Рады, что вам понравилась статья 😊
Регулирование общественной жизни реализуется не только государственными структурами сохранения правопорядка. Общество может самостоятельно благополучно существовать, если его субъекты обладают правосознанием.
🤔 ОпределениеПравосознание – понимание и принятие обществом правовых норм и самостоятельное соблюдение их канонов.
Подобные нормы существуют и в иных видах социального сознания, таких как религия, нравственность и мораль, политика и др. Правосознание является элементом юридической культуры, характеризуемой усвоением правовых феноменов и прав и свобод человека.
Общественное правосознание имеет характерную особенность: субъекты, вступающие в социальные отношения, регламентируют их посредством использования такой юридической терминологии, как понятие обязанностей и прав. Общество принимает устоявшиеся правовые нормы как обязательное к исполнению явление социальной жизни, без оспаривания или несогласия с ее элементами. Юридическая среда полностью принимается как данность, служащая для нормализации и оптимизации общественной жизни. В соответствии с нормами правосознания человек принимает стандарты поведения, актуальные для данного социального пространства.
Правосознание характеризуется наличием следующих элементов:
Правосознание имеет глубокие исторические корни. Его знания передаются из поколения в поколения путем законодательных актов, научных трудов, концепций и законов. В частности, до сих пор актуально содержание Римского права, служащего обязательной дисциплиной при изучении права в юридических вузах.
Между правосознанием и морально-нравственными нормами есть тесная взаимосвязь. Если человек отличает положительные поступки от деструктивных, может встать на сторону правого, даже если от этого потеряет авторитет в чьих-либо глазах, его правосознание характеризуется высоким уровнем развития.
Развитое правосознание свидетельствует о высоком уровне цивилизованности общества. Социальное пространство со значительным уровнем правосознания характеризуется стабильностью и устойчивостью правовых традиций. В таком обществе субъекты взаимодействия относятся друг к другу с уважением, не нарушают морально-нравственных канонов.
Однако существует и обратная закономерность. При низком уровне развития правосознания социальная среда становится нестабильной, нередко опасной и деструктивной. Сложно определить, чего ожидать от человека. Стремление к осознанию правовых норм как незыблемых канонов общества является двигателем общественной жизни любой цивилизации. Таким образом возможно осуществление правопорядка.
Следовательно, правосознание в обществе выполняет ряд функций:
Выделенные функции дополняют исследователи в области социально-правовой деятельности Т. Н. Радько и В. И. Власов добавляют к ранее обозначенным функциям прогнозирование и моделирование. Исследователь Ю. А.Сандулов добавляет к общеизвестным интегрирующую функцию. Ученый-практик Ю. А. Дмитриев рассматривает следующие функциональные характеристики права:
В практической деятельности происходит конгломерация теоретических знаний с практикой их воплощения. Здесь же право вступает во взаимодействие с религией, моралью, нравственностью, искусством, наукой, философией. Нормы права в социуме могут зависеть от политики, экономики, культуры и т.п.
Правосознание можно рассмотреть с позиции изучения ее объекта, в связи с чем выделяются ее виды:
Индивидуальное правосознание присуще каждому субъекту социальных отношений. В процессе жизнедеятельности человек накапливает определенный опыт, изучает варианты взаимоотношений и переживает субъективные жизненные ситуации. При этом следует иметь в виду, что в силу психофизиологических особенностей, уровня образования, культуры, социального положения отношение к событиям и явлениям каждого человека разное, что формирует индивидуальное правосознание субъекта. Сложность данной связи состоит в том, что право, переходя в сознание каждого человека, воспринимается им с точки зрения собственного понимания. Привести в гармонию понятия — значит принять законодательство на адекватном уровне, не расходящемся с общественным правосознанием.
При групповом принятии правовых норм речь идет о коллективном правосознании. Оно формируется как единое юридическое пространство, являющееся нормой для регулирования общественно-правовых отношений. Коллективное правосознание может быть сформировано у группы, в которой лидирующие позиции принимаются как явные и единственно верные для регулирования социальных отношений.
Общественное правосознание формируется как действующее право определенной исторической формации. Стратегия принятия решений общественного правосознания закладывается в юридической документации и отражается в практической деятельности.
Каждый вид правосознания отражает отношение общества к принятию правопорядка, пониманию социальной ситуации с позиции морально-нравственной определенности, что создает впечатление о социальной группе и цивилизации в целом.
Принятие права и законов индивидом формирует его юридическую грамотность. Адекватное восприятие законодательства и исполнение правил и норм общественных взаимоотношений свидетельствует о высоком уровне правосознания. Добровольно следовать букве закона и не нарушать ее ни при каких обстоятельствах можно только при волевом усилии, поскольку приходится ограничивать свои желаемые действия и поступки. Это сложнее, чем делать так, как хочется. Однако волевое регулирование поведения гарантирует правовую защиту гражданина в своем государстве.
Принятие обществом правопорядка формирует социальную и государственную целостность, консолидирует социум, оказывая влияние на жизнедеятельность индивида и общества в целом. Общество становится единым с оптимальной правовой и политической системой. В таком государстве соблюдаются нормы и правила, законы и предписания и т.п. Все это положительно сказывается на общественном сознании и юридическом восприятии права субъектами правового общества.
Правовые основы законодательства и жизнедеятельность личности в обществе имеют непосредственную связь. Каждый человек характеризуется своей неповторимостью и индивидуальным набором психофизиологических характеристик. Он может действовать в соответствии с высокими морально-нравственными идеалами, но может проявлять противоправные действия. Однако личность с негативным отношением к праву и законодательству не может иметь позитивного развития. Ее внутренний мир, поступки и отношения с другими представителями общества будут складываться в ущерб окружающим, что отрицательно скажется на социальном взаимодействии.
Напротив, если личность положительно относится к праву, развивает себя интеллектуально и культурно, характеризуется твердыми морально-нравственными убеждениями, ее правосознание поможет стать сильной личностью, юридически подкованной в ключевых вопросах общественного регулирования отношений.
Однако может возникнуть непростая ситуация: человек оказывается не ознакомленным с принятыми юридическими нормами или законами. Для него в обществе возникает опасная ситуация: незнание правовых норм может привести к нарушению правопорядка. Однако здесь сыграет роль морально-нравственные качества, и личность интуитивно поступит по закону.
Данное утверждение сопряжено с рассматриваемой исследователями гуманистической функцией правосознания. Она рассматривается учеными, в частности. М. Н. Марченко, и отражается в работах научных деятелей, например, в статье Р. Р. Муслумова. Здесь гуманистическая функция представлена как человекотворческая и правосознание освещается как средство формирования того или иного типа личности. Человек строит жизненный путь в соответствии с правовыми нормам, что определяет жизненные приоритеты личности, его правомерное поведение.
Таким образом, между правосознанием и развитием личности прослеживается тесная взаимосвязь. Интеллектуально развитая личность, гармонично себя чувствующая в социуме, развивает свое правосознание. Имея позитивный настрой, положительное отношение к окружающим, твердые морально-нравственные идеалы человек не совершит правонарушений, даже будучи не полностью знакомым с законодательством и правом. Его деятельность априори будет направлена на созидание, что согласуется с правосознанием и положительно отражается на формировании личности.