Рады, что вам понравилась статья 😊
Правительство Российской Федерации начало свое существование в 1993 году. Одновременно с принятием Конституции РФ, подразумевающей принцип организации высшего органа исполнительной власти в лице правительства, наметились тенденции по дальнейшему усовершенствованию отдельных нижестоящих структур это ветви власти. Так, уже в 2004 году исполнительные полномочия сосредоточились в руках структурных подразделений, вытекающих из Правительства РФ: министерства, агентства и службы федерального уровня.
Фото: Правительство РФ, Fusion Brain
С того момента, как Российская Федерация получила независимость, подтвержденную соответствующим положением из Декларации о «государственном суверенитете» (1990 года), в стране до сегодняшнего дня произошло 16 смен состава участников Правительства РФ.
Состав Правительства Российской Федерации менялся несколько раз с момента распада Советского Союза в 1991 году. Вот краткое описание 16 изменений состава Правительства РФ, начиная с 1991 года:
1. Правительство Гайдара (1991–1992)
Егор Гайдар был исполняющим обязанности председателя Правительства РФ с ноября 1991 года по июнь 1992 года. Это правительство проводило радикальные экономические реформы, известные как «шоковая терапия».
2. Правительство Черномырдина (1992–1998)
Виктор Черномырдин возглавлял правительство с 1992 по 1998 год. Его правительство занималось стабилизацией экономики и проведением структурных реформ.
3. Первое правительство Кириенко (1998)
Сергей Кириенко возглавил правительство в апреле 1998 года. Его правительство пришлось на период экономического кризиса, который закончился дефолтом в августе 1998 года.
4. Правительство Примакова (1998–1999)
Евгений Примаков возглавил правительство в сентябре 1998 года. Его правительство стабилизировало экономическую ситуацию после кризиса.
5. Правительство Степашина (1999)
Сергей Степашин возглавил правительство с мая по август 1999 года. Основные задачи правительства были связаны с подготовкой к парламентским выборам.
6. Первое правительство Путина (1999–2000)
Владимир Путин был назначен председателем Правительства РФ в августе 1999 года. Его правительство сосредоточилось на борьбе с терроризмом и стабилизации ситуации в стране.
7. Первое правительство Касьянова (2000–2004)
Михаил Касьянов возглавлял правительство с мая 2000 года. Правительство занималось экономическими реформами, в том числе налоговыми и пенсионными реформами.
8. Первое правительство Фрадкова (2004–2007)
Михаил Фрадков возглавил правительство в 2004 году. Правительство сосредоточилось на административной реформе и реформе государственного управления.
9. Второе правительство Фрадкова (2007)
Второе правительство Фрадкова начало свою работу в 2007 году, но в сентябре того же года Фрадков подал в отставку.
10. Правительство Зубкова (2007–2008)
Виктор Зубков возглавил правительство с сентября 2007 по май 2008 года. Правительство занималось вопросами экономического развития и социальной политики.
11. Второе правительство Путина (2008–2012)
Владимир Путин вновь возглавил правительство в мае 2008 года после окончания своего второго президентского срока. Правительство занималось антикризисными мерами в ответ на мировой финансовый кризис 2008 года.
12. Первое правительство Медведева (2012–2018)
Дмитрий Медведев стал председателем правительства после возвращения Путина на пост президента в 2012 году. Правительство Медведева реализовало масштабные реформы в области образования, здравоохранения и экономики.
13. Второе правительство Медведева (2018–2020)
После переизбрания Путина на пост президента в 2018 году Медведев продолжил руководить правительством. Его правительство занималось реализацией национальных проектов, направленных на развитие экономики и социальной сферы.
14. Правительство Мишустина (с января 2020 года)
Михаил Мишустин возглавил правительство в январе 2020 года после отставки Медведева. Правительство Мишустина столкнулось с вызовами, связанными с пандемией COVID-19, и предприняло меры по поддержке экономики и здравоохранения.
15. Корректировка состава Правительства Мишустина (с сентября 2021 года)
В сентябре 2021 года произошло обновление состава правительства, связанное с оптимизацией работы отдельных министерств и ведомств. Были внесены изменения в состав заместителей председателя правительства и министров.
16. Изменения в составе Правительства Мишустина (с марта 2022 года)
В 2022 году произошли новые изменения в составе правительства, связанные с адаптацией к новым экономическим условиям и внешнеполитическим вызовам, в частности в связи с международными санкциями и изменениями в глобальной экономике.
Эти изменения в составе Правительства РФ отражают эволюцию политической и экономической ситуации в стране на протяжении трех десятилетий. Каждый новый состав правительства сталкивался с уникальными вызовами и задачами, требующими адекватных решений и реформ.
Принятая в 1993 году Конституция РФ содержала в себе основные положения касательно того, как должно быть устроено государство и по каким принципам оно должно функционировать. Из основного закона России следует, что в стране присутствует демократизм, а также гарантируются естественные человеческие свободы и права. Одновременно с этим основы конституционного строя подразумевают политический и идеологический плюрализм, народный суверенитет, принцип разграничения властных полномочий и соблюдение принципов организации самоуправления на региональном уровне.
Государственные органы исполнительной, судебной и законодательной власти осуществляют свою деятельность в тесной взаимосвязи друг с другом. Однако стоит подметить, что судебная власть — это самостоятельная ветвь государственных учреждений, которая хоть и функционирует наравне с законодательством и исполнительством, но все же изолирована от излишнего со стороны их влияния.
Основу управления всей политической властью в Российской Федерации представляют собой высшие государственные органы власти:
Это были перечислены высшие государственные органы, которые располагаются во главе собственной властной ветви. Ниже них состоят другие органы управления, которые распространяют свои полномочия вплоть до регионального и местного уровней.
Президент России берет на себя представительские и часть руководящих полномочий, например, он является гарантом соблюдения Конституционных основ, выступает от лица народа в международных отношениях, контролирует незыблемость внутреннего и внешнего государственного суверенитета, обеспечивает надежную и слаженную работу всех инстанций государственных органов.
Правительство РФ представляет собой высший государственный орган власти, наделенный исполнительными полномочиями, а также работающий по принципу коллегиального устройства.
Российский двухпалатный парламент, представленный Государственной Думой и Советом Федерации, занимает лидирующую роль в сфере создания, принятия и обнародования важнейших законодательных решений в стране. К его компетенции относят управление Вооруженными силами за пределами границ РФ, формирование бюджета, назначение президентских выборов, а также установление сроков избрания на должность верховной судьи Конституционного суда.
В полномочия парламента России входят решение вопросов касательно утверждения границ между субъектами страны. Кроме того, его члены могут наделять международные договоры с другими государствами юридической силой.
Правительство РФ занимается разработкой общегосударственного бюджета на уровне Федерации, обеспечивает стабильное функционирование общества путем поддержания общественного порядка, берет на себя ряд главенствующих полномочий в некоторых сферах управления, например, образовании, культуре, финансов и др. Председатель во главе остальных членов этого высшего исполнительного органа контролирует безопасность государственного суверенитета. Благодаря совместной работе с военно-промышленными отраслями Правительству удается достичь необходимого уровня обороноспособности страны.
Также в ведение этого высшего госоргана входят права на издание распоряжений и создание постановлений, присутствуют полномочия касательно управления государственной собственностью.
Правительство Российской Федерации наделяется рядом полномочий как в законодательной, так и в исполнительной сфере власти — это предопределяет его основные функции как высшего государственного органа:
Фото: Функции Правительства РФ в области финансов, Fusion Brain
Таким образом, Правительство РФ берет на себя ряд законодательных полномочий и одновременно с этим регулирует главные вопросы исполнительного характера.
Федеральные исполнительные государственные органы власти занимаются разработкой госпрограмм и стратегическим планированием. Они формируют план развития страны с целью совершенствования социально-экономической жизни граждан, а также обеспечения национальной безопасности. Перед правительством РФ стоит первоочередная задача — создание оптимальных условий в стране для эффективного достижения интересов и целей национального характера.
При этом высший исполнительный орган госвласти контролирует главные процессы, связанные с государственными программами и стратегиями развития. Например, к компетенции членов Правительства РФ относятся определение сроков действия того или иного проекта, способы, методы, а также порядок достижения сформулированных целей. План национального совершенствования тоже определяется этим исполнительным органом — в соответствии с ним происходит реализация задуманных задач.
Чтобы контролировать деятельность Правительства РФ, в стране существует механизм парламентского контроля. Это означает, что двухпалатный парламент России наделен специальными полномочиями, в соответствии с которыми в его обязанности входит надзор за функционированием исполнительной государственной власти. Главным образом парламентский контроль и надзор направляется на Российское Правительство.
Фото: Парламентский контроль в РФ, Fusion Brain
Задача парламентского контроля кроется не только в надзоре Федерального собрания за деятельностью федеральных госорганов исполнительной власти, но и обеспечении важнейших конституционных основ государства. Например, благодаря созданию своеобразной системы противовесов и сдержек между государственными органами, относящимися к той или иной ветви, удается поддерживать существование первоочередных принципов устройства и функционирования страны: народовластия, разграничения властных полномочий, охраны человеческих естественных прав, верховенства права и др.
На данный момент у Правительства присутствует один существенный недостаток. Дело в том, что и у президента России, и у высшего исполнительного госоргана есть общие полномочия, а также сферы влияния, которые в процессе государственной деятельности могут неоднократно пересекаться друг с другом.
Например, к компетенции президента относиться контролирование МВД, Министерства обороны, МЧС, Министерства юстиции и других исполнительных госструктур. Одновременно с этим Правительство РФ также наделяется рядом полномочий, которые фигурируют в перечисленных сферах. Это приводит не только к разногласиям между высшими госорганами, но и мешает принятию важных совместных политических решений.
Наиболее перспективным направлением развития Российского Правительства является разработка и принятие федеральных программ по достижению общенациональных интересов. Оно, как высший государственный орган исполнительной власти, контролирует надлежащее исполнение обязательств других нижестоящих органов — таким образом, происходит надзор за соблюдением стратегии государственного развития, что в итоге должно приводить к достижению поставленных целей.
Фото: Разработка федеральных программ в Российском Правительстве, Fusion Brain
Наличие коррупции в структуре органов исполнительной власти приводит к разрушительным последствиям для всего государства. Поэтому Правительство РФ наделено рядом полномочий касательно решения этой проблемы:
Таким образом, Российскому Правительству удается брать под контроль такой важнейший государственный вопрос, как распространение коррупции.
Исходя из сложившейся внутренней политической обстановки в стране, Правительство РФ следит за исполнением принятых реформ, направленных на изменение в системе государственного управления. Так, высший исполнительный госорган занимается воплощением таких вопросов:
Преобразования в системе госуправления, прежде всего направлены на достижение перечисленных целей. Проводимые реформы оказывают благотворное влияние на дальнейшее развитие России, так как увеличивается государственный контроль над важнейшими сферами функционирования общества.
Политическая жизнь Российского гражданина подразумевает возможность не только влияния на проводимую Правительством политику, на и позволяет задействовать общепринятые гражданским обществом решения на практике. Так, участие граждан в принятии государственных решений влияет на:
Кроме того, граждане России могут контролировать деятельность правительства от лица выбранных ими представителей в Федеральное собрание — деятельность парламента в РФ подразумевает возможность его оказывать влияние на характер исполнительной власти. Население страны имеет право на отслеживание (мониторинг) качества проводимой политики и контроль за исполнением норм законодательства.