24.07.2024
#Психология
42

Беседа и особенности ее проведения: техники, типы, методики, ограничения

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Определение беседы в контексте психологии
  2. Исторический обзор использования беседы как метода
  3. Основные принципы беседы в прикладной психологии
  4. Типы бесед в прикладной психологии
  5. Этапы проведения беседы
  6. Методы и техники в беседе
  7. Преимущества и ограничения метода беседы
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Определение беседы в контексте психологии

Определение: Беседа — метод психологии, нашедший широкое применение в других науках. Относится к вариантам опроса, используется в медицине, педагогике, юриспруденции. Представляет собой способ получения информации от реципиента, при котором происходит вербальное общение, контролируемое исследователем — лицом, задающим тему и общий тон беседы.

В психологии под беседой понимается способ получения каких-либо данных от опрашиваемого с целью их последующего использования при составлении психологического портрета личности. Предполагается, что в ходе общения опрашиваемый раскрывает информацию, помогающую поставить точный диагноз, составить план дальнейшего взаимодействия с собеседником.

Научная ценность беседы заключается в возможности быстрого получения необходимых сведений непосредственно от объекта исследования. К этому методу прибегают на различных стадиях изучения психики человека.

В качестве объекта в беседе выступает человек, предмет разговора восстановлению не подлежит, он индивидуален. В этом качестве выступают психологические явления, ситуации, происходящие в жизни опрашиваемого, потребности, интересы, желания, самосознание, система ценностей, социальные взаимодействия личности. Предмет определяется целями беседы.

Беседа используется как инструмент диагностики или психотерапии. В первом случае задача состоит в получении данных, о чем уже говорилось, во втором целью беседы становится помощь личности в познании самой себя и положения в окружающем мире, решении проблем психологического плана — детские травмы, комплексы.

Исторический обзор использования беседы как метода

Беседа — древнейшим метод получения информации. Истоки ее усматривают в диалогах Сократа и софистов. Форма беседы была связана с ролями, которые предписывалось исполнять собеседникам, а также с ее целью. Софисты целью беседы считали саму беседу. Опрашивающий должен заставить опрашиваемого человека выступить с опровержением собственных слов. Опрашиваемый не должен допустить такого исхода событий. Сократ считал, что цель беседы состоит в поиске истины и познания сущности вещей. Опрашиваемый обязан дать словесное определение добродетели, опираясь на интуитивное ее понимание. Опрашивающий обязан навести реципиента на правильные мысли, но сделать это завуалированно, не напрямую.

В XIX веке произошло оформление основных методов научной психологии, включая беседу и анкету. Анкетирование населения приобрело популярность. Позже пришли к выводу о том, что для повышения качества полученных данных вопросы из анкеты можно применять в диалоге с опрашиваемым. 

Беседа как исследовательский метод получила широкое распространение благодаря Карлу Роджерсу, разработавший клиентоцентрированный подход в терапии.

Основные принципы беседы в прикладной психологии

Беседа в психологии отличается от обычного разговора по душам со знакомым. Главное отличие состоит в заведомом неравенстве положений собеседников, а также в необходимости следования одним из собеседников определенным принципам и правилам. К важнейшим принципам проведения беседы относят:

  1. Рациональность. Психолог контролирует эмоции, направляет собеседника в нужное русло разговора.
  2. Понимание. Психолог обязан внимательно слушать опрашиваемого. Только проявив понимание, можно рассчитывать на установление дружественного контакта с опрашиваемым, без которого невозможно дальнейшее проведение беседы.
  3. Привлечение внимания в нужный момент. Психолог следит за темпом разговора, контролирует его. Если собеседник не разговорчивый, выводят его на откровенность при помощи примеров из жизни других людей, возможно, знаменитостей. Помогает поиск общих тем и интересов.
  4. Достоверность. От психолога не должна исходить ложная информация, все факты подкрепляются примерами.
  5. Использование дружественных интонаций. Несмотря на разницу в положениях опрашиваемого и спрашивающего, нельзя показывать ее напрямую. Важно избегать наставительного, покровительственного тона. Только дружелюбие и сочувствие помогут установлению контакта.
  6. Разграничение собеседника и предмета разговора. Следует позволить собеседнику осознать факт того, что он пришел за помощью, а не ради приятной беседы.
  7. Главенство интересов, а не позиций. Если опрашиваемый пришел к психологу для получения подтверждения доказательств своей правоты, диалога не получится. Главное — это не отстаивание позиций, а приоритет интересов. В данном случае опрашиваемый и опрашивающий заинтересованы в получении результата от беседы.
  8. Определение норм и критериев. Результат беседы должен основываться на критериях и нормах, принятых обоими собеседниками. В качестве норм выступают законы, общие ценности, традиции, оценки экспертов, примеры по аналогии.

При проведении беседы психолог — максимально собран и готов реагировать на любые неожиданные выпады со стороны опрашиваемого, предложения, идеи, возможно, критику.

Типы бесед в прикладной психологии

Перед проведением беседы психолог составляет план. В нем, основываясь на поставленных задачах и преследуемых целях, разрабатывается программа и стратегия ведения разговора. Психологом определяется круг вопросов, вынесенных на обсуждение, тип беседы. В зависимости от задач и целей встречаются следующие типы бесед:

  1. Стандартизированная. Основывается на применении жесткой стратегии и тактики. Не применяется при первой встрече с опрашиваемым. Возможность использования возникает после установление между психологом и опрашиваемым доверительных отношений, а также в случае, когда проблема не представляется особенно серьезной. Часто этот тип бесед используют начинающие психологи, поскольку стандартный подход позволяет получить максимум информации при минимальных усилиях. К недостаткам применения относят отсутствие гибкости и невозможность достижения высокого уровня понимания с собеседником. У опрашиваемого часто возникают защитная реакция на заданные вопросы, недоверие, агрессия.
  2. Частично стандартизированная. Программа и стратегия жесткие, а вот тактика более свободная. Также применяется на этапе, когда доверительные отношения уже установлены, а проблема не представляется сложной.
  3. Свободная. Не предполагает наличия ограничений в тактике, стратегии и программе. Заранее они не определяются. Особенностью считается психотерапевтическое содержание, заранее не ограниченный круг вопросов позволяет получить больше данных от опрашиваемого, установить с ним эмоциональную связь. Доступен этот тип беседы только опытным, профессионально зрелым психологам.

Провести стандартную беседу легче, поскольку она предполагает, что инициатива в процессе разговора всегда исходит от опрашивающего. Свободный тип беседы допускает перехват инициативы опрашиваемым, что сложно контролировать.

Этапы проведения беседы

Типы беседы различаются, но общим для них является наличие определенной структуры, следование которой позволяет превратить обычный разговор в целостное действие, приносящее пользу. Основными этапами любой беседы являются:

  1. Вводная часть. Самый важный этап — знакомство собеседников и определение целей, задач беседы. Психологу необходимо рассказать опрашиваемому о теме разговора, выразить надежду на положительное сотрудничество, убедить в пользе предстоящей беседы. Не каждый опрашиваемый понимает значение разговора, заранее дают соответствующее пояснения. В водной части сообщается о продолжительности беседы, ее конфиденциальности, возможности дальнейшего применения результатов. Длительность беседы зависит от поставленных целей и времени, которое отведено на общение. Если первая встреча не является единственной, вводную часть можно сократить.
  2. Первый этап. На этом этапе важно невербальное поведение психолога, умение его считывать информацию, анализировать полученные данные непосредственно в процессе беседы. На этом этапе начинается реализация поставленных целей. Начинают с наводящих вопросов, ответы на которые не представляются сложными или невозможными.
  3. Второй этап. Психолог переходит непосредственно к выявлению сути проблемы. Диалог усложняется, появляются вопросы, на которые у опрашиваемого не находится ответа или же не появляется желания отвечать правдиво. Важно позволять опрашиваемому высказывать свое мнение.
  4. Третий этап. Завершающий. На этом этапе задаются наиболее острые вопросы. Считается сложнейшим в структуре беседы, поскольку от психолога требуется максимальная концентрация.

Беседа завершается на дружеской ноте. Даже если в ходе ее возникло напряжение, психолог обязан сделать все возможное для уменьшения негативных эмоций и переживаний. Он выражает признательность за сотрудничество и надежду на плодотворный результат.

Методы и техники в беседе

Психологи применяют следующие методы и техники ведения беседы:

  • активное слушание — предполагает обратную связь от психолога к опрашиваемому;
  • пассивное слушание — не предполагает обратной связи;
  • информационная обратная связь — психолог анализирует слова опрашиваемого и использует в диалоге с ним;
  • применение открытых вопросов — опрашиваемого провоцируют на развернутый рассказ;
  • использование закрытых вопросов — единственный ответ на них «да» или «нет»;
  • применение альтернативных вопросов — опрашиваемому дается выбор варианта ответа.

Также психологи могут проводить мягкое интервью, не предполагающее жестких формулировок вопросов. Популярные методы — проговаривание чувств, испытываемых опрашиваемым.

Преимущества и ограничения метода беседы

К достоинствам применения метода относят значительную информативность, возможность сбора сведений о личности и о целой группе лиц, и возможность неоднократного использования. К недостаткам, ограничивающим распространение метода, относят невозможность достижения 100% объективности. В подборе вопросов, методов, тактик и техник большое значение придается опыту и квалификации психолога. Новичкам сложно проводить качественные беседы.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту