31.08.2024
#доклад
#конференция
42

Административно-правовые отношения в России: понятие, структура и виды

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Понятие и структура административно-правовых отношений
  2. Виды административно-правовых отношений
  3. Структура административно-правовых отношений: субъекты, объекты и юридические факты

Понятие и структура административно-правовых отношений

🤔 Определение

Административно-правовые отношения (АПО) — это общественные отношения, которые регулируются нормами административного права и возникают в процессе осуществления исполнительной власти, управления и контроля государственными органами

Эти отношения характеризуются тем, что одной из сторон в них всегда выступает субъект, наделенный властными полномочиями, например, государственный орган, должностное лицо, а другой стороной могут быть граждане, юридические лица или другие субъекты, которые обязаны подчиняться распоряжениям или требованиям властного субъекта.

Административно-правовые отношения возникают в сфере государственного управления и направлены на регулирование общественных отношений, связанных с выполнением государственными органами своих функций.

Структура административно-правовых отношений включает в себя следующие элементы:

1. Субъекты административно-правовых отношений

  • Государственные органы и должностные лица. Эти субъекты наделены властными полномочиями и выступают от имени государства, реализуя функции управления, контроля и регулирования. Примеры: министерства, агентства, муниципальные органы, полиция, налоговые органы.
  • Граждане и юридические лица. Эти субъекты подчиняются властным полномочиям государственных органов и могут быть объектами регулирования, контроля или защиты со стороны государства. Граждане могут выступать в роли индивидуальных предпринимателей, получателей государственных услуг или объектов административного воздействия.

2. Объекты административно-правовых отношений   

  • Общественные отношения. Административно-правовые отношения регулируют различные сферы общественной жизни, такие как охрана общественного порядка, здравоохранение, образование, налогообложение, природоохранная деятельность и т. д.
  • Действия или бездействие субъектов. Объектом административно-правовых отношений могут быть конкретные действия или бездействие участников отношений, которые регулируются административными нормами.

3. Содержание административно-правовых отношений   

  • Права и обязанности сторон. Административно-правовые отношения включают взаимные права и обязанности субъектов. Например, государственный орган имеет право на осуществление контроля и применение мер административного воздействия, а граждане или юридические лица обязаны выполнять законные требования государственных органов.
  • Административные санкции. В случае нарушения норм административного права может применяться административное наказание, например, штраф, предупреждение, лишение специального права и другие меры воздействия.

Административно-правовые отношения можно классифицировать по различным критериям:

1. По характеру взаимодействия   

  • Регулятивные. Отношения, направленные на установление прав и обязанностей субъектов, например, выдача лицензий, регистрация граждан).   
  • Охранительные. Отношения, связанные с обеспечением правопорядка и применением мер административной ответственности за нарушение правовых норм, например, наложение штрафов, задержание.

2. По субъектному составу   

  • Горизонтальные. Отношения между равноправными субъектами, например, между различными государственными органами.   
  • Вертикальные. Отношения, где один субъект наделен властными полномочиями, а другой обязан подчиняться его распоряжениям, например, отношения между государственным органом и гражданином.

3. По отраслевой принадлежности 

  • Финансовые. Отношения, связанные с налогами и бюджетом. 
  • Социальные. Отношения, касающиеся социальной защиты, здравоохранения, образования.   
  • Природоохранные. Отношения, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Административно-правовые отношения играют ключевую роль в функционировании государственной власти и обеспечении общественного порядка. Их структура, включающая субъектов, объекты и содержание, позволяет эффективно регулировать и контролировать различные сферы общественной жизни, обеспечивая исполнение законов и защиту прав граждан.

Особенности административно-правовых отношений

Отношения данного типа могут обладать общими и уникальными свойствами, характерными для отдельного субъекта. Главным различием от других правоотношений является наличие структуры. Взаимодействие или коллаборация двух сторон формируются для создания посреднической структуры, функционирующей для поддержки государственной деятельности. Также такие правоотношения нужны для правильной структуризации гражданского общества. 

Рассматриваемый вид взаимодействия является именно правовыми, чего не скажешь о семейных, торговых, трудовых и других видах АПО, которые могут протекать вне описанных в законодательстве положений. Одной из задач государственного аппарата является выполнение функций регулятора, который направляет правоотношения по нужному направлению. По этой причине и были созданы нормы административного права. 

Главной особенностью отношений административного типа в правовом поле является их разнообразие. Это многогранные и универсальные правоотношения, в которые граждане вступают практически сразу после появления на свет. Далее люди продолжают узнавать больше о нормах регулирования и становятся более ответственными в плане соблюдения законов. Даже после завершения жизненного пути граждане остаются внутри правого поля, основанного на заключенном договоре, так как существуют нормы, регулирующие захоронение, перенос могилы и так далее. 

Виды административно-правовых отношений

Этот тип правоотношений можно разделить на типы и подтипы. Существуют две фундаментальные группы отношений: на материальной и процессуальной основе.

Также существуют несколько видов АПО:

  • Вертикальные. Ведомства и подведомственные организации, включая начальников и подчиненных, работающих внутри этих структур, получают статус субъекта. 
  • Горизонтальные. Здесь субъектами выступают как минимум два ведомства в тандеме и органами, работающими в сфере права.
  • Диагональные. Субъектом является сотрудник государственной организации, а также сотрудники, состоящие на  конкретной должности.

Рассматриваемый вид правовых отношений также классифицируется по этим двум факторам:

  1. Взаимодействие, фундаментом которого является выполнение действий, которые соответствуют букве закона. 
  2. Отношения, основанные на действиях, исполненных вне рамок правового поля (нарушение законодательства).

АПО могут быть развиваться на протяжении разных периодов времени. Отношения данного типа могут выстраиваться между отраслями. Также эти правоотношения могут развиваться в разных масштабах.

Объекты и субъекты могут защищаться в суде согласно букве закона, если того требует сложившаяся ситуация и она разрешима с точки зрения правового поля. Характер защиты зависит от отношений между сторонами — участниками судебного процесса могут стать вышестоящие и нижестоящие органы, а также органы, которые друг другу не подчиняются.

Структура административно-правовых отношений: субъекты, объекты и юридические факты

АПО невозможны без субъектов и объектов, которые взаимодействуют в рамках закона. Участники отношений также соблюдают конкретные условия, которые прописаны в договоре или законодательстве.

Субъекты административно-правовых отношений

В качестве субъекта АПО может выступать как обычный человек (с гражданством), так и государственный орган. В отношения данного типа вступают отдельные сотрудники, работающие на предприятиях или в компаниях. Для правильного формирования правовых отношений одним из участников обязательно должно выступать государство или люди, работающие в государственных учреждениях. Получается, что административно-правовые отношения не могут быть сформированы между двумя случайными людьми, где ни один из участников АПО не относится к государственной структуре – в этом случае участники не обладают правами государственного органа. 

Объекты административно-правовых отношений

Объектами АПО являются могут выступать действия, выполненные таким образом, что они попадают в правовое поле. Этот статус может получить лицо, которые вело себя определенным образом. Объектом может быть имущество (принадлежащее государству или гражданам), церковные реликвии, правовые отношения которые формируют фундамент для взаимодействия с государственными органами. 

У каждого участника правоотношений рассматриваемого типа есть права и обязанности, регулируемые определенными нормами. Объекты защищены законом в любом случае, но к ним также могут быть применены методы воздействия в случае нарушения:

  1. Рекомендация. Объект получает совет касательно изменения характера действий, чтобы не вызвать соответствующие последствия. 
  2. Согласование. Позволяет обсудить особенности всех участников АПО для достижения консенсуса. 
  3. Взаимная ответственность. Соблюдение прав и обязанностей сторон. 
  4. Составление договора. Этот метод становится всё популярнее в сфере правовых отношений.

Юридические факты

Юридический факт — это обстоятельство, которое привело к началу или завершению правоотношений. АПО могут начаться только при выполнении определённых действий со стороны физического или юридического лица.

Отметим, что вне зависимости от характера действия в рамках закона или вне его рамок описываемые АПО уже сформированы. Отметим, что они чаще всего создаются после действий правового характера.

Особенности административно-правовых норм и их роль в АПО

Любая правовая отрасль подчиняется нормам, а именно обязательным правилам поведения. Эти правила прописываются со стороны государственных органов, что гарантирует соблюдение обязанностей со стороны субъектов и объектов. Административно-правовые нормы выступают в роли регулятора деятельности судебных органов, занимающихся рассмотрением споров в целях привлечения к административной ответственность. 

Ценность административно-правовых норм высока, так как эти положения законодательства помогают регулировать общественные отношения. Взаимодействия между гражданами в этом контексте развиваются благодаря нормам, в которых прописаны параметры поведения субъектов в области государственного управления. Они выступают в роли определителя правовых статусов органов государственной администрации. После изучения таких норм становится понятно, в какой форме может осуществлять деятельность управленческий орган. 

Главной особенностью рассматриваемых норм является прозрачность и организующий характер. Это массовые и универсальные положения, так как они применимы к большому количеству субъектов. Административно-правовые нормы, как и отношения, обладают своей структурой. Главными компонентами являются гипотеза, диспозиция и санкция. 

Гипотеза — это элемент административно-правовой нормы, который описывает условия, при наступлении которых возникают административно-правовые отношения и начинают действовать диспозиция и санкция. Гипотеза указывает на фактические обстоятельства, при которых возможно применение правовой нормы.

Пример: Гипотеза в административном праве может включать, например, положение о том, что нарушение правил дорожного движения (например, превышение скорости) наступает, когда водитель превысил установленный лимит скорости на определённой территории.

Диспозиция — это элемент административно-правовой нормы, который устанавливает правила поведения субъектов административно-правовых отношений. Диспозиция определяет, что должны делать или от чего должны воздерживаться субъекты, попавшие в условия, указанные в гипотезе.

Пример: Диспозиция может содержать правило, что водитель обязан соблюдать установленное ограничение скорости на данном участке дороги.

Санкция — это элемент административно-правовой нормы, который определяет меры воздействия, применяемые в случае нарушения требований диспозиции. Санкция указывает на негативные последствия, которые наступают для субъекта правонарушения.

Пример: Санкция в данном случае может предусматривать штраф за превышение скорости, лишение водительских прав или другой вид административного наказания.

В административно-правовой норме эти три элемента взаимосвязаны:

  • Гипотеза определяет условия, при которых применяется норма.
  • Диспозиция устанавливает правила поведения или обязательства, которые должны соблюдаться в условиях, указанных в гипотезе.
  • Санкция определяет последствия нарушения диспозиции в случае наступления условий, предусмотренных гипотезой.

Таким образом, гипотеза, диспозиция и санкция составляют основу административно-правовых норм, регулирующих поведение субъектов в сфере государственного управления. Эти компоненты обеспечивают предсказуемость и обязательность правовых норм, а также ответственность за их нарушение.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!