13.01.2025
#Психология
42

Д. Б. Эльконин: теория детской психологии и развивающего обучения

Узнайте о Д. Б. Эльконине — основоположнике детской и педагогической психологии.

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье

В этой статье мы представим результаты многолетних исследований Д .Б. Эльконина в сфере возрастной психологии и педагогики развития. Разберем созданную им периодизацию психического развития детей и подростков. Проанализируем влияние его научных открытий на современную систему образования.

Содержание статьи
  1. Биография и путь в психологию Д. Б. Эльконина
  2. Научное сотрудничество и исследовательская деятельность
  3. Теория детского развития и периодизация
  4. Психология игры в трудах Эльконина
  5. Система развивающего обучения
  6. Подведем итоги
  7. Вопросы для самопроверки
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

На создание этой статьи у нашей команды ушло 55 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт по детской психологии и контент-менеджер.

Биография и путь в психологию Д. Б. Эльконина

 Эльконин Д. Б.

Фото: wikipedia.org

Село Малое Перещепино Полтавской губернии стало местом, где в 1904 году начался жизненный путь будущего преобразователя детской психологии. Практическое изучение детского развития предшествовало теоретическим изысканиям ученого.

Окончив полтавскую гимназию в 1920 году, Эльконин получил должность делопроизводителя. Поворотным этапом профессионального становления психолога стала работа воспитателем в детской колонии. В этот период сформировалась его система взглядов на закономерности психического развития детей разных возрастов.

✏ Заметка
Наблюдения за воспитанниками колонии позволили Эльконину выявить взаимосвязь между игровой деятельностью и социальным развитием детей. Эти наблюдения впоследствии легли в основу его теории игры.

Поступление в Ленинградский институт социального воспитания в 1924 году открыло новую страницу в профессиональном развитии исследователя. Университетская среда способствовала формированию научного мировоззрения Эльконина. В 1927 году он завершил обучение на педологическом отделении Ленинградского государственного педагогического института.

🤔 Определение
Педология представляет комплексную науку о развитии ребенка. В ней соединяются подходы психологии, медицины, биологии и педагогики для всестороннего изучения детского развития.

Военные годы Эльконин посвятил работе в Военно-педагогическом институте Советской Армии. Этот период обогатил его понимание механизмов обучения в нестандартных условиях. После войны исследователь развернул масштабную научную деятельность в московских институтах.

Главное достижение раннего периода научной деятельности Эльконина заключается в создании целостного подхода к изучению детского развития. Его метод объединил непосредственные наблюдения за детьми и глубокий теоретический анализ закономерностей психического развития.

Научное сотрудничество и исследовательская деятельность

Научное становление Д. Б. Эльконина неразрывно связано с именами выдающихся советских психологов. Взаимодействие с научной школой Л. С. Выготского определило методологическую основу его исследований. В круг его научного общения входили А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин.

Совместная работа с этими учеными позволила сформировать комплексный подход к изучению детского развития. Основные направления научных исследований включали:

  • разработку теории периодизации психического развития на основе культурно-исторического подхода;
  • изучение закономерностей формирования учебной деятельности;
  • исследование роли игры в психическом развитии ребенка;
  • создание системы развивающего обучения.

В 1953 году Эльконин начал работу в Институте психологии АПН РСФСР. Этот период ознаменовался серией фундаментальных исследований в области детской психологии. Результаты многолетней научной деятельности легли в основу докторской диссертации, которую он защитил в 1962 году. В 1968 году научные достижения Эльконина получили высокое признание — его избрали членом-корреспондентом АПН СССР.

✏ Заметка
Сотрудничество Эльконина с А. В. Запорожцем привело к созданию уникальной методики исследования детской игры. Они разработали способы объективной регистрации игрового поведения детей.

Междисциплинарный характер исследований проявился в интеграции психологических и педагогических подходов. Эльконин последовательно развивал идею о том, что обучение должно вести за собой развитие. В его работах психологическая теория соединилась с практическими задачами образования.

Главным результатом научной деятельности Эльконина стало создание целостной концепции психического развития ребенка. Его теоретические разработки получили практическое воплощение в системе развивающего обучения, которая успешно применяется в современной педагогике.

В научном наследии Эльконина можно выделить следующие ключевые достижения:

  • создание периодизации психического развития на основе смены ведущих типов деятельности;
  • разработка теории формирования учебной деятельности младших школьников;
  • исследование психологических механизмов овладения чтением;
  • формирование концепции игры как особой формы социализации ребенка.

Теория детского развития и периодизация

Теория детского развития в концепции Д. Б. Эльконина строится на фундаментальном понимании роли социальной среды в становлении личности. Ученый доказал, что движущей силой развития выступает противоречие между предметной и социальной сторонами деятельности ребенка.

Условия психического развития включают биологическое созревание организма и социальную среду. При этом среда выступает не просто как условие, а как источник развития. В ней содержатся идеальные формы, к которым стремится ребенок в процессе развития.

🤔 Определение

Идеальные формы — это образцы развитых психических функций, способностей и видов деятельности, представленные в культуре и воплощенные в поведении взрослых.

Младенческий и ранний возраст в концепции Эльконина

Период от рождения до трех лет характеризуется интенсивным физическим и психическим развитием. В младенческом возрасте ведущей становится непосредственно-эмоциональная форма общения со взрослым. Формирование базового доверия к миру происходит через эмоциональный контакт с близкими взрослыми.

В раннем возрасте главной выступает предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок осваивает способы действий с предметами, созданными человечеством. Основные достижения этого периода:

  • формирование речи как средства общения;
  • развитие наглядно-действенного мышления;
  • появление самосознания и первичной самооценки.

Дошкольный период развития

Возраст от трех до семи лет отмечен господством сюжетно-ролевой игры. В игре ребенок моделирует отношения взрослых, осваивает социальные нормы и развивает воображение. Через принятие игровой роли происходит формирование произвольности поведения.

В этот период активно развиваются:

  • символическая функция сознания;
  • способность к ролевому взаимодействию;
  • эмоционально-волевая регуляция поведения.

Младший школьный и подростковый возраст

Поступление в школу знаменует переход к учебной деятельности как ведущей. В младшем школьном возрасте формируются основы теоретического мышления и способность к произвольной организации психических процессов.

Подростковый период характеризуется интимно-личным общением со сверстниками как ведущей деятельностью. В этом возрасте происходит:

  • формирование самосознания;
  • развитие рефлексии;
  • становление мировоззрения.
✏ Заметка
В своих исследованиях Эльконин установил, что каждый возрастной период завершается кризисом — качественной перестройкой отношений ребенка с окружающим миром.

В периодизации развития Эльконин выделил важную закономерность: этапы освоения предметной деятельности чередуются с периодами развития социальных отношений. Это открытие позволило создать целостную картину процесса психического развития от рождения до подросткового возраста.

Психология игры в трудах Эльконина

Исследование игровой деятельности занимает центральное место в научном наследии Д. Б. Эльконина. Ученый впервые представил игру как особую форму освоения социальной действительности, в которой ребенок моделирует отношения взрослых.

Эльконин выделил следующие структурные компоненты игровой деятельности:

  • сюжет как отражение определенной сферы действительности;
  • содержание в виде воспроизводимых социальных отношений;
  • роль, которую берет на себя ребенок;
  • правила, регулирующие выполнение роли и игровые действия.
✏ Заметка
В ходе многолетних наблюдений Эльконин установил, что игра возникает не спонтанно, а формируется под влиянием взрослых, передающих детям способы игровой деятельности.

Игровые действия развиваются от развернутого воспроизведения предметных операций к обобщенным действиям в воображаемой ситуации. В этом процессе происходит переход от предметной стороны деятельности к смысловой, что отражает общую логику психического развития ребенка.

Воображаемая ситуация выступает способом абстрагирования от конкретной реальности. В игре ребенок учится действовать в мыслимом поле, что создает основу для развития абстрактного мышления. При этом формируются важнейшие психологические новообразования:

  • произвольность поведения через подчинение правилам роли;
  • воображение в процессе создания игровой ситуации;
  • рефлексия при согласовании своих действий с другими участниками.

В игре происходит интенсивное развитие мотивационно-потребностной сферы ребенка. Через выполнение игровой роли формируется соподчинение мотивов — способность управлять своим поведением не под влиянием непосредственных желаний, а в соответствии с принятыми правилами.

Игровые отношения служат школой социального взаимодействия. В совместной игре дети учатся:

  • координировать свои действия с партнерами;
  • учитывать позицию другого человека;
  • следовать принятым правилам и нормам.
🤔 Определение
Игровая деятельность — это особая форма освоения социальной реальности, в которой ребенок воспроизводит смыслы человеческих действий и отношений в обобщенной форме.

Теория игры, разработанная Элькониным, сохраняет актуальность для современной психологии развития и дошкольной педагогики. Она позволяет понять механизмы влияния игровой деятельности на формирование личности ребенка и определить пути педагогического руководства детской игрой.

Система развивающего обучения

Концепция развивающего обучения, созданная Д. Б. Элькониным в сотрудничестве с В. В. Давыдовым, представляет собой целостную образовательную систему. В ее основе лежит принцип организации учебной деятельности как особой формы активности, направленной на развитие теоретического мышления.

Фундаментальные принципы системы развивающего обучения включают:

  • опору на зону ближайшего развития учащихся;
  • формирование учебной деятельности как специфической формы познания;
  • развитие теоретического мышления через решение учебных задач;
  • построение обучения в логике восхождения от абстрактного к конкретному.
🤔 Определение
Зона ближайшего развития — это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.

Практическое воплощение системы развивающего обучения предполагает особую организацию учебного процесса. В центре внимания находится формирование учебной деятельности, включающей следующие компоненты:

  • учебно-познавательные мотивы;
  • учебные задачи, направленные на открытие общих способов действия;
  • учебные действия по решению поставленных задач;
  • действия контроля и оценки результатов.

В современной педагогической практике система развивающего обучения применяется на разных уровнях образования. Ее эффективность подтверждается формированием у учащихся:

  • способности к теоретическому анализу;
  • умения выделять существенные связи и отношения;
  • навыков содержательной рефлексии.

Ключевое отличие развивающего обучения от традиционного заключается в том, что оно направлено не на увеличение объема знаний, а на формирование мыслительных способностей учащихся. Система ориентирована на развитие универсальных способов познания, применимых в различных предметных областях.

В основе методики развивающего обучения лежит организация поисковой деятельности учащихся. Педагог не дает готовых знаний, а создает условия для самостоятельного открытия общих закономерностей и способов действия. Такой подход обеспечивает формирование учебной самостоятельности и развитие познавательных интересов.

Подведем итоги

Научное наследие Д. Б. Эльконина представляет собой целостную систему знаний о закономерностях детского развития. Его фундаментальный вклад в психологическую науку определяется созданием теории периодизации психического развития, разработкой психологии игровой деятельности и системы развивающего обучения.

Основные достижения ученого в области детской психологии включают:

  • обоснование роли социальной ситуации развития в формировании психики ребенка;
  • выявление закономерности чередования предметной и социальной направленности деятельности в разные возрастные периоды;
  • создание концепции игры как способа освоения социальных отношений.

В современном образовании активно применяются принципы развивающего обучения, разработанные Элькониным. Его идеи о формировании учебной деятельности и развитии теоретического мышления легли в основу инновационных педагогических подходов.

Вопросы для самопроверки

  1. Раскройте основные положения теории периодизации психического развитияД. Б. Эльконина. Какие факторы определяют смену возрастных периодов?
  2. Охарактеризуйте структурные компоненты игровой деятельности в концепции Эльконина. Как игра влияет на психическое развитие ребенка?
  3. В чем заключаются ключевые принципы системы развивающего обучения? Как они реализуются в современной педагогической практике?
  4. Проанализируйте особенности развития ребенка в различные возрастные периоды согласно теории Эльконина. Какова роль ведущей деятельности в каждом периоде?
  5. Объясните значение противоречия между предметной и социальной сторонами деятельности как движущей силы развития ребенка.
  6. Опишите механизмы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте с позиций теории развивающего обучения.
  7. Раскройте роль взрослого в организации игровой деятельности дошкольника согласно концепции Эльконина.
Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту