22.08.2024
#доклад
#конференция
42

Административный процесс. Понятие и виды

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Понятие административного процесса
  2. Основные принципы административного процесса
  3. Виды административного процесса
  4. Административный процесс в судебной системе
  5. Особенности административного процесса

Понятие административного процесса

🤔 Определение

Административный процесс — регулируемая нормами процессуального права деятельность органов власти в исполнительной системе, судов, связанная с решением споров между представителями властных структур с гражданами, организациями.

Нормативная база административного процесса — Кодекс административного судопроизводства.

Административный процесс — сложная структура, состоящая из нескольких процессов:

  • управленческого;
  • судебного;
  • юрисдикционного;

В узком смысле под понятием понимается разрешение споров административно-правового характера. Порядок разрешения таких споров устанавливается законами. Для участников устанавливается равное право на защиту.

Результатом выступает властное воздействие на виновного субъекта. Воздействие осуществляется в одностороннем порядке.

Административный процесс обладает исключительными признаками:

  • соотносится к общему юридическому процессу как его часть;
  • разновидность власти, которую осуществляют обладающие властью государственные органы;
  • дает возможность реализовать материальные нормы административного права;
  • имеет целью достижение правовых результатов, которые помогают разрешать управленческие споры;
  • полученные результаты оформляются в официальных документах;
  • базируется на административно-процессуальных нормах, образующих обособленный институт административного права;
  • обладает неповторимой структурой.

Перечисленные признаки отличают административный процесс от других процессуальных структур. Хотя административный процесс наделен многими схожими с ними чертами.

Основные принципы административного процесса

Принципы — основополагающие начала, на которых базируется административный процесс. Через принципы раскрывается сущность правового явления.

Для административного процесса характерны такие принципы:

  1. Законность. Нормы административно-процессуального характера реализуются в точном соответствии с законом.
  2. Материальная истина. Окончательное решение по делу принимается после тщательного изучения доказательной базы. Учитываются важные обстоятельства, условия. Рассмотрение дела носит состязательный характер.
  3. Процессуальное равенство. Участники процесса наделены равными правами и обязанностями. Не допускается ограничения прав по половому, национальному, расовому, языковому, имущественному, должностному признаку. На ограничение прав не влияет место жительства лица, религиозные убеждения человека. Каждая сторона несет равную ответственность в ходе процессуального действия.
  4. Доступность. Каждый субъект имеет равный доступ к каждой стадии процесса в зависимости от процессуального статуса.
  5. Национальный язык. Судопроизводство идет на государственном языке России либо на национальном языке субъекта, если дело рассматривается в одном из субъектов РФ. Участники слушания, не знающие национального языка, могут попросить переводчика.
  6. Гласность. Процесс проходит на публичных началах. Граждане имеют право получать полную, достоверную информацию о ходе дела, принятых решениях. Не разглашается информация, по закону признанная государственной тайной. Принцип гласности не относится к информации, касающейся интимных сторон жизни участвующих в процессе.
  7. Оперативность. Процесс отправляется в максимально короткие сроки, установленные законом.
  8. Ответственность органов власти. Чиновники, государственные органы несут ответственность в случае, когда ненадлежащим образом исполняют свои обязанности в ходе ведения процесса, когда нарушаются нормы права, разводятся волокита, бюрократизм.
  9. Презумпция невиновности. Субъект, подлежащий ответственности, не виновен до момента, пока в законном порядке не установлена его виновность. Доказывание возлагается на обвинителя. Субъект, подозреваемый в правонарушении, не обязан доказывать, что он не виновен. Возникающие сомнения толкуются в пользу привлекаемого к ответственности. 
  10. Экономичность. За ведение процесса не устанавливается пошлина. Не берется она и за оформление материалов. Процессуальные расходы оплачивает государство. Оно стремится уменьшить материальные затраты. 

Основополагающие принципы - обязательны для любого административного процесса. Нарушение любого принципа ведет к установлению наказания для виновного лица.

 Основные принципы административного процесса

Фото: Fusion Brain

Виды административного процесса

Классификация основывается на стадиях рассмотрения дела. Каждый вид включает в себя уникальные особенности, определяющие порядок ведения процесса.

Административный процесс первой инстанции

Обязательная, основная стадия судебного разбирательства. На этой ступени рассматриваются дела по существу. Истец направляет иск к административному ответчику. После возбуждения дела начинается его подготовка.

При рассмотрении дела по существу выясняются важные обстоятельства. Стороны предъявляют доказательства, обосновывают позицию. При необходимости привлекаются свидетели.

 Административный процесс первой инстанции

Фото: Fusion Brain

Заключительный этап - вынесение итогового решения. Процесс бывает окончен и без вынесения судебного решения.

Административный процесс апелляционной инстанции

Необязательный этап. Рассмотрение дела происходит только в при наличии апелляционной жалобы, поданной на решение суда первой инстанции. Судебный акт не должен вступить в законную силу. По общим правилам процесс в апелляционной инстанции проводится аналогично процессам первой инстанция. Поэтому устанавливаются ограничения при рассмотрении дела. Например, дополнительные доказательства можно предъявить только тогда, когда они не были представлены в первой инстанции по уважительной причине.

На этапе апелляции нельзя предъявлять новые требования, если такие требования не заявлялись в первой инстанции.

Административный процесс надзорной инстанции

Пересматриваются решения предыдущих инстанций, имеющие законную силу. Судебной надзорной инстанцией административного процесса выступает Президиум Верховного суда.

Порядок возбуждения надзорного производства обладает сложным характером. А вот дела рассматриваются в упрощенном порядке.

Пересматривается доказательная база по вновь открывшимся, новым обстоятельствам. 

 Административный процесс надзорной инстанции

Фото: Fusion Brain

У каждого этапа схожие стадии рассмотрения дела, но они имеют разное содержание. Различия заключаются в возбуждении, подготовке, рассмотрении дела.

Судебный надзор решений имеет факультативный характер. То есть не считается обязательной стадией. Обжалование решения — право участвующих в процессе лиц, а не их обязанность.

Административный процесс в судебной системе

Дела административного характера рассматриваются в ходе административного судопроизводства. Его участниками являются:

  • орган, рассматривающий дело;
  • правонарушитель;
  • потерпевший. Лицо, которому нанесен вред действиями правонарушителя;
  • свидетели;
  • понятые;
  • эксперты;
  • другие специалисты;
  • переводчики.

Не все перечисленные участники участвуют в каждом судопроизводстве.

В ходе административного судопроизводства защищаются публичные интересы.

Административное судопроизводство — вид судебной деятельности, в процессе которой реализуются судебные полномочия в административных властных правоотношениях.

Цель— защита граждан, организаций, выполнение иных задач административного характера.В России судопроизводство по административным делам ведется в судах общей юрисдикции, Верховном суде, арбитражных судах.

Судопроизводство по административным делам наделено такими задачами:

  • доступность правосудия в области защиты властных правоотношений;
  • рассмотрение дел в пределах допустимых сроков;
  • вынесение законных справедливых решений;
  • защита нарушенных прав, свобод, интересов как частных лиц, так и организаций;
  • укрепление законности;
  • профилактика правонарушений.

Установленные задачи определяют содержание, смысл административного судопроизводства. Они определяют ориентиры для разрешения споров по делам об административных правонарушениях.

Административные правонарушения караются ответственностью, определенной государством. Большая часть санкций назначается судом. Однако некоторые органы наделены полномочиями по установлению санкций.

Административная ответственность налагается на граждан, организации. Наступает с 16 лет. За лиц, не достигших указанного возраста, наказание несут родители, законные представители.

Административное наказание не имеют последствий в виде установления судимости.

Судом назначаются такие виды наказаний.

Вид административного наказания Особенности
Конфискация орудия правонарушения Принудительно, в безвозмездном порядке изымаются вещи, при помощи которых совершалось правонарушение.
Арест Нарушитель изолируется от общества. Максимальный срок – 15 суток. При установлении режима Чрезвычайного положения, особо режима при проведении контртеррористической операции, срок увеличивается до 30 суток. Арест не распространяется на беременных женщин, женщин с детьми до 14 лет, инвалидов 1,2 группы, несовершеннолетних, военнослужащих, некоторых иных категорий людей.
Лишение специального права При наличии грубых, постоянных нарушений при реализации обозначенного права.
Выдворение иностранного гражданина В принудительном порядке иностранный гражданин перемещается за пределы территории России.
Приостановление деятельности На определенный срок прекращается предпринимательская деятельность.
Дисквалификация Гражданин лишается права занимать должность в срок от полугода до трех лет.
Обязательные работы Физическое лицо выполняет назначенные работы в свободное от основной деятельности время. Работы не оплачиваются, являются общественно полезными. Продолжительность: 20-200 часов. Наказание не применяется к беременным женщинам, матерям с детьми до трех лет, инвалидам 1,2 групп, к иным категориям.
Запрет на посещение массовых мероприятий Временно запрещается посещать массовые официальные мероприятия. Минимальные ограничения – полгода, максимальные – 7 лет.

Назначение наказания — последний этап в административном процессе. Административная ответственность несет в себе отрицательную оценку правонарушения. Виновные лица подвергаются реальным ограничениям.

Карательная функция – не ключевая в системе наказания за правонарушения.

Основная цель — защитить права, свободы граждан, организаций. Соблюсти общеустановленный порядок. Процессуальные права, обязанности - равные для всех.

Помимо рассмотрения дел об административных правонарушениях, в административно-юрисдикционное производство включаются иные виды производств:

  • Дисциплинарное. Наказание несут те, кто совершил дисциплинарные проступки.
  • Производство по жалобам. Ходатайство гражданина в случае нарушения прав, их восстановлении.

Административная ответственность — вид юридической ответственности. Налагается за совершение проступков в рамках административного судопроизводства.

Особенности административного процесса

Административный процесс, как особая деятельность, обладает рядом специфических особенностей:

  • Имеет все признаки юридического процесса. Деятельность является властной, регулируется нормами права, носит определенную цель, осуществляется сознательно. Достигаются нужные правовые результаты, которые оформляются в официальной документации.
  • Является управленческой деятельностью. Базируется на исполнительно-распорядительных основах. Регламентируется правовыми нормами.
  • Под действие попадает более широкий круг общественных отношений. У административного процесса сложная структура производства. Каждый этап контролируется своими нормами, определяющими ведение процесса.
  • Охватывает расширенную сферу применения. Направлен не только на защиту административно-материальных прав, правовых отношений. Решение некоторых вопросов осуществляется в совокупности с другими отраслями права: финансовое, земельное, гражданское и др. Нормы перечисленных отраслей применяются в строгом соответствии с административно-процессуальными нормами.

Административный процесс входит в общую систему юридических процессов. Но обладает рядом важных отличий, которые выделяют его среди остальных процессуальных действий.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!