Рады, что вам понравилась статья 😊
Объяснение причин и условий образования государства и права содержится в научных концепциях. Вопрос о появлении власти, механизмах ее проявления (аппарат государственной власти), общих правил поведения (права), а также сути подчинения человека сохраняет актуальность с древнего времени по настоящий день. Ответ дан множеством теорий.
Основоположниками концепций являются различные мыслители (философы, общественные деятели и иные личности). Каждый из них был современником своей эпохи, характеризующейся определенными историческими и социальными условиями. Это находит отражение в содержании теории. Существенное влияние оказывает приверженность исследователя к философской или идеологической позиции.
Первой по происхождению считается теологическая теория. Становление государства и права признается основоположниками как явление божественной воли. К числу представителей, поддерживающих концепцию, относятся Аврелий Августин (основоположник), Жан Маритен, Фома Аквинский, идеологи Древнего Востока и ислама, современная католическая церковь (неотомизм):
Недостатком концепции является недоказуемость утверждений, так как прямое опровержение исключено. При определении истины по каждому из них появляется вопрос о существовании Бога, на который человек не может однозначно ответить.
Патриархальная теория основана Аристотелем. Яркими приверженцами являются Платон, Конфуций. В последующем идея поддерживалась такими мыслителями, как Михайловский, Фильмер, Мердок, Мем. Основополагающая суть концепции – государство образуется путем разрастания семьи (увеличение численности членов с количеством поколений).
Современные исследования опровергли эти утверждения. Распад первобытнообщинного строя стал почвой для одновременного появления патриархальной семьи и государства. Родственная связь утрачивается за время, требующееся для увеличения численности.
В результате развития естествознания в 19-м веке появилась органическая теория. Попытка сравнить государство с организмом делалась еще древнегреческими мыслителями. Появление дарвинизма стимулировало развитие практики социологов и юристов по тенденции применения некоторых закономерностей к социальным процессам. Например, эволюции, межвидовой и внутривидовой борьбы, естественного отбора и некоторых других. Приверженцами концепции является Спенсер, Блюнчили, Вормс и другие. Основными утверждениями теории являются следующие:
Объяснение, представленное в органической концепции, признано несостоятельным, так как использует закономерности различных уровней бытия и жизнедеятельности. Если следовать утверждениям, получается абсурд. Право должно прекратиться, если не будет правительства.
При этом объяснение эволюции не сводится только к законам, открытым в естественных науках. Следовательно, невозможно объяснить становление государства и права только закономерностями биологии. Хотя некоторые позиции допустимо использовать для формирования понимания развития общества и процесса становления государства.
Яркими приверженцами теории насилия являются Каутский, Гумплович, Дюринг. Суть концепции отражается в принципе подчинения слабого сильному. Реализация данного основания является сущностью возникновения государства. Исследователи в качестве примера приводят историю венгерского, германского государства.
Концепция объясняет механизм порабощения, происходящий в процессе военно-политических действий.
В 19-м веке появилась психологическая теория. Суть появления государства и права объяснена проявлением некоторых свойств человеческой психики. К их числу отнесены: подражание, потребность в подчинении, чувство справедливости, зависимость первобытного общества от элиты и некоторые другие.
Сторонниками являются Петражицкий, Тард.
Теория общественного договора является основополагающей доктриной естественного права. Обособление концепции приурочено к 17–18 вв. Разработкой идеи занимались Локк, Руссо, Радищев, Спиноза, Гоббс, Гроций.
Конституции некоторых европейских стран содержат положения теории общественного договора (естественного права).
Позиция приверженцев концепции различается в части представления характера самого общественного договора. Гуго Гроций определяет суть наличием волеизъявления. Томас Гоббс предлагает несколько иную картину, описывая путь к договору как войну (каждый вынужден нападать). Мыслитель оценивает разум человека как объективную способность к поискам мирной жизни. Отказ от части прав объясняет как естественный закон во благо общей безопасности.
Позиция Джона Локка отличается либеральностью. Исследователь указывает цель заключения общественного договора, создающего государство, – обеспечение реализации неотъемлемого права. В качестве такового перечисляет право на жизнь, собственность (имущество), свободу. Стремление к заключению договора поясняет действием принципа согласия, который дает право свергнуть деспотический режим. Локк в качестве доказательства приводит способность человека по достижению совершеннолетия выбирать свою принадлежность.
Разработчиками идеи и сторонниками историко-материалистической теории возникновения государства и права являются Морган, Маркс и Энгельс. К числу основополагающих причин относятся развитие религии и экономики первобытного общества. Это, в свою очередь, служит материальными условиями для появления такого естественного результата как государство. Определяется социальная трансформация социума. Концепция выделяет 2 подхода:
Таким образом, появление антагонистических классов выступает главным фактором. Следом за появлением государства возникает право. Это обусловлено объективным стремлением к эффективности друг друга.