Рады, что вам понравилась статья 😊
Право в повседневной жизни проявляется благодаря своей формальной закрепленности. Его проявления направлены на объект регулирования и существуют в определенной форме. Таким образом, формой права является закрепленное в определенном формате выражение правовых норм.
Обычное правило поведения не является общеобязательным к применению до тех пор, пока оно не будет облечено в специфическую правовую форму. Государство в ходе правотворческой деятельности занимается облечением в правовую форму законодательной воли по регулированию правоотношений в обществе.
Внешней формой права является источник права. Внутренняя форма характеризуется его организацией и разделением на институты, отрасли.
Форме права соответствуют следующие характеристики:
Возникновение источников права традиционно рассматриваются в материальном и юридическом плане.
Материальные источники права опираются на систему объективных потребностей, возникающих в процессе социального развития, и отражают базовые отношения, присущие конкретной сфере общественных взаимодействий. Законодатель направляет в нужное ему русло общественные отношения, основываясь на заложенной в нем политической ориентации и правосознании. На принятие законодательных решений могут влиять как внутренние политические факторы, так и международная ситуация. Указанные условия в совокупности образуют идеальный источник права.
Юридические источники права ⎯ нормативные акты, фиксирующие порядок поведения в конкретных ситуациях, исходя из потребностей общества через различные процедуры правотворчества. В данном контексте форма и содержание юридических норм тождественны.
К источникам права относятся:
Формы права классифицированы по внутреннему и внешнему признаку.
К внешним формам относят многообразие источников, которые установили нормы поведения и общедоступны для изучения.
Внутренняя форма права представлена институтами, отраслями, определяющими видовую принадлежность и сущность правовых норм. Внутренняя форма отличается структурированностью строения, организованным объединением отдельных составляющих ее частей.
Состав форм права в рамках отдельно взятого государства во многом определяется благодаря принадлежности к определенной правовой семье. Для романо-германской правовой семьи, например, первостепенной формой права является нормативно-правовой акт. Англо-саксонская правовая семья, не отрицая важность нормативно-правовых актов, широко использует в правоприменительной практике прецеденты.
Правовые системы государств изменяются и дополняются новыми формами права в ходе эволюции своих государственных образований. На ранних этапах развития государственности в Европе преобладало признание в качестве формы права только обычая или религиозных норм. Римская империя совершила большой вклад в утверждение нормативно-правового акта как основной внешней формы права на континенте. В свою очередь, мусульманские и дальневосточные страны шли своим путем, утверждая на государственном уровне правовые доктрины и религиозные нормы.
К 21 веку состав форм права постепенно приводится к общему знаменателю, поскольку государства перенимают успешный международный правоприменительный опыт, участвуют в межгосударственных объединениях, политических и экономических союзах.
В юридической литературе встречается отождествление указанных терминов. Другими авторами «источник права» признается более широким определением.
Будучи взаимосвязанными, указанные понятия не тождественны и не соотносятся друг с другом как одно, полностью включающее другое. Источники являются лишь внешними проявлениями формы и представляют собой совокупность факторов, влияющих на внутреннюю форму.
Такими факторами в зависимости от выбранного подхода к термину «источник права» являются:
Источники права, выполняя функцию закрепления правовых норм, создают отдельную от них внутреннюю форму права, структурируются в правоприменительной деятельности и определяют дальнейшее развитие права в отдельно взятом человеческом сообществе.
Нормативные акты в Российской Федерации классифицируются по следующим критериям:
1. Исходя из правового положения принявшего акт органа:
2. По территории применения:
3. По срокам:
4. По отраслевому признаку:
5. По наличию законной силы: