Рады, что вам понравилась статья 😊
Борис Ананьев родился в 1907 г. Сейчас его имя известно каждому психологу в России и за рубежом. Каждый год студенты СПбГУ собираются на «Ананьевские чтения», чтобы обсудить теорию и практику психологии и обменяться опытом в решении задач современной психологии, как делал это прежде Ананьев. Борис Герасимович родом с Владикавказа. Отец его — армянин, всю жизнь посвятивший педагогике. За ним закрепилось звание народного учителя. Он работал в русских и армянских школах, в 1930-м переехал в Ленинград, где преподавал в школах фабрично-заводского ученичества и фабрично-заводского обучения. В это время его сын уже был аспирантом Ленинградского института мозга им. В. М. Бехтерева. К концу жизни Борис Ананьев возглавил факультет психологии ЛГУ. Не стало его в 1972 г., похоронен в Ленинграде. С юности Ананьев решил идти по стопам отца. Окончив среднюю школу во Владикавказе, он поступает в Горский институт на общественно-экономическое отделение. В 1925 году второкурсником приступает к научно-исследовательской деятельности, увлекся психологией. Спустя два года институт печатает первую экспериментально-психологическую работу Ананьева. Руководителем молодого ученого стал Р. И. Черановский, поддерживавший теорию рефлексологии В. М. Бехтерева. Черановский способствовал отправке Ананьева на стажировку к Бехтереву в Институт по изучению мозга. В 1930 г. Ананьев становится одним из подающих надежды молодых ученых института. Удивляться не приходится, Горский институт он закончил досрочно. В 1937 г. он получил степень кандидата наук без необходимости защиты диссертации. В 1930 г. Ананьев стал научным сотрудником Ленинградского института мозга им. В. М. Бехтерева. Карьера его в университете строилась следующим образом: Ананьев не прекращает научной деятельности даже в годы Великой Отечественной войны. Помимо научной деятельности, разработки теорий и проведения научных экспериментов, к которым Ананьев приступает сразу после поступления на работу в Институт мозга, советский психолог занимается подготовкой молодых кадров. Благодаря его наставлениям, удалось воспитать значительное число молодых ученых. В годы войны вместе с учениками он работал над проектом маскировки зданий Ленинграда с целью сохранения их от бомбовых ударов противника. Борис Герасимович награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» После эвакуации из Ленинграда он попал в Тбилиси, где занимался изучением эффективных психологических методов помощи солдатам, получившим различные травмы головного мозга, потерявшим память, зрение или слух, впавшим в депрессивное состояние. Основной заслугой Ананьева признают стремление к объединению наук, к использованию научных достижений смежных дисциплин для блага психологии. Интересно следующее – будучи последователем, учеником Бехтерева, Ананьев в какой-то период времени отказывался признавать его теорию. Объясняется это стремлением сохранить возможность работы в институте, поскольку Бехтерев в советские времена подвергся значительному осуждению. К главным научным трудам психолога относят: В 1935 г. Ананьевым выпущена книга «Психология педагогической оценки», выдержавшая множество переизданий. В 1961 г. он опубликовал «Теорию ощущений». С 1945 г. публикует ряд работ, посвященных развитию психологии. Большое внимание Ананьев и его последователи уделяли изучению возрастной психологии. Работа в этом направлении была начата психологом еще в ранние годы. В ленинградские школы отправлялись десятки психологов, целью которых было изучение личности школьников и прогнозирование их будущего развития. Исследования подтвердили теорию Бориса Герасимовича о структуре интеллекта. Доказано, что скорость обработки человеческим мозгом информации зависит от его образа жизни, а также от энергетического потенциала организма. Ананьев утверждал, что психология является наукой о человеке. Огромный вклад Ананьев внес в повышение эффективности психологической помощи, оказываемой раненым военным и разработку методов восстановление речи после ранений. Благодаря его научным исследованиям в области психофизиологии создана система искусственной дезориентации, позволившая сохранить большую часть мостов и исторических зданий Ленинграда во время войны. Научная школа Ананьева была сформирована в 1966 г. В этом же году открыт факультет психологии в ЛГУ. Психолог мечтал об открытии центра изучения зрелой личности. Школа Ананьева занималась изучением человека в направлении, проложенном Бехтеревым, но построенном на оригинальных выкладках Бориса Герасимовича. К сожалению, после смерти профессора многие исследования остались незавершенными и продолжились только в 1990-е гг. Работы Ананьева в области психологии проложили путь к пониманию интеллектуального потенциала. Учениками Бориса Герасимовича считаются А. А. Бодалев, который занимался проблемами общения и нравственного развития человека, Л.М. Веккер, который разработал целостную концепцию психических процессов, на основании которых возможно объективное понимание окружающей действительности.Учеником Ананьева является и Н. В. Крогиус, известный шахматист, но также доктор психологических наук, обобщивший первые в мире исследования, направленные на изучение приемов психологической борьбы в спорте. Ученик Ананьева Борис Федорович Ломов выступил с инициативой разработки инженерной психологии в Советском Союзе, он работал в области изучения познавательных возможностей личности. Каждый из последователей Ананьева внес существенный вклад в развитие российской (советской) психологии. Проведенные ими исследования являются надежной опорой для современных психологов во всем мире.Советский психолог и педагог Б.Г. Ананьев: биография и вклад в науку
Место рождения и место смерти
Образование
Этапы карьеры в университете
Основные вехи жизни, карьера вне университета
Награды
Главные научные труды Б. Г. Ананьева
Развитие научных идей
Исследования и открытие школы
Соратники и ученики Б.Г. Ананьева