов.
- Нормативно-регулятивный. Подразумевает под собой рычаги, регулирующие взаимодействие внутри общества и государства. Под ними понимаются как обычаи и традиции, так и закрепленные на законодательном уровне правовые акты.
- Коммуникативный. Подразумевает политические отношение внутри политической системы и ее взаимодействие с другими субъектами. Рассматривается взаимодействие связанных с государством структур с обществом. Элемент собирает под собой внутренние и внешние формации взаимодействия.
- Культурно-идеологический. Подразумеваются доминирующие идеологические установки. Рассматриваются специфика политической культуры внутри политической системы и довлеющая над политической системой идеология при ее наличии.
- Функциональный. Подразумеваются практические способы воплощения инструментов власти. Рассматриваются элементом специфика действующих в политической системы государственных полномочий.
Функции политической системы
Политическая система занимается исполнением следующих функций:
- Реализация политической власти в интересах населения. Рассматриваются конкретные подходы к управлению государством.
- Контроль за сферами жизнедеятельности. Контроль реализуется с учетом интересов заинтересованных группировок и большинства населения. Под контролем подразумеваются все операции: от постановки задач до практической реализации задач на местах.
- Реализация требований общества. Отражение запросов большинства граждан в политическом направлении.
- Адаптация к изменяющимся реалиям. Перестройка государства согласно новым веяниям и тенденциям.
- Рациональное использование ресурсов для достижения политических целях. Подразумевается и их мобилизация.
- Защита политического строя. От обеспечивающих функционирование структур до идеологических установок и ценностей.
- Реализация внешней политики с учетом интересов государства. Подразумевается формирование взаимовыгодных отношений с иными странами и международными организациями.
- Консолидация разных групп населения и их интересов в единое целое. Контроль за реализацией требований.
- Формирование ценностей разной направленности. Реализация распределения ценностей с учетом интересов всех субъектов общества.
- Интеграция общества в политические процессы. Создание условий, при которых оптимальным вариантом становится сотрудничество между разными по направленности политическими силами и иными элементами общества. Функция необходима для ликвидации противоречий и конфликтов, проявляющихся внутри общества.
Важным для представителей государства является социальное направление. Действия социального характера выражаются в:
- оптимизации методов общества по реализации поставленных государством задач;
- выявлении перспективных сфер общественного развития;
- рациональном распределении ресурсов;
- формирование норм поведения для общества;
- интеграция общества в политическую сферу;
- поиск компромиссов между интересами субъектов общества;
- обеспечение безопасности;
- обеспечение стабильности;
- обеспечение выполнения законов и норм.