24.07.2024
#доклад
#конференция
42

Светское государство, или государство вне религии

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. История появления и развития светских государств
  2. Характеристика светских государств
  3. Виды светских государств

 государство

Фото: YandexArt

Светское государство — это конституционно-правовая характеристика, согласно которой, церковь отделена от правового регулирования и не может влиять на сферы общественной жизни. В Конституции Российской Федерации закреплено, что Россия является светским государством — ни одна религия не может фиксироваться в качестве государственной или обязательной, и все религии одинаково равны перед законом в своих правах.

В современном обществе светское государство — наиболее распространённый тип регулирования общественной жизни. Светскими являются североамериканские, треть африканских и европейских стран, некоторые азиатские страны. Противоположность светского государства — теократическое (клерикальное) государство. Религия во многом определяет взгляды людей и влияет на устройство быта.

 появления и развития светских государств

 

Фото: YandexArt

История появления и развития светских государств

Черты «светскости» начали проявляться еще в государственном управлении Древней Греции. Общественная жизнь в полисах была значительна отделена от какого-либо признанного вероучения, но религиозность была присуща почти всем членам древнего общества. В мировоззрении греков и других народностей существовало понятие высшего божества, глава государства считался избранником бога, а жрецы везде были уважаемыми людьми, так что отрицать влияние религии на жизнь древних народов невозможно.

Абсолютизм, возникший на истоках зарождения монархических государств, обычно предполагал теократию: царь считался полубогом или Божьим избранником. Идеи о светском государстве тесно связаны с секуляризацией, то есть с освобождением сознания от влияния религии. Особенно в странах эпохи позднего феодализма и Нового времени. Люди хотели иметь право выбирать религию, взывали к демократическим идеям античности и были убеждены, что церковь не должна иметь вес в государственном управлении.

Выделяются две основные причины появления светских государств — церковь в качестве органа управления теряет нравственный авторитет и впоследствии начинает заменять собой государство. Как следствие, начиналось недовольство действующей навязываемой религией, принимались попытки создания альтернативных вероучений, приверженцы конфессий не принимали новые течения, а консервативное духовенство распыляло вражду. Пример: конфликты между протестантами и католиками.

Немалую роль в становлении светских государств сыграли борьба против колониализма, войны за независимость и революционные движения. Так, например, в результате революции во Франции церковь отделилась от государства.

Несмотря на все предпосылки, ни одно из государств вплоть до XIX века не отказывалось от государственной религии. Только в начале XX века «светскость» начинает приобретать государственный статус и утверждается в качестве полноправной классификации. В России церковь отделяется от государства с приходом советской власти. В 1996 году «Международный пакт о гражданских и политических правах» закрепляет право человека на самоопределение в рамках религии. 

Характеристика светских государств

Как мы уже говорили, светское государство — это государство, в котором церковь не влияет на правовые нормы. Светскому государству присущи определенные черты, без которых невозможно говорить о принадлежности государства к таковому:

  • запрет на провозглашение государственной религии;
  • светское образование, отделение школы от церкви: в государственных школах религиозное воспитание допускается только в качестве факультативов;
  • признание свободы религии и атеизма, нейтральное отношения государства к мировоззрениям;
  • религиозные каноны не являются источниками права;
  • социальный статус гражданина не зависит от принадлежности к религии.

Заключение браков и правосудие являются прерогативой права, это означает, что человеку не придётся обращаться ни к одному вероучению, чтобы обладать всеми правами и полноправно участвовать в социальной жизни. Светское государство не может полноценно противостоять религиозным розням, которые связаны с мировоззрением отдельных людей, но дискриминация ни в коем случае не может быть закреплена конституционно.

Федеральный закон «О свободе совести о религиозных объединениях» устанавливает свободу человека в религиозном самоопределении, запрещает вторгаться в деятельность конфессий, разрешает религиозным сообществам реализовывать деятельность автономно.

Виды светских государств

В мировой практике известны три модели конфессиональных взаимодействий: в стране: государство со статусом обязательной религии, теократическое государство, в котором власть принадлежит членам религиозной общины и светское государство. Частный случай — государства, в котором любая религиозность подавляется как в гражданско-правовом отношении, так и в культурной жизни людей. Такое государство называется атеистическим, например, СССР.

Внутри светского государства тоже существуют разные отношения. Существуют критерии классификации несветских и светских государств, которые оценивают:

  1. Наличие партнерства между религией и государством.
  2. Влияние религии на право. 

На их основании государства подразделяются на типы, и одной из самых популярных является типология И. В. Понкина, в которой представлено четыре модели:

  • Эквипотенциальная: стремление к отделению религии от всех сфер общества и к провозглашению равенства прав всех конфессий, абсолютно нейтральная позиция по отношению ко всем религиям и к атеизму (Япония, США). Не существует в чистом виде.
  • Преференциальная: выделение нескольких религий, которые наиболее распространены среди населения, и наделение их преимуществами перед остальными религиями (большинство стран Европы). Эти преимущества закреплены конституционно, или религиозные общины наделяются ими только фактически.
  • Контаминационная: вероисповедание ощутимо влияет на общественные отношения, границы между светским и религиозным размыты (государства Исламского мира). Выделяют пять условных групп, где группа 1 — ближе к теократическим государствам, а группа 5 — к светским.
  • Идентификационная: расширенное сотрудничество государственного аппарата с религиозными объединениями и взаимовыгодное партнерство (Франция, Россия). Идентификационная и преференциальная модели похожи между собой, но идентификационная модель предусматривает более целенаправленные отношения.

Все эти модели так или иначе предусматривают вмешательство церкви в быт людей. Полностью избавиться от принадлежности большей части населения к определенному вероисповеданию практически невозможно, потому что религиозность — это результат воспитания в определенных традициях. Но и теократические государства в современном обществе реализовать тяжело: свобода совести, право на самоопределение — это естественные права, которые нельзя отнять у свободной личности в демократическом обществе.

 

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!