16.08.2024
#доклад
#конференция
42

Сущность правосознания и его роль в жизни общества

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Сущность и функции правосознания
  2. Виды правосознания
  3. Роль правосознания в жизни общества
  4. Роль правосознания в развитии личности

Сущность и функции правосознания

Регулирование общественной жизни реализуется не только государственными структурами сохранения правопорядка.  Общество может самостоятельно благополучно  существовать, если его субъекты обладают правосознанием. 

🤔 Определение

Правосознание – понимание и принятие обществом правовых норм и самостоятельное соблюдение их канонов.

Подобные нормы существуют и в иных видах социального сознания, таких как религия, нравственность и мораль, политика и др. Правосознание является элементом юридической культуры, характеризуемой усвоением правовых феноменов и прав и свобод человека. 

Общественное правосознание имеет характерную особенность: субъекты, вступающие в социальные отношения, регламентируют их посредством использования такой юридической терминологии, как понятие обязанностей и прав.  Общество принимает устоявшиеся правовые нормы как обязательное к исполнению явление социальной жизни, без оспаривания или несогласия с ее элементами. Юридическая среда полностью принимается как данность, служащая для нормализации и оптимизации общественной жизни. В соответствии с нормами правосознания человек принимает стандарты поведения, актуальные для данного социального пространства. 

Правосознание характеризуется наличием следующих элементов:

  • знаний — законодательства, кодексы, акты и т.п.;
  • идеологий — отношение к явлениям через фокус принятой системы ценностей;
  • психологией —индивидуально-чувственный опыт личности;
  • поведением —готовность к правильному поведению. 

Правосознание имеет глубокие исторические корни. Его знания передаются из поколения в поколения путем законодательных актов, научных трудов, концепций и законов. В частности, до сих пор актуально содержание Римского права, служащего обязательной дисциплиной при изучении права в юридических вузах. 

Между правосознанием и морально-нравственными нормами есть тесная взаимосвязь. Если человек отличает положительные поступки от деструктивных, может встать на сторону правого, даже если от этого потеряет авторитет в чьих-либо глазах, его правосознание характеризуется высоким уровнем развития. 

Развитое правосознание свидетельствует о высоком уровне цивилизованности общества. Социальное пространство со значительным уровнем правосознания характеризуется стабильностью и устойчивостью правовых традиций.  В таком обществе субъекты взаимодействия относятся друг к другу с уважением, не нарушают морально-нравственных канонов. 

Однако существует и обратная закономерность. При низком уровне развития правосознания социальная среда становится нестабильной, нередко опасной и деструктивной. Сложно определить, чего ожидать от человека. Стремление к осознанию правовых норм как незыблемых канонов общества является двигателем общественной жизни любой цивилизации. Таким образом возможно осуществление правопорядка. 

Следовательно, правосознание в обществе выполняет ряд функций:

  • оценочные — констатирует правовые действия с различных сторон на основе практического применения норм права;
  • Познавательные — формирование новых понятий права и расширение кругозора в юридической науке;
  • Регулятивные — использование правовых норм для регулирования общественных взаимоотношений путем применения законов, ценностей и установок;
  • Когнитивные — понимание принципов взаимодействия между правовыми нормами и субъектами социума. 

Выделенные функции дополняют исследователи в области социально-правовой деятельности Т. Н. Радько и В. И. Власов добавляют к ранее обозначенным функциям прогнозирование и моделирование. Исследователь Ю. А.Сандулов добавляет к общеизвестным интегрирующую функцию. Ученый-практик Ю. А. Дмитриев рассматривает следующие функциональные характеристики права:

  • гносеологические — связаны с оценочной и познавательной  деятельностью;
  • прогностические — способствуют моделированию правового процесса;
  • идейно-воспитательные;
  • регулятивные. 

В практической деятельности происходит конгломерация теоретических знаний с практикой их воплощения. Здесь же право вступает во взаимодействие с религией, моралью, нравственностью, искусством, наукой, философией. Нормы права в социуме могут зависеть от политики, экономики, культуры и т.п.

Виды правосознания

Правосознание можно рассмотреть с позиции изучения ее объекта, в связи с чем выделяются ее виды:

  • индивидуальные;
  • общественные;
  • коллективные.

Индивидуальное правосознание присуще каждому субъекту социальных отношений. В процессе жизнедеятельности человек накапливает определенный опыт, изучает варианты взаимоотношений и переживает субъективные жизненные ситуации. При этом следует иметь в виду, что в силу психофизиологических особенностей, уровня образования, культуры, социального положения отношение к событиям и явлениям каждого человека разное, что формирует индивидуальное правосознание субъекта. Сложность данной связи состоит в том, что право, переходя в сознание каждого человека, воспринимается им с точки зрения собственного понимания. Привести в гармонию понятия — значит принять законодательство на адекватном уровне, не расходящемся с общественным правосознанием. 

При групповом принятии правовых норм речь идет о коллективном правосознании. Оно формируется как единое юридическое пространство, являющееся нормой для регулирования общественно-правовых отношений. Коллективное правосознание может быть сформировано у группы, в которой лидирующие позиции принимаются как явные и единственно верные для регулирования социальных отношений. 

Общественное правосознание формируется как действующее право определенной исторической формации. Стратегия принятия решений общественного правосознания закладывается в юридической документации и отражается в практической деятельности.  

Каждый вид правосознания отражает отношение общества к принятию правопорядка, пониманию социальной ситуации с позиции морально-нравственной определенности, что создает впечатление о социальной группе и цивилизации в целом. 

Роль правосознания в жизни общества

Принятие права и законов индивидом формирует его юридическую грамотность. Адекватное восприятие законодательства и исполнение правил и норм общественных взаимоотношений свидетельствует о высоком уровне правосознания. Добровольно следовать букве закона и не нарушать ее ни при каких обстоятельствах можно только при волевом усилии, поскольку приходится ограничивать свои желаемые действия и поступки. Это сложнее, чем делать так, как хочется. Однако волевое регулирование поведения гарантирует правовую защиту гражданина в своем государстве. 

Принятие обществом правопорядка формирует социальную и государственную целостность, консолидирует социум, оказывая влияние на жизнедеятельность индивида и общества в целом. Общество становится единым с оптимальной правовой и политической системой. В таком государстве соблюдаются нормы и правила, законы и предписания и т.п. Все это положительно сказывается на общественном сознании и юридическом восприятии права субъектами правового общества.

Роль правосознания в развитии личности

Правовые основы законодательства и жизнедеятельность личности в обществе имеют непосредственную связь. Каждый человек характеризуется своей неповторимостью и индивидуальным набором психофизиологических характеристик. Он может действовать в соответствии с высокими морально-нравственными идеалами, но может проявлять противоправные действия. Однако личность с негативным отношением к праву и законодательству не может иметь позитивного развития. Ее внутренний мир, поступки и отношения с другими представителями общества будут складываться в ущерб окружающим, что отрицательно скажется на социальном взаимодействии.

Напротив, если личность положительно относится к праву, развивает себя интеллектуально и культурно, характеризуется твердыми морально-нравственными убеждениями, ее правосознание поможет стать сильной личностью, юридически подкованной в ключевых вопросах общественного регулирования отношений. 

Однако может возникнуть непростая ситуация: человек оказывается не ознакомленным с принятыми юридическими нормами или законами. Для него в обществе возникает опасная ситуация: незнание правовых норм может привести к нарушению правопорядка. Однако здесь сыграет роль морально-нравственные качества, и личность интуитивно поступит по закону. 

Данное утверждение сопряжено с рассматриваемой исследователями гуманистической функцией правосознания. Она рассматривается учеными, в частности. М. Н. Марченко, и отражается в работах научных деятелей, например, в статье Р. Р. Муслумова. Здесь гуманистическая функция представлена как человекотворческая и правосознание освещается как средство формирования того или иного типа личности. Человек строит жизненный путь в соответствии с правовыми нормам, что определяет жизненные приоритеты личности, его правомерное поведение. 

Таким образом, между правосознанием и развитием личности прослеживается тесная взаимосвязь. Интеллектуально развитая личность, гармонично себя чувствующая в социуме, развивает свое правосознание. Имея позитивный настрой, положительное отношение к окружающим, твердые морально-нравственные идеалы человек не совершит правонарушений, даже будучи не полностью знакомым с законодательством и правом. Его деятельность априори будет направлена на созидание, что согласуется с правосознанием и положительно отражается на формировании личности.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!