Рады, что вам понравилась статья 😊
Определение: Право — это система общеобязательных норм и правил, установленных или санкционированных государством, которые регулируют общественные отношения, обеспечиваются принудительной силой государства и направлены на поддержание порядка и справедливости в обществе.
Государство устанавливает границы дозволенного и запрещенного для защиты граждан от противоправных деяний. Современная юриспруденция трактует право посредством нескольких подходов:
Нормативный подход рассматривает право как систему норм, которые устанавливаются и санкционируются государством.
С социологической стороны свод правил рассматривается как регулируемые социальные отношения с практическим применением законодательных норм.
Моральный подход рассматривает право через призму морали и этики, оценивая правовые нормы с точки зрения их соответствия моральным ценностям.
Каждое определение имеет свои достоинства и недостатки, так как формировалось право на различных территориях, в западных и восточных странах. У людей разные понимания сложились добра, зла и справедливости, отпечаток наложили религии, традиции, обычаи. Отсюда и появление теорий, где с особым пристрастием объясняется, как зарождалось право. Формирование права по разным теориям осуществлялось под влиянием следующих причин:
Несмотря на различия между подходами, все они одинаковым образом выделяют у права следующие особенности:
В сущности, право возникло в результате закономерного процесса. Создавалась хозяйственная деятельность, в обществе образовалось социальное расслоение, появился аппарат власти. Право стало необходимым для государства механизмом, с его помощью устранялись конфликты, регулировали несовпадающие интересы и проблемы, возникшие при реализации продукции.
Старейшее объяснение возникновения сводных правил, утверждает, что концепция является даром божьим. Высшие силы формируют право, а нормы законов законодатели должны брать из традиционных взглядов, которые трактует религия. Например, фараоны Древнего Египта требовали исполнять их волю, так как власть дарована богами.
Естественно-правовой взгляд создавался под влиянием мировоззрения, что законы должны исходить не от государства, а зарождаться естественным путем. Люди с рождения понимают, что хорошо и плохо. Поэтому должны иметь неотъемлемые права в виде:
Государство не имеет права отнимать свободу даже у преступника. Вопрос о происхождении права для естественно-правовой теории не стоит, так как каждый человек наделен правами с первых дней появления на свет. Под такими взглядами революционеры проводили акции, требовали приоритета естественных прав человека в новом государстве, которое планировали построить.
Позитивистская теория происхождения права рассматривает право как продукт человеческой деятельности, созданный и санкционированный государством или другими социальными институтами. В основе позитивистской теории лежит убеждение, что право должно быть изучено и понято исключительно через его формальные источники, без обращения к моральным, религиозным или иным этическим основаниям.
Немецкий деятель и правовед Савиньи, живший в XIX веке, автор исторической теории права, считал, что не законотворцы должны создавать законы. Потому что формирование права происходит произвольно от народного духа. Как носители языка, говорят под влиянием исторических предпосылок, так и навыки о дозволенном и запрещенном, должны формироваться не по государственным распоряжениям, а постепенно. При этом опираться на общие интересы, за основной посыл брать солидарность, договоренность или обычаи. Законодателем может стать только народ.
Это направление утверждает, что право произошло от жизненных обстоятельств общества. А законы фиксируют правила, как вести себя в разных случаях. Не право важно, а реализация правил. Судебный вердикт по конкретному прецеденту становился приоритетнее нормативного акта. В результате трудно было разграничить, законные от незаконных действий, к тому же судебники пренебрегали нормативной базой.
Макс с Энгельсов выдвинули свою концепцию о происхождении права. По теории мыслителей, правоведение и государство произошли в одновременном порядке. Необходимость в создании законов возникла, как только появилась частная собственность, общество разделилось на классы. Низшая категория обслуживала высший статус, появились противоположные интересы. Общественными отношениями управлял госаппарат. Правовыми нормами мог пользоваться только привилегированный класс, а угнетенный народ пожинать плоды принуждения. Марксисты считали, что право порождает неравенство в обществе. Марксистская теория значительно преувеличила связь права с госаппаратом, хотя она существовала, но в меньшей степени. По мнению Маркса, государство активно пользуется принуждением с репрессивными и карательными функциями. В концепции ученого было не мало положительных факторов, это исторический подход к рассмотрению права, учитывалась материальная жизнь общества, классовые структуры. В результате к праву стали относиться как к науке. Есть и такое мнение, что марксистские идеи спровоцировали революцию 1917 года.
По теории психика людей влияет на развитие государственного строя, включая правовые основы. Разделена концепция на часть позитивную и личностную. Правоведение строится не по законотворчеству, главной мотивацией служит психологические закономерности, человеческая эмоциональность императивно-атрибутивного характера. Где правовая идеология с культурной психологией служит фундаментом правосознания. Хотя правозащитники не отвергают важность культуры права.
По нормативистскому взгляду право формировалось государственной волей, которую фиксируют в нормативных актах. Реализация происходит государственным принуждением. Построение правовой системы осуществляется как пирамида в виде иерархической лестницы, которую возглавляет основной закон. А договора с судебными вердиктами будут законны, если соответствуют высшим нормативам. Существуют разные мнения, доказывающие свою правоту о происхождении права. Например:
В правоведческой литературе часто встречается термин: источник права. Это объяснения, с каких времен действуют, откуда произошли правовые обычаи и доктрины, нормативные соглашения и акты.
Нормативную разработку интегративного способа правоведы начали, чтобы устранить односторонний взгляд на право. Вне зависимости узкий взгляд на применение правил или широкое рассмотрение правовых норм. Интегративное направление берет начало от учения, в котором законодательные нормы тесно связаны с государственными интересами, социальными факторами, философским представлением о правотворчестве. В результате из каждого мировоззрения приняты законотворческие идеи, которые воплощены в фактические правомерные действия. В законы и нормативные соглашения включены правила, почерпнутые из обычаев и традиций.
В таком случае право становится совокупностью норм:
Интегративный подход служит суверенным правопониманием и противовесом иному рассмотрению правил, исключает преувеличение одного мировоззрения и уничижение другого взгляда. В интегративных методах отсутствует критика философского, нормативного, социологического рассмотрения права. Это общая методологическая основа, в ходе которой происходит анализ достойных факторов каждого направления и предостережение от крайностей. Методологическая платформа интегративного способа:
Сущность интегративного направления, это согласованная договоренность фигурантов регулируемых взаимоотношений, где в приоритете:
Если в законодательных требованиях отсутствует выражение общей воли, значит никакие механизмы, принудительная сила государства, не обеспечат исполнение законов. Выраженные в праве согласованные интересы утверждают, что нормативное регулирование происходит в соответствии с законностью.
Правоведы настоящего периода из множества теорий оставили концепции, которые раскрывают сущность правопонимания.
Социологическим способом, третьей позицией современного права, формируется система отношений в обществе:
Праву характерно повсеместное возникновение в условиях развития отношений в обществе с целесообразными социальными связями. Законодательный свод современного мира, это регулятор общественных отношений. Государственная роль в праве: устанавливать общеобязательные правила поведения и контролировать исполнение законов.
В разные временные периоды создавалось право, в настоящее время правоведы исследуют по крупицам законы, которые принимали предки. Изучая основные положения из теоретических предположений о происхождении права, интересный получается сравнительный анализ, как относились предки к власти.
По теологической теории преимуществом обладала церковная власть. Чтобы занять престол, монарх обращался к церковному правителю для освещения.
По патриархальной теории семьи настолько разрослись, что образовали государство. Поэтому царя или короля народ почитал как отца, который обязан был заботиться о своих подданных.
По теории насилия государственность образовалось завоеванием территорий, подчинением слабых сильными.
Патримониальная теория утверждает, что государственность служит источником зарождения права собственности.
Сотни исследователей в разные времена, высказали свое предположение о происхождении права. При сравнении неоднозначных взглядов можно сделать вывод, что каждая концепция гласит о правилах, которые необходимо соблюдать, проживая в современном обществе.