Рады, что вам понравилась статья 😊
Узнайте о Д. Б. Эльконине — основоположнике детской и педагогической психологии.
В этой статье мы представим результаты многолетних исследований Д .Б. Эльконина в сфере возрастной психологии и педагогики развития. Разберем созданную им периодизацию психического развития детей и подростков. Проанализируем влияние его научных открытий на современную систему образования.
На создание этой статьи у нашей команды ушло 55 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт по детской психологии и контент-менеджер.
Фото: wikipedia.org
Село Малое Перещепино Полтавской губернии стало местом, где в 1904 году начался жизненный путь будущего преобразователя детской психологии. Практическое изучение детского развития предшествовало теоретическим изысканиям ученого.
Окончив полтавскую гимназию в 1920 году, Эльконин получил должность делопроизводителя. Поворотным этапом профессионального становления психолога стала работа воспитателем в детской колонии. В этот период сформировалась его система взглядов на закономерности психического развития детей разных возрастов.
✏ ЗаметкаНаблюдения за воспитанниками колонии позволили Эльконину выявить взаимосвязь между игровой деятельностью и социальным развитием детей. Эти наблюдения впоследствии легли в основу его теории игры.
Поступление в Ленинградский институт социального воспитания в 1924 году открыло новую страницу в профессиональном развитии исследователя. Университетская среда способствовала формированию научного мировоззрения Эльконина. В 1927 году он завершил обучение на педологическом отделении Ленинградского государственного педагогического института.
🤔 ОпределениеПедология представляет комплексную науку о развитии ребенка. В ней соединяются подходы психологии, медицины, биологии и педагогики для всестороннего изучения детского развития.
Военные годы Эльконин посвятил работе в Военно-педагогическом институте Советской Армии. Этот период обогатил его понимание механизмов обучения в нестандартных условиях. После войны исследователь развернул масштабную научную деятельность в московских институтах.
Главное достижение раннего периода научной деятельности Эльконина заключается в создании целостного подхода к изучению детского развития. Его метод объединил непосредственные наблюдения за детьми и глубокий теоретический анализ закономерностей психического развития.
Научное становление Д. Б. Эльконина неразрывно связано с именами выдающихся советских психологов. Взаимодействие с научной школой Л. С. Выготского определило методологическую основу его исследований. В круг его научного общения входили А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин.
Совместная работа с этими учеными позволила сформировать комплексный подход к изучению детского развития. Основные направления научных исследований включали:
В 1953 году Эльконин начал работу в Институте психологии АПН РСФСР. Этот период ознаменовался серией фундаментальных исследований в области детской психологии. Результаты многолетней научной деятельности легли в основу докторской диссертации, которую он защитил в 1962 году. В 1968 году научные достижения Эльконина получили высокое признание — его избрали членом-корреспондентом АПН СССР.
✏ ЗаметкаСотрудничество Эльконина с А. В. Запорожцем привело к созданию уникальной методики исследования детской игры. Они разработали способы объективной регистрации игрового поведения детей.
Междисциплинарный характер исследований проявился в интеграции психологических и педагогических подходов. Эльконин последовательно развивал идею о том, что обучение должно вести за собой развитие. В его работах психологическая теория соединилась с практическими задачами образования.
Главным результатом научной деятельности Эльконина стало создание целостной концепции психического развития ребенка. Его теоретические разработки получили практическое воплощение в системе развивающего обучения, которая успешно применяется в современной педагогике.
В научном наследии Эльконина можно выделить следующие ключевые достижения:
Теория детского развития в концепции Д. Б. Эльконина строится на фундаментальном понимании роли социальной среды в становлении личности. Ученый доказал, что движущей силой развития выступает противоречие между предметной и социальной сторонами деятельности ребенка.
Условия психического развития включают биологическое созревание организма и социальную среду. При этом среда выступает не просто как условие, а как источник развития. В ней содержатся идеальные формы, к которым стремится ребенок в процессе развития.
🤔 ОпределениеИдеальные формы — это образцы развитых психических функций, способностей и видов деятельности, представленные в культуре и воплощенные в поведении взрослых.
Период от рождения до трех лет характеризуется интенсивным физическим и психическим развитием. В младенческом возрасте ведущей становится непосредственно-эмоциональная форма общения со взрослым. Формирование базового доверия к миру происходит через эмоциональный контакт с близкими взрослыми.
В раннем возрасте главной выступает предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок осваивает способы действий с предметами, созданными человечеством. Основные достижения этого периода:
Возраст от трех до семи лет отмечен господством сюжетно-ролевой игры. В игре ребенок моделирует отношения взрослых, осваивает социальные нормы и развивает воображение. Через принятие игровой роли происходит формирование произвольности поведения.
В этот период активно развиваются:
Поступление в школу знаменует переход к учебной деятельности как ведущей. В младшем школьном возрасте формируются основы теоретического мышления и способность к произвольной организации психических процессов.
Подростковый период характеризуется интимно-личным общением со сверстниками как ведущей деятельностью. В этом возрасте происходит:
✏ ЗаметкаВ своих исследованиях Эльконин установил, что каждый возрастной период завершается кризисом — качественной перестройкой отношений ребенка с окружающим миром.
В периодизации развития Эльконин выделил важную закономерность: этапы освоения предметной деятельности чередуются с периодами развития социальных отношений. Это открытие позволило создать целостную картину процесса психического развития от рождения до подросткового возраста.
Исследование игровой деятельности занимает центральное место в научном наследии Д. Б. Эльконина. Ученый впервые представил игру как особую форму освоения социальной действительности, в которой ребенок моделирует отношения взрослых.
Эльконин выделил следующие структурные компоненты игровой деятельности:
✏ ЗаметкаВ ходе многолетних наблюдений Эльконин установил, что игра возникает не спонтанно, а формируется под влиянием взрослых, передающих детям способы игровой деятельности.
Игровые действия развиваются от развернутого воспроизведения предметных операций к обобщенным действиям в воображаемой ситуации. В этом процессе происходит переход от предметной стороны деятельности к смысловой, что отражает общую логику психического развития ребенка.
Воображаемая ситуация выступает способом абстрагирования от конкретной реальности. В игре ребенок учится действовать в мыслимом поле, что создает основу для развития абстрактного мышления. При этом формируются важнейшие психологические новообразования:
В игре происходит интенсивное развитие мотивационно-потребностной сферы ребенка. Через выполнение игровой роли формируется соподчинение мотивов — способность управлять своим поведением не под влиянием непосредственных желаний, а в соответствии с принятыми правилами.
Игровые отношения служат школой социального взаимодействия. В совместной игре дети учатся:
🤔 ОпределениеИгровая деятельность — это особая форма освоения социальной реальности, в которой ребенок воспроизводит смыслы человеческих действий и отношений в обобщенной форме.
Теория игры, разработанная Элькониным, сохраняет актуальность для современной психологии развития и дошкольной педагогики. Она позволяет понять механизмы влияния игровой деятельности на формирование личности ребенка и определить пути педагогического руководства детской игрой.
Концепция развивающего обучения, созданная Д. Б. Элькониным в сотрудничестве с В. В. Давыдовым, представляет собой целостную образовательную систему. В ее основе лежит принцип организации учебной деятельности как особой формы активности, направленной на развитие теоретического мышления.
Фундаментальные принципы системы развивающего обучения включают:
🤔 ОпределениеЗона ближайшего развития — это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.
Практическое воплощение системы развивающего обучения предполагает особую организацию учебного процесса. В центре внимания находится формирование учебной деятельности, включающей следующие компоненты:
В современной педагогической практике система развивающего обучения применяется на разных уровнях образования. Ее эффективность подтверждается формированием у учащихся:
Ключевое отличие развивающего обучения от традиционного заключается в том, что оно направлено не на увеличение объема знаний, а на формирование мыслительных способностей учащихся. Система ориентирована на развитие универсальных способов познания, применимых в различных предметных областях.
В основе методики развивающего обучения лежит организация поисковой деятельности учащихся. Педагог не дает готовых знаний, а создает условия для самостоятельного открытия общих закономерностей и способов действия. Такой подход обеспечивает формирование учебной самостоятельности и развитие познавательных интересов.
Научное наследие Д. Б. Эльконина представляет собой целостную систему знаний о закономерностях детского развития. Его фундаментальный вклад в психологическую науку определяется созданием теории периодизации психического развития, разработкой психологии игровой деятельности и системы развивающего обучения.
Основные достижения ученого в области детской психологии включают:
В современном образовании активно применяются принципы развивающего обучения, разработанные Элькониным. Его идеи о формировании учебной деятельности и развитии теоретического мышления легли в основу инновационных педагогических подходов.