Рады, что вам понравилась статья 😊
🤔 ОпределениеПод «личностью» психологи понимают индивида, обладающего определенным набором привычек и предпочтений, выработанных в процессе жизнедеятельности. Личностью признаются люди, обладающие опытом и социокультурными знаниями, особенным психофизиологическим состоянием, определяющим их ежедневное поведение и отношение к другим личностям, обществу, природе.
Личность проявляется через «поведенческие маски», разработанные человеком для осуществления взаимодействия с людьми и выхода из сложившейся в моменте ситуации. По Юнгу личность складывается из сознательного и бессознательного. В ней сочетаются самость, тень, анима и анимус, эго и персона. К устойчивым свойствам ее относят темперамент и характер, способность и мотивацию.
Современная наука выделяет пять подходов в изучении динамики развития личности:
В зависимости от преобладающего в обществе подхода меняется отношение к личности, методы и средства, используемые для ее развития.
Говоря об этапах развития личности, современные психологи, опираются в основном на теории Эриксона и Фрейда, утверждающие, что сознание человека меняется по мере достижения им определенного возраста.
Закладываются основные характеристики личности в младенчестве. Фрейд назвал возраст от 0 и 1 года «оральной стадией» развития человека. На этой стадии огромное значение в жизни младенца отводится матери. Если мама ласковая и внимательная, то у младенца формируется позитивное отношение к жизни, он учится доверять, сам становится в будущем надежным человеком, которому можно довериться. Недостаток материнской заботы приводит к появлению у младенца страхов и недоверия.
Основой этого периода является противопоставление «доверие-недоверие», — «страха-бесстрашия».
После успешного преодоления младенцем грани в 1 год, он вступает в «фаллическую стадию». Эта стадия наступает в 3 года и длится до 6 лет. Главным в жизни ребенка становятся взаимодействие со сверстниками, игры, общение. Этот период признается Фрейдом лучшим для начала воспитания в ребенке всех необходимых ему навыков, закладки поведения, признанного обществом здоровым и правильным.
В 6–12 лет дети стремятся к знаниям, они открыты для нового. При правильном подходе к воспитанию именно в этом возрасте закладываются основы будущей профессии. Период от 6 до 12 лет Фрейд назвал латентным.
Первые кризисы самоопределения возникают в подростковом возрасте —12–19 лет. Это период юности. Дети начинают искать место в жизни, пытаются отделить себя от родителей, осознать свою идентичность в качестве отдельного человека. Это сложный этап, на котором наиболее ярко проявляются ошибки воспитания, допущенными взрослыми ранее.
Подростки, не сумевшие найти в родителях верных друзей и соратников, людей, которым следует доверять, начинают бунтовать, пробовать установленные взрослыми границы на прочность. Испытывающие трудности подростки рискуют попасть в плохие компании и обрести пагубные привычки.
Дети, воспитанные в доверительной среде, нацеливаются на будущую профессию, учатся развивать лучшие качества личности — верность, самостоятельность. Они лучше других понимают предстоящие им трудности и готовы к их преодолению.
Взрослая жизнь начинается с 20 лет. Молодость по Фрейду длится до 25 лет, после 25 и до 64 лет наступал период зрелости. В современном мире рамки молодости несколько сдвинуты. На стадии молодости человек впервые познает потребность в любви, самостоятельной жизни, создании семьи. Всесторонне развитой личности в этот период становятся важны такие категории, как взаимность, уважительное отношение в общении. Он уделяет больше внимания межличностным отношениям. В период зрелости человек концентрирует внимание на воспитании подрастающего поколения.
Пожилыми признаются люди старше 65 лет. Это возраст переосмысления прошлого опыта, воспоминаний о пережитом. Человек желает получить удовлетворение от прожитого, потому вспоминает и концентрирует внимание на положительных моментах жизни, отрицая плохое.
Психологами выделено шесть уровней развития личности:
Для первобытного уровня характерна забота об удовлетворении животных инстинктов. Это низший уровень. Главное достоинство личности на высшем уровне просветления состоит в сохранении спокойствия в любой ситуации и помощи другим. Существует и иная градация уровней.
Эмоциональный уровень связан с переживаниями и душевной жизнью человека. Социальный — это поведение личности в обществе. На этом уровне личность умеет понимать ситуацию, ее эмоциональный смысл, учится прогнозировать поведения окружающих.
На этом уровне развивается мышление личности, появляются знания. Развитие происходит постоянно, начиная от младенчества и заканчивая смертью.
Л. Кольберг считал, что личность проходит через три этапа развития. На доморальном этапе превалирует наказание. Ребенок не совершает плохих поступков из страха получения наказания. На конвенциональном уровне общественное мнение превалирует над личным. Ребенку и взрослому стыдно перед окружающими. На уровне автономной морали приходит понимание правильности совершенных поступков. Теперь, не страх или стыд ограждают человека от плохого поведения, а совесть и личные убеждения.
Когда самореализация становится смыслом жизни, а духовное преобладает над материальным, говорят о достижении личности высшей точки своего развития.
Личность — совокупность качеств и характеристик, свойственных человеку. Формирование личности происходит на протяжении всей жизни. Изучение ее представляет сложности в связи с многообразием подходов и теорий. В современном обществе преобладают теории Фрейда, но не исключено, что спустя годы им на смену придут другие.