17.07.2024
#доклад
#конференция
42

Формы государственного устройства

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Понятие формы государства
  2. Сущность понятия «форма государственного устройства»
  3. Форма правления государства
  4. Форма государственного устройства
  5. Регионалисткое государство
  6. Федеративное государство
  7. Конфедерация
  8. СНГ
  9. Политический режим
  10. Добровольные и насильственные международно-государственные объединения

Понятие формы государства

Форма государства — это синтез способа организации и осуществления государственной власти, а также система способов, методов и инструментов, которые такая власть используют в рамках предоставленных им полномочий. По факту, это разновидность механизма организации общества в целом.

И распределяются такие формы государства в зависимости от разных критериев. Один из них — это форма государственного устройства.

Сущность понятия «форма государственного устройства»

Под категорией формы государственного устройства следует понимать некое строение государственной системы управления с учетом его территориального и административного аспекта, которое по сути определяет не только территориальное деление, но также и специфику его правления, механизм взаимодействий различных органов власти.

Простыми словами: форма государственного устройства определяет особенности распределения власти между отдельными территориальными единицами государства и предоставляет органам управления различные полномочия с учетом административного аспекта.

Но важно четко разграничивать такие понятия как форма правления государства и форма государственного устройства. Это разные понятия, у них разная степень детализации. Скажем так, что форма государственного устройства более широкая дефиниция, содержащая в себе и форму правления государства.

Что влияет на формирование формы государственного устройства (обратно пропорциональная зависимость, форма влияет на представленные критерии, а сами критерии и формируют определенную форму):

  • правовой статус отдельных территориальных единиц страны, например, республики, регионы, областные центры, населенные пункты – это абсолютно разные по правовому статусу единицы, имеющие обособленную, четко регламентированную структуру и форму административного управления;
  • совокупность интересов и потребностей национальностей, национальных меньшинств, которые проживают как в общем в государстве, так и на отдельных его территориальных единицах;
  • права, свободы граждан, определенный перечень свобод и интересов предоставляет базис для формирования определенной ФГУ;
  • структура государственного управления внутри страны, в зависимости от режима — демократии, авторитаризма и т.д. формируются и определенные единицы территориального администрирования.

Сама по себе категория формы государственного управления четко представляет базис для формирования конкретного механизма централизации или децентрализации власти на местах. Выбранная система влияет на полномочия, функции, обязанности и возможности аппарата власти на местах.

Выделяют три основных формы государственного устройства:

  1. Унитарная.
  2. Федеративная.
  3. Конфедеративная.

И далее мы расскажем подробно о каждой из них. Но для начала разберем такое понятие как форма правления государства.

Форма правления государства

Форма правления государством характеризует порядок взаимодействия высших органов власти как между собой, так и с населением, она предопределяет перечень их функций и возможностей.

Монархия

Монархия предполагает такой вид правления, при котором власть сосредоточена в руках одного человека — монарха. А сам монарх получает такие властные полномочия не на основании выборов, а по наследству. Власть в монархическом режиме передается по наследству и не имеет срока действия, то есть полномочия монарха оканчиваются только его смертью.

Республика

Республика является обратной формой для монархии. При таком механизме власть выбирается народом или формируется путем представительства. 

Республики могут быть президентскими, парламентскими и смешанными. Название зависит от того, кто является центральным органом власти — президент, парламент.

Форма государственного устройства

Далее подробно расскажем о том, что такое унитарное, федеративное государство и что подразумевает под собой понятие «Конфедерация».

Унитарное государство

Унитарное государство является единым целостным организмом, имеющим центральную форму управления. Другими словами, есть единый центральный орган управления, которому и подчиняются существующие административные единицы, формирующиеся в том числе исходя из территориального критерия. По факту, каждая такая единица не имеет отдельного правового статуса, она не суверенная по сути и зависима в целом от выделенного органа управления.

Отличительные признаки унитарного государства

Что нужно знать о таком типе ФГУ:

  • все граждане имеют только единое гражданство, то есть на территории одной страны существует и одно гражданство;
  • действуют целостная единая система правовых ценностей, то есть все граждане подчиняются единицам правовым нормам, утвержденных едиными нормативно-правовыми актами (единая Конституция, одни законы и т.п.);
  • применяется единая система налогообложения для всех административных единиц, но с возможностью некой корректировки с учетом базовых потребностей таких населенных пунктов, например, власти на местах могут распоряжаться местными налогами, но не имеют таких полномочий по отношению к государственным налогам.

Виды унитарных государств

Каждая административная единица унитарного государства имеет в большей степени одинаковый правовой статус, то есть у местной власти по сути существуют единые полномочия, предопределены фиксированные функции, обязанности. При этом тип управления такими административными единицами может быть, как централизованным, так и децентрализованным. При децентрализованной форме местная власть будет избираться народом на местах. Выборы мэра города, например. При централизованной форме такая власть будет назначена главным аппаратом, то есть выбор у народа будет отсутствовать.

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим жизнь как людей, так и чиновников, является Конституция. Она едина для всех, общеобязательна для выполнения. Также действует единая система судебного делопроизводства. Все территориальные единицы живут по одним законам, нормам, выполняют одинаковые правила. Определенных отличий между жизнью административно-территориальных единиц нет.

Исключение — единицы, имеющие особый правовой статус. Речь о столицах стран. Власти на местах в таком случае могут иметь расширенные полномочия и выполнять исключительные функции.

Некоторые унитарные государства, такие как Великобритания, Грузия, Израиль, Португалия и др., включают административные автономии. Такие государства называются децентрализованными унитарными государствами или унитарными государствами с элементами федерализма. Они отличаются от централизованной унитарной власти, при которой мощные органы власти назначаются из центра расселения народа, который поддерживает мощные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах органы власти обращаются к населению и осуществляют право самостоятельного определения питания мускульной жизни. Они обладают автономией внутреннего самоуправления, как правило, в сфере административной деятельности. Они могут проявлять определенную самостоятельность и в сфере законодательства. В такой чрезвычайной ситуации законы принимаются парламентом автономно в пределах его компетенции. Основной ранг в порядке делегирования в законодательный орган восстанавливается центральным законодательным органом в чрезвычайных ситуациях, внесенных изменениями в конституцию.

Регионалисткое государство

Регионалистским считается то государство, в котором присутствует сильный уровень децентрализации власти. Это так сказать пограничное устройство — где-то посередине унитарного и федеративного государства.

При таком механизме децентрализации власти происходит сильное разветвление органов администрирования с предоставлением им широкого спектра полномочий. Внедрена такая форма управления в Испании и Италии.

Федеративное государство

Федеративное государство — это государство, которое рассматривается в целом как единый целостный механизм, имеющий единые правовые и политические ценности, но при этом в рамках такой целостности отдельные его единицы получают отдельные определенные правовые статусы. И называются такие отдельно функционирующие единицы субъектами такой федерации.

Страны с федеративным устройством (ФУ) представлены, как правило, большими по территории государствами. Есть небольшая часть и с территориями средних и небольших размеров. Существует миф, что федерация – это не про демократию. Но это не так. В таких странах преобладает демократический режим. По соотношению они занимают 2–3 место, так как их количеств варьируется от 30–35%.

Отличительные признаки федеративного государства

Отличительные признаки федеративного государства:

  1. Федерация состоит из множества крупных, средних и мелких административных единиц, каждая из которых имеет свою территориальную целостность, обладает определенным политическим и правовым режимом. Формирование таких единиц осуществляется по выделенным критериям. Это могут быть политические, национальные, экономические, социальные и прочие индикаторы.
  2. Отдельные территориальные единицы обладают своим органом местного самоуправления, который имеет зафиксированные на правовом уровне обязанности, функции и задачи перед населением. При формировании таких органом самоуправления учитывается политический принцип распределения власти.
  3. При формировании административно-территориальных единиц учитывается экономический принцип, базирующийся на необходимости формирования отдельных производственных комплексов, экономических зон с учетом природного, научного, образовательного, рабочего базиса.

Виды федераций

В федеративном государственном режиме принято выделять три основные разновидности:

  1. Национальная.
  2. Территориальная.
  3. Национально-территориальная (смешанная).

Название говорит само за себя. Оно предопределяет основный критерий, на основании которого и формируется Федерация.

Например, национальные федерации формируются исходя из принципа национальности, присущих на территории национальных меньшинств, их интересов. Ярким примером являлся СССР. Главное отличие в том, что каждая административно-территориальная единица характеризуется не только наличием отдельной нации с устоявшимися обычаями, культурой, менталитетом и взглядами. Здесь есть и свои правовые нормы, органы власти, независимая судебная система. Сравнить статус такой единицы можно с суверенным государством, когда присутствует целый сформированный механизм управления.

Интересный момент: центральный орган власти при национальной федерации формируется путем представительства от каждой имеющейся единицы одного или нескольких субъектов власти. Цель — равноправная система финансирования и распределения доходов, расходов; недопущение ситуаций неравенства.

Ярким представителем территориальной федерации являются США. Здесь нет широких полномочий органов власти, нет такого статуса суверенности для тех же территориальных единиц. Перечень функций и обязанностей для властей субъектов федерации формируется на основе нормативно-правового обеспечения. На конституционном уровне четко зафиксирован перечень вопросов, которые находятся в компетенции местных органов власти, и тех, которые могут решаться только на федеративном уровне. 

Особое внимание уделяется военной отрасли. Власти центрального управления на общем уровне решают все вопросы военной отрасли. Это касается как мирного, так и военного времени.

Смешанные формы федеративного устройства формируются исходя из двух критериев: и национального, и территориального. Как правило, какой-то признак преобладает. 

Конфедерация

Конфедерация создается на определенное время, по истечению которого при достижении поставленной цели союз распадается или, наоборот, при отсутствии результата срок продлевается. Как правило, период действия подобных союзов среднесрочный – на несколько лет.

Признаки конфедерации

Признаки конфедерации:

  • имеет определенную цель создания. Это может быть военная цель — для урегулирования военного конфликта, для защиты интересов какой-либо страны и т.п.; экономическая — при создании единого экономического пространства;
  • формируется единый политический орган управления, но при этом сами по себе субъекты таких федерация полностью суверенны, хотя и учитывают интересы сообщества;
  • военная система каждой страны находится в строгом подчинении общего органа управлений;
  • международные интересы такого сообщества представляются на совместном уровне.

Плюс конфедерации в том, что она создается для достижения многокомпонентной цели. Это не может быть только политическая, например, или военная. Это целя интеграция задач и правил.

Основные особенности конфедерации:

  • формирование общей для всей конфедерации единой территории и государственных границ;
  • существование законодательных органов и системы управления;
  • наличие конституции всей конфедерации, системы законодательства, гражданства, судебной и финансовой систем;
  • сохранение суверенитета конфедерации, предоставление международно-правового статуса участников конфедерации;
  • появление тайного конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных полномочий;
  • наличие выборов органов конфедерации, принятие принципа консенсуса.

Конфедерации имеют рыхлый, преходящий характер: они либо распадаются, либо развиваются внутри федерации.

СНГ

Ярким примером конфедерации является СНГ — Союз независимых государств, который фактически был создан на основе тандема бывших постсоветских республик.

Сформирован был с целью решения экономических, политических и военных целей стран, входящих в его состав.

Политический режим

Политический режим — одно из ведущих понятий политической науки, ее теории. По сравнению с такими категориями, как «форма правления» и «форма государства», понятие «политический режим» является наименее важным.

Понятие «политический режим» является одним из наиболее распространенных в области политологии только в пределах одной формы правления на разных стадиях развития политической жизни. 

Тоталитаризм

Тоталитаризм — это общественная система государства, некий режим, который характеризуется наличием полного преимущества определенной политической системы над остальными ветвями властями; присутствует жесткий уровень контроля и централизации власти. При тоталитаризме власть контролирует действие каждого человека в обществе, существует четкий регламент того, что можно и нельзя

Авторитаризм

Основной признак авторитаризма — власти находится исключительно в руках одного человека; права и свободы граждан значительно ограничены. По факту, в обществе существует жесткое ограничение политических прав и свобод.

Но плюс в том, что авторитарный режим, как правило не предполагает вмешательство в личную жизнь. Тогда как тоталитаризм такое вмешательство поощряет. Главной опорой власти является армия и правовые структуры. Не допускается функционирование оппозиции. 

Конечно, в обществе существуют иные политические партии, разрешается кланово-олигархический тип развития бизнеса. Но все оно подчиняется одной ветви власти.

Демократия

Демократия предполагает полную или частичную власть народа. Есть прямая и опосредованная демократия — в зависимости от того, кому принадлежит власть — непосредственно людям или тем ветвям власти, которых избирает народ. Главное правило — все граждане равны перед законом. 

Добровольные и насильственные международно-государственные объединения

В мировом сообществе бывают ситуации, когда государство или сразу целый список стран готовы потерять свой суверенитет. Они заключают между собой определенной соглашение, на основании которого формируется общая миссия такого объединения. Она может быть разной: экономической, политической, военной. 

Так вот такой вот международный союз стран, полностью или частично теряющих свой суверенитет, может создаваться в нескольких формах. Есть объединения, при которых страны остаются полностью суверенными и органы управления не теряют свои полномочия. И далее, как раз о таких формах.

Содружество. При таком международном формате взаимодействия государства на 100% остаются независимыми, не теряют своего суверенитета и даже не подчиняются общему органу управления. Здесь нет глобальных целей, например, военной или политической. Формирование таких сообществ преследует цель мировой интеграции, продвижения каждой страны в мировом масштабе. При формировании может быть учтен критерии культуры, национальности, языка, религии и т.п.

Содружество принято рассматривать как аморфное сообщество. Оно встречается реже, нежели конфедерация. Формируются такие сообщества союзными государствами, которые стоят посередине ассоциированных участников за счет их полного суверенитета и независимости. На основе дружбы, как и в конфедерации, существуют межгосударственные договоры, хартии, декларации и другие правовые акты.

Сообщество. Создается для того, чтобы конкретное государство или целый ряд стран могли решить определенные проблемы, предопределить статус этой страны на мировой арене. Ярким представителем такого сообщества является Европейский Союз.

И есть еще такое понятие как империя. Империя — сложная держава, включающая суверенную метрополию и несуверенные страны — колонии. Такая форма государства уже встречалась в истории (Римская империя, Российская империя).

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!