23.08.2024
#доклад
#конференция
42

Этапы и уровни развития личности

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Определение понятия «личность»
  2. Основные подходы к изучению развития личности
  3. Этапы развития личности
  4. Уровни развития личности

Определение понятия «личность»

🤔 Определение

Под «личностью» психологи понимают индивида, обладающего определенным набором привычек и предпочтений, выработанных в процессе жизнедеятельности. Личностью признаются люди, обладающие опытом и социокультурными знаниями, особенным психофизиологическим состоянием, определяющим их ежедневное поведение и отношение к другим личностям, обществу, природе.

Личность проявляется через «поведенческие маски», разработанные человеком для осуществления взаимодействия с людьми и выхода из сложившейся в моменте ситуации. По Юнгу личность складывается из сознательного и бессознательного. В ней сочетаются самость, тень, анима и анимус, эго и персона. К устойчивым свойствам ее относят темперамент и характер, способность и мотивацию.

Основные подходы к изучению развития личности

Современная наука выделяет пять подходов в изучении динамики развития личности:

  1. Психодинамический. Основывается на психоанализе З. Фрейда. Он  считал, что потребности ребенка сведены к удовлетворению его биологических, животных инстинктов. В человеке закреплены два инстинкта — жизни (половое влечение) и смерти (агрессивное поведение). Они противоречат общественным устоям, потому взрослея, люди учатся их скрывать. Но сокрытие приводит к появлению неврозам. Чтобы избежать их, ребенка нужно правильно воспитать.
  2. Бихевиоральный. Отталкивается от теории классического обусловливания И. П. Павлова и оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннера. Человек способен научиться реагировать на любые стимулы, которые ему предъявляются. Павлов считал, что положительные эмоции можно закрепить, а от отрицательных избавиться. Скиннер утверждал, что животные и люди способны порождать определенные виды поведения. Сторонники подхода считают, что одобряемое обществом поведение можно выработать.
  3. Теория социального научения. Разработал теорию американский психолог А. Бандура. Одобряемое обществом поведение копируется. Дети следят за поведением старших и копируют его.
  4. Гуманистический. Основу подхода составляет идея о том, что люди стремятся к развитию, они способны ставить цели и выбирать методы их достижения. Автор теории Абрахам Маслоу. Он считал, что для реализации стремления к развитию человек должен удовлетворить низшие потребности, к которым психолог относил потребность в безопасности, еде, крове.
  5. Деятельностный. Основной инструмент развития личности — коллективная деятельность. Именно в коллективе человек приобретает позитивные навыки и опыт.

В зависимости от преобладающего в обществе подхода меняется отношение к личности, методы и средства, используемые для ее развития.

Этапы развития личности

Говоря об этапах развития личности, современные психологи, опираются в основном на теории Эриксона и Фрейда, утверждающие, что сознание человека меняется по мере достижения им определенного возраста.

Раннее детство: основа для будущего развития

Закладываются основные характеристики личности в младенчестве. Фрейд назвал возраст от 0 и 1 года «оральной стадией» развития человека. На этой стадии огромное значение в жизни младенца отводится матери. Если мама ласковая и внимательная, то у младенца формируется позитивное отношение к жизни, он учится доверять, сам становится в будущем надежным человеком, которому можно довериться. Недостаток материнской заботы приводит к появлению у младенца страхов и недоверия.

Основой этого периода является противопоставление «доверие-недоверие», — «страха-бесстрашия». 

После успешного преодоления младенцем грани в 1 год, он вступает в «фаллическую стадию». Эта стадия наступает в 3 года и длится до 6 лет. Главным в жизни ребенка становятся взаимодействие со сверстниками, игры, общение. Этот период признается Фрейдом лучшим для начала воспитания в ребенке всех необходимых ему навыков, закладки поведения, признанного обществом здоровым и правильным.

В 6–12 лет дети стремятся к знаниям, они открыты для нового. При правильном подходе к воспитанию именно в этом возрасте закладываются основы будущей профессии. Период от 6 до 12 лет Фрейд назвал латентным.

Подростковый возраст: кризисы и самоопределение

Первые кризисы самоопределения возникают в подростковом возрасте —12–19 лет. Это период юности. Дети начинают искать место в жизни, пытаются отделить себя от родителей, осознать свою идентичность в качестве отдельного человека. Это сложный этап, на котором наиболее ярко проявляются ошибки воспитания, допущенными взрослыми ранее.

Подростки, не сумевшие найти в родителях верных друзей и соратников, людей, которым следует доверять, начинают бунтовать, пробовать установленные взрослыми границы на прочность. Испытывающие трудности подростки рискуют попасть в плохие компании и обрести пагубные привычки.

Дети, воспитанные в доверительной среде, нацеливаются на будущую профессию, учатся развивать лучшие качества личности — верность, самостоятельность. Они лучше других понимают предстоящие им трудности и готовы к их преодолению.

Взрослость: становление идентичности и роль взрослых отношений

Взрослая жизнь начинается с 20 лет. Молодость по Фрейду длится до 25 лет, после 25 и до 64 лет наступал период зрелости. В современном мире рамки молодости несколько сдвинуты. На стадии молодости человек впервые познает потребность в любви, самостоятельной жизни, создании семьи. Всесторонне развитой личности в этот период становятся важны такие категории, как взаимность, уважительное отношение в общении. Он уделяет больше внимания межличностным отношениям. В период зрелости человек концентрирует внимание на воспитании подрастающего поколения.

Пожилой возраст: переосмысление жизни и опыт

Пожилыми признаются люди старше 65 лет. Это возраст переосмысления прошлого опыта, воспоминаний о пережитом. Человек желает получить удовлетворение от прожитого, потому вспоминает и концентрирует внимание на положительных моментах жизни, отрицая плохое.

Уровни развития личности

Психологами выделено шесть уровней развития личности:

  • первобытный;
  • обыватель;
  • начальник;
  • блаженный;
  • мудрец;
  • просветленный.

Для первобытного уровня характерна забота об удовлетворении животных инстинктов. Это низший уровень. Главное достоинство личности на высшем уровне просветления состоит в сохранении спокойствия в любой ситуации и помощи другим. Существует и иная градация уровней.

Эмоциональный и социальный уровень

Эмоциональный уровень связан с переживаниями и душевной жизнью человека. Социальный — это поведение личности в обществе. На этом уровне личность умеет понимать ситуацию, ее эмоциональный смысл, учится прогнозировать поведения окружающих.

Когнитивный уровень: развитие мышления и знания

На этом уровне развивается мышление личности, появляются знания. Развитие происходит постоянно, начиная от младенчества и заканчивая смертью.

Моральный уровень: формирование норм и ценностей

Л. Кольберг считал, что личность проходит через три этапа развития. На доморальном этапе превалирует наказание. Ребенок не совершает плохих поступков из страха получения наказания. На конвенциональном уровне общественное мнение превалирует над личным. Ребенку и взрослому стыдно перед окружающими. На уровне автономной морали приходит понимание правильности совершенных поступков. Теперь, не страх или стыд ограждают человека от плохого поведения, а совесть и личные убеждения.

Духовный уровень: самореализация и смысл жизни

Когда самореализация становится смыслом жизни, а духовное преобладает над материальным, говорят о достижении личности высшей точки своего развития. 

Личность — совокупность качеств и характеристик, свойственных человеку. Формирование личности происходит на протяжении всей жизни. Изучение ее представляет сложности в связи с многообразием подходов и теорий. В современном обществе преобладают теории Фрейда, но не исключено, что спустя годы им на смену придут другие.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!