02.08.2024
#Право
42

Смешанная избирательная система: особенности

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Смешанная избирательная система в России
  2. Недостатки смешанной избирательной системы
  3. Характерные особенности смешанной избирательной системы
  4. Практика использования смешанной избирательной системы
  5. Преимущества использования смешанной избирательной системы
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Смешанная избирательная система в России

Российская избирательная система для выборов в Государственную Думу сочетает в себе элементы мажоритарной и пропорциональной систем.

Из 450 депутатов Госдумы 225 избираются по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а остальные 225 —  по единому федеральному округу по пропорциональной системе.

При мажоритарной системе избиратели голосуют за конкретных кандидатов в округах, победителем становится набравший наибольшее число голосов. Это способствует более тесной связи депутатов с избирателями.

Пропорциональная система предполагает, что голоса избирателей, отданные за партии, переводятся в депутатские мандаты согласно полученным результатам. Это обеспечивает более точное отражение электоральных предпочтений граждан и представительство различных политических сил в Госдуме.

Сочетание двух систем призвано сбалансировать персональную ответственность депутатов перед избирателями и справедливое партийное представительство в законодательном органе. Подобная модель широко распространена в демократических странах.

Недостатки смешанной избирательной системы

Определение №1 Смешанная избирательная система — это система, при которой часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а часть — по пропорциональной системе. Такая комбинация мажоритарного и пропорционального принципов позволяет, с одной стороны, обеспечить прямую связь избирателя с депутатом, а с другой — добиться более точного отражения партийных предпочтений электората в составе парламента. Однако у этой системы есть и ряд серьезных недостатков.

  • Смешанная система может приводить к ситуации, когда партия, набравшая большинство голосов в пропорциональной части выборов, не получает большинства в парламенте из-за поражения ее кандидатов в одномандатных округах. Это противоречит принципу пропорционального представительства и может вызывать серьезные политические конфликты.
  • При смешанной системе избирателям приходится делать сразу два выбора — за партию и за конкретного кандидата в округе. Это усложняет процесс голосования и может снижать явку, особенно среди менее политически активных граждан.
  • Смешанная система требует более сложной избирательной процедуры и подсчета голосов, что увеличивает вероятность ошибок и открывает больше возможностей для манипуляций. Это ставит под сомнение прозрачность и достоверность результатов выборов.
  • Возможность злоупотреблений и политических компромиссов. Партии могут использовать административный ресурс и кандидатов для продвижения своих представителей в одномандатных округах. При этом в пропорциональной части они могут делать ставку на известные бренды и манипулятивные избирательные технологии.
  • Стремление партий нивелировать конкуренцию за голоса избирателей посредством различных ухищрений, что может негативно сказываться на качестве представительства интересов граждан.
  • Потенциальная опасность возникновения дисбаланса между персональной ответственностью депутатов и реальным соотношением политических сил в обществе, отражаемым в пропорциональном распределении мандатов.

Характерные особенности смешанной избирательной системы

Ключевая особенность смешанной системы заключается в том, что часть депутатов избирается по мажоритарным округам, а другая часть — по партийным спискам пропорционально поданным голосам. Это дает избирателям больший выбор: они могут отдать предпочтение как конкретному кандидату, так и политической силе в целом.

Благодаря сочетанию двух подходов, смешанная система позволяет обеспечить более справедливое представительство различных политических сил в парламенте. С одной стороны, мажоритарная составляющая гарантирует прямую связь избирателя и депутата. С другой стороны, пропорциональная часть повышает шансы непопулярных, но идеологически значимых партий.

В последние десятилетия около 30 стран, включая ведущие державы Западной Европы, а также Армению, Албанию, Японию, Сенегал, Новую Зеландию, Австралию, Египет и Мексику, перешли к смешанной избирательной системе. Реформы в этих государствах ускорили процессы политической структуризации парламента и общества.

Различные страны применяют смешанные избирательные системы, которые отличаются по уровню демократизма. Например, в Египте такая система включает в себя голосование по партийным спискам и индивидуальное голосование, в то время как в Австралии используются как мажоритарная, так и пропорциональная системы в разных палатах парламента. В России и Германии применяется комбинация мажоритарного и пропорционального подсчета голосов, хотя методы подсчета отличаются.

Важно отметить, что в странах с традиционно мажоритарной системой наблюдается тенденция к объединению ее с пропорциональной в определенных случаях, например, при выборах региональных органов власти в Великобритании и Франции.

Практика использования смешанной избирательной системы

В 2003 году Государственная Дума Российской Федерации была избрана с использованием комбинированной избирательной системы, сочетающей мажоритарные и пропорциональные принципы. Половина депутатов была выбрана по федеральным спискам избирательных объединений, а другая половина — по одномандатным округам. Опыт применения такой системы на выборах в органы власти субъектов РФ показал необходимость внесения изменений в законодательство.

Во-первых, важно установить заградительный порог не более 7% для участия в распределении мандатов. Во-вторых, следует увеличить до 30–50% общее число кандидатов, выбывших из списка, как основание для отмены регистрации списка или отказа в ней. В-третьих, необходимо заполнить пробелы в федеральном законодательстве о выборах и политических партиях, рассмотрев возможность выдвижения местными отделениями партий своих кандидатов на выборах в органы местного самоуправления.

Многие исследователи подчеркивают, что комбинированная избирательная система должна применяться при формировании представительных органов всех уровней, включая муниципальные структуры. В современных условиях Российской Федерации такая система наиболее эффективно отражает интересы граждан, права политических партий и способствует развитию гражданского общества.

Преимущества использования смешанной избирательной системы

Применение мажоритарно-пропорциональной системы голосования обладает следующими преимуществами:

  • Сочетание преимуществ мажоритарной и пропорциональной систем. Мажоритарная система обеспечивает прямую связь между избирателем и депутатом, а пропорциональная система гарантирует более точное представительство различных политических сил.
  • Более широкое представительство в парламенте мелких и региональных политических партий.
  • Смешанная система позволяет небольшим партиям получить места в парламенте по пропорциональной части, даже если они не смогли победить в одномандатных округах.
  • Стимулирование политических партий к выдвижению сильных кандидатов в одномандатных округах.
  • Необходимость победы как в одномандатных округах, так и по партийным спискам, побуждает партии выдвигать опытных и популярных кандидатов.
  • Повышение явки избирателей.
  • Совмещение двух видов голосования — по одномандатным округам и партийным спискам — вовлекает больше граждан в избирательный процесс.
  • Обеспечение сбалансированного представительства интересов.
  • Сочетание персонального и партийного представительства позволяет учесть интересы как отдельных регионов, так и общенациональных политических сил.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту