Рады, что вам понравилась статья 😊
Определение
Правовая доктрина — система правоприменения, позволяющая опираться в судебных спорах на работы авторитетных юристов. Данный метод применяется для ситуаций, не прописанных в законодательстве, при отсутствии судебных прецедентов.
В исторических источниках подобное разрешение судебных тяжб встречается в Древнем Риме, в период правления цезарей. При Октавиане Августе судьи, вынося решение по спорным вопросам, использовали в качестве аргументов тексты известных римских юристов:
Гайя,
Модестина,
Папиниана,
Ульпиана.
Несмотря на зафиксированные в судебных документах факты использования правовой доктрины, в дальнейшем эта форма правоприменения не нашла отражение в римском праве.
При этом мы видим в современном обществе случаи практического применения доктрин. Для западных государств это явление менее распространено. В гражданском законодательстве Швейцарии есть норма, допускающая отсылку к мнению юриста-эксперта для разрешения спора в ситуации, не четко прописанной нормами закона.
Правовые нормы в мусульманских странах разрешают использование работ ученых-юристов в качестве источника права при разъяснении судебных вопросов. Подобная практика не редка в судебных процессах.
Определение
Правовая доктрина складывается под давлением и с учетом норм, существующих в обществе. Ее влияние на трактовку применения закона распространяется во все области права: моральные, практические, творческие.
В России разработаны доктринальные документы. Это нормативные акты отражающие позицию государства по жизненно важным для страны направлениям:
Военная,
Экологическая,
Информационная.
Российские доктрины не закреплены в иерархии правовых документов страны и юридически их позиционирование неясно. В основе самих доктрин лежат правовые документы, а не работы экспертов-юристов.
В Кодексах Российской Федерации, определяющих взаимоотношения в гражданском обществе, семье, вопросах, решаемых в арбитражном суде, отражено, что нормы иностранного права могут толковаться доктринами тех или иных государств. Между тем, как отмечалось выше, в романо-германской правовой системе такие отсылки на авторитетных авторов практически не используются.
Статут Международного Суда в 38 статье учитывает доктрину, как правовой источник, и указывает, что суд может к ней обращаться. Тем самым доктрина показана как один из источников, без определения ее главенства над другими правовыми нормами.
При обращении к правовым актам иностранных государств российская правовая система может учитывать наличие в ней отсылок к доктринам. Непосредственно в российской правовой системе положение доктрин не закреплено и носит неопределенный статус. Они остаются одним из правовых источников при формировании законов и правовых актов. Доктрины объясняют ряд юридических понятий:
Принцип,
Дефиниция,
Толкование законов,
Презумпция,
Оформление документов,
Правовая коллизия.
Правовые доктрины оказывают опосредованное влияние на процесс формирования правовой системы. Это выражается в признании правового обычая в российской судебной системе. Одним из видов доктринального толкования считается отсылка к решениям Конституционного суда, разъяснениям пленумов Верховного Суда. В этом случае их позиция становится доктринальной для судов более низких инстанций.
Существующие доктрины имеют ряд характеристик, позволяющих подразделить их. К таким особенностям относятся:
Время действия,
Фиксация,
Сфера применения,
Распространение,
Вид применения,
Персонификация.
Время действия доктрин — это период в течение которого доктрины находят применение в правовой системе. По этому показателю они подразделяются на краткосрочные и долгосрочные.
Способ фиксации доктрины может быть письменным и не письменным. Письменные источники, такие так монографии, книги, относятся к объективированному доктринальному полю. Тогда как необъективированные доктрины возникают в ходе судебных процессов в виде мнения авторитетных юристов. Подобные нормы также фиксируются, но не в самостоятельном документе, а как часть другого, стенограммы суда или протокола.
Доктрины, затрагивающие моральные, духовные аспекты жизни человека, относятся к религиозным. Светские подвиды доктрин не касаются норм религиозного и нравственного поведения.
Локальные доктрины действуют в пределах территории ограниченной государственными или религиозными границами. Международные носят экстерриториальный характер.
Доминирующие концепции носят обязательный характер и могут превалировать над существующим законом. Рекомендательные доктрины не имеют санкций для обязательного исполнения.
Авторские доктринальные документы несут в себе идеи конкретных экспертов. Копирующие концепции создаются на базе других правовых источников. Они не несут собственную мысль, но обобщают идеи других авторов, работающих в одной правовой сфере.
Основания для возникновения правовой доктрины
Основным причиной возникновения правовых доктрин является потребность решить спор новыми правовыми инструментами. Такие ситуации возникают при:
Наличии пробелов, приводящих к противоречивому толкованию;
Возникновении взглядов, разделяемых юридическим сообществом, формирующихся в доктрину;
Религиозная или социальная необходимость.
Несовершенство или устаревание правовых норм создает прецеденты неоднозначного толкования правовой коллизии. Эти факторы побуждают правоведов формировать позицию. При принятии этой позиции юридическим сообществом возникает правовая доктрина, дополняющая существующие правовые акты, выравнивающая крен, возникший в правовой системе из-за неоднозначных толкований.
При изменениях, происходящих в обществе возникают ситуации, не решаемые существующими правовыми инструментами. Примеры такого правоприменения можно найти недавнем прошлом Российского государства. Ярким образцом подобной доктрины стал декрет большевиков о трибуналах, изданный в 1919 году. Положением о трибуналах закреплялось, что его решение превалировало над существующими законами. Аналогичные нормы действовали в период революции во Франции после свержения Людовика XVI Исторически подобные доктрины являются краткосрочными и действуют в период так называемой революционной необходимости.
Таким образом источником возникновения правовой доктрины может быть академическое сообщество, это эволюционный, научный вариант формирования, базирующийся на накопившихся противоречиях, толкованиях и коллизиях. Официальные, национальные доктрины возникают как ответ на глобальные изменения в обществе, требующие новых правовых инструментов.