02.08.2024
#доклад
#конференция
42

Правовое регулирование

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Понятие правового регулирования
  2. Виды и стадии правового регулирования
  3. Предмет и пределы правового регулирования
  4. Характеристика правового регулирования

Понятие правового регулирования

Определение 

Правовое регулирование — это комплексный процесс, играющий главную роль в функционировании общественных отношений.


Данное понятие подразумевает воздействие на социальную сферу с помощью правовых норм и иных юридических средств. Право и правовые предписания являются одними из наиболее значимых социальных регуляторов, наряду с моральными, религиозными и корпоративными нормами.

Реализация права представляет собой процесс и результат практического применения юридических установлений в правомерных действиях должностных лиц, граждан, организаций и других участников общественных отношений. Начальным этапом законодательного управления считается формирование юридических обязанностей и возможностей, а завершающим — использование в социальной практике. В понятие «законодательное регулирование» входит деятельность органов власти по принятию правовых норм.

Предметом правового регулирования выступает совокупность общественных отношений, на которые направлено воздействие правовых средств и методов. Непосредственным объектом управления является волевое поведение субъектов в сферах жизнедеятельности. Законодательное регулирование, являясь частью социального управления, носит выраженный управленческий характер. В данном процессе можно выделить взаимосвязанные управляемую и управляющую подсистемы, где первая представляет собой социальный объект воздействия, а вторая — субъект управления.

Разграничение указанных подсистем предполагают, что объектом и субъектом управления в конкретном общественном отношении могут выступать отдельные лица или социальные организации. При этом то, что в одном правоотношении выступает в качестве полноценного управляющего субъекта, в другом может превратиться в объект управления. К субъектам управления относятся должностные лица, применяющие и принимающие нормы права, а также лица, на поведение которых оказывают прямое влияние акты применения права и юридические нормы.

Виды и стадии правового регулирования

  • Императивное (категорическое). Этот вид характеризуется жесткими, категорическими предписаниями, которые не допускают вариантов поведения. Субъекты обязаны действовать в строгом соответствии с установленными правилами, не имея возможности изменять или отступать от них. Примерами такого регулирования могут служить нормы уголовного, административного, процессуального права.
  • Диспозитивное. В этом случае законодательные нормы предоставляют субъектам свободу выбора модели поведения, оставляя возможность самостоятельно регулировать взаимоотношения. Диспозитивное регулирование характерно для гражданского, семейного, трудового права, где стороны вправе самостоятельно определять условия сделок, договоров и т.д.
  • Рекомендательное. Данный вид отличается тем, что законодательные нормы носят рекомендательный, а не обязательный характер. Они, представляют собой советы, пожелания, рекомендации, которые субъекты вправе учитывать или игнорировать по усмотрению. Примером могут служить нормы некоторых кодексов, например, этических, профессиональных и т.д.
  • Программно-целевое. Этот вид характеризуется установлением в правовых актах целей, задач, приоритетов, средств и способов законодательного воздействия на общественные отношения. Такое регулирование направлено на достижение конкретных социально результатов путем координации деятельности субъектов. Например, государственные программы, стратегии развития и пр.

Стадии правового регулирования:

  • Определение целей и задач. На данном этапе происходит осознание необходимости упорядочения общественных отношений.
  • Разработка и принятие. Эта стадия связана с выбором средств для достижения поставленных целей.
  • Реализация. Включает в себя применение норм права в конкретных жизненных ситуациях, а также соблюдение и исполнение предписаний.
  • Контроль и надзор за соблюдением. Данная стадия обеспечивает регулирования путем выявления и пресечения нарушений.
  • Совершенствование. На этом этапе происходит оценка принятых мер и при необходимости внесение изменений в нормативно-правовые акты.

Таким образом, правовое регулирование представляет собой комплексный процесс, включающий виды и стадии, взаимосвязанные и направленные на упорядочение общественных отношений и обеспечение стабильности в обществе.

Предмет и пределы правового регулирования

Право, как сложное социальное явление, выполняет множество важных функций в жизни общества. Одной из ключевых задач права является упорядочение общественных отношений, установление определенных правил поведения для членов социума. Именно поэтому вопрос о предмете и пределах правового регулирования является крайне важным и актуальным.

Предметом регулирования являются общественные отношения, нуждающиеся в воздействии. Сюда относятся политические, экономические, социальные, культурные и иные виды отношений, возникающие между людьми в процессе их жизнедеятельности. Можно сказать, что правовое регулирование охватывает практически все сферы общественной жизни, поскольку практически любые общественные отношения могут нуждаться в упорядочении.

Следует отметить, что пределы правового регулирования не являются абсолютными и неизменными. Они могут расширяться или сужаться в зависимости от потребностей общества, уровня его развития, а также от роли государства в регулировании общественных отношений. Так, в условиях становления рыночной экономики пределы регулирования зачастую расширяются, охватывая новые сферы, например, предпринимательскую деятельность, защиту прав потребителей и т.д. В то же время, в периоды экономического кризиса или политической нестабильности государство может ограничивать пределы правового регулирования, сосредотачиваясь на наиболее важных, жизненно необходимых общественных отношениях.

Важно также отметить, что пределы регулирования находятся в тесной взаимосвязи с политикой государства. Именно государство, являясь основным субъектом правотворчества, определяет, какие общественные отношения должны быть урегулированы, а какие могут быть оставлены за рамками правового воздействия. При этом государство должно исходить из принципа разумной достаточности правового регулирования, не допуская чрезмерного вмешательства права в общественные отношения.

В заключение следует отметить, что вопрос о предмете и пределах правового регулирования является ключевым для понимания сущности и роли права в жизни общества. Только определив, какие общественные отношения подлежат правовому регулированию, а также в каких рамках должно осуществляться такое регулирование, можно обеспечить эффективное воздействие на социальные процессы.

Характеристика правового регулирования

Правовое регулирование представляет собой способ упорядочения общественных отношений с помощью правовых норм. Оно характеризуется следующими ключевыми аспектами:

Способы правового регулирования:

  • Дозволение — разрешение на совершение определенных действий.
  • Обязывание — требование совершения определенных действий.
  • Запрет — недопустимость совершения определенных действий.

Методы правового регулирования:

  • Императивный (властный) метод — основан на односторонних предписаниях, исходящих от государства.
  • Диспозитивный (рекомендательный) метод — основан на добровольном волеизъявлении сторон.

Типы правового регулирования:

  • Общее регулирование - устанавливает общие правила поведения.
  • Специальное регулирование - охватывает узкий круг однородных общественных отношений.
  • Индивидуальное регулирование - направлено на конкретные субъекты.

Таким образом, правовое регулирование общественных отношений характеризуется разнообразием способов, методов и типов, что обеспечивает комплексное и эффективное воздействие права на социальную действительность.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!