Рады, что вам понравилась статья 😊
Российская избирательная система для выборов в Государственную Думу сочетает в себе элементы мажоритарной и пропорциональной систем.
Из 450 депутатов Госдумы 225 избираются по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а остальные 225 — по единому федеральному округу по пропорциональной системе.
При мажоритарной системе избиратели голосуют за конкретных кандидатов в округах, победителем становится набравший наибольшее число голосов. Это способствует более тесной связи депутатов с избирателями.
Пропорциональная система предполагает, что голоса избирателей, отданные за партии, переводятся в депутатские мандаты согласно полученным результатам. Это обеспечивает более точное отражение электоральных предпочтений граждан и представительство различных политических сил в Госдуме.
Сочетание двух систем призвано сбалансировать персональную ответственность депутатов перед избирателями и справедливое партийное представительство в законодательном органе. Подобная модель широко распространена в демократических странах.
Определение №1 Смешанная избирательная система — это система, при которой часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а часть — по пропорциональной системе. Такая комбинация мажоритарного и пропорционального принципов позволяет, с одной стороны, обеспечить прямую связь избирателя с депутатом, а с другой — добиться более точного отражения партийных предпочтений электората в составе парламента. Однако у этой системы есть и ряд серьезных недостатков.
Ключевая особенность смешанной системы заключается в том, что часть депутатов избирается по мажоритарным округам, а другая часть — по партийным спискам пропорционально поданным голосам. Это дает избирателям больший выбор: они могут отдать предпочтение как конкретному кандидату, так и политической силе в целом.
Благодаря сочетанию двух подходов, смешанная система позволяет обеспечить более справедливое представительство различных политических сил в парламенте. С одной стороны, мажоритарная составляющая гарантирует прямую связь избирателя и депутата. С другой стороны, пропорциональная часть повышает шансы непопулярных, но идеологически значимых партий.
В последние десятилетия около 30 стран, включая ведущие державы Западной Европы, а также Армению, Албанию, Японию, Сенегал, Новую Зеландию, Австралию, Египет и Мексику, перешли к смешанной избирательной системе. Реформы в этих государствах ускорили процессы политической структуризации парламента и общества.
Различные страны применяют смешанные избирательные системы, которые отличаются по уровню демократизма. Например, в Египте такая система включает в себя голосование по партийным спискам и индивидуальное голосование, в то время как в Австралии используются как мажоритарная, так и пропорциональная системы в разных палатах парламента. В России и Германии применяется комбинация мажоритарного и пропорционального подсчета голосов, хотя методы подсчета отличаются.
Важно отметить, что в странах с традиционно мажоритарной системой наблюдается тенденция к объединению ее с пропорциональной в определенных случаях, например, при выборах региональных органов власти в Великобритании и Франции.
В 2003 году Государственная Дума Российской Федерации была избрана с использованием комбинированной избирательной системы, сочетающей мажоритарные и пропорциональные принципы. Половина депутатов была выбрана по федеральным спискам избирательных объединений, а другая половина — по одномандатным округам. Опыт применения такой системы на выборах в органы власти субъектов РФ показал необходимость внесения изменений в законодательство.
Во-первых, важно установить заградительный порог не более 7% для участия в распределении мандатов. Во-вторых, следует увеличить до 30–50% общее число кандидатов, выбывших из списка, как основание для отмены регистрации списка или отказа в ней. В-третьих, необходимо заполнить пробелы в федеральном законодательстве о выборах и политических партиях, рассмотрев возможность выдвижения местными отделениями партий своих кандидатов на выборах в органы местного самоуправления.
Многие исследователи подчеркивают, что комбинированная избирательная система должна применяться при формировании представительных органов всех уровней, включая муниципальные структуры. В современных условиях Российской Федерации такая система наиболее эффективно отражает интересы граждан, права политических партий и способствует развитию гражданского общества.
Применение мажоритарно-пропорциональной системы голосования обладает следующими преимуществами: