19.07.2024
#Психология
42

Характеристики свойств внимания: 6 основных элементов

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Устойчивость внимания
  2. Концентрация внимания
  3. Распределение внимания
  4. Переключение внимания
  5. Объем внимания
  6. Отвлекаемость внимания
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Устойчивость внимания

Определение: Устойчивость внимания — это способность человека сосредоточиться на конкретном объекте определенное количество времени. Поэтому его можно отнести к временной характеристике.

Существуют два типа факторов, которые характеризуют устойчивость внимания:

  • центральные;
  • периферические.

Внимание подвергается периодическим колебаниям, периоды которых, по расчету Н. Н. Лонге, составляют, как правило, 2–3 секунды, но могут длиться и до 12 секунд. Например, если сосредоточиться на рассматривании сложной фигуры, допустим, усеченной пирамиды, то поочередно она будет представляться то выпуклой, то вогнутой.

Уровень устойчивости внимания зависит от следующих факторов:

  • индивидуальные особенности человека;
  • понятность материала;
  • степень его сложности;
  • отношение к объекту индивида;
  • трудность в ознакомлении с ним.

Для определения уровня устойчивости внимания используются таблица Бурдона, которая состоит из произвольного чередования букв, но при этом в каждой строке одна и та же буква повторяется установленное количество раз. Субъект, который подвергается испытанию, должен в течении указанного времени вычеркивать заданные символы.

Уровень устойчивости внимания можно также проверить, используя таблички Крепелина, которые формируются из столбиков с цифрами. Субъект должен их складывать, а скорость выполнения задания и количество ошибок будут показывать, насколько его внимание устойчиво.

Отсутствие устойчивости внимания называется рассеянностью, так как внимание человека рассеивается от одного предмета на другой.

Концентрация внимания

Определение: Концентрация внимания — это показатель уровня интенсивности сосредоточения на предмете или действии.

Это свойство внимания по словам А. А. Ухтомского коррелирует с функционированием очага возбуждения в коре головного мозга.

В зависимости от того, произвольное внимание или нет, его концентрация может производиться как с помощью усилия, так и без него, в случае если субъект опирается на личную заинтересованность. При длительной произвольной концентрации внимания может произойти истощение. И наоборот, если человек искренне заинтересован в предмете внимания, то концентрация на нем гораздо менее утомительна и способствует увеличению производительности труда.

Также существует послепроизвольный тип внимания. Он проявляется, когда человек приложил усилия и сконцентрировался на определенном объекте, но дальнейшая концентрация не требует усилий, так как процесс автоматизируется.

Концентрация внимания развивается с возрастом. Этим объясняется то, что маленьким детям трудно сосредоточить свое внимание на одном предмете продолжительное время. Но уже к первому классу ребенок способен высиживать уроки, а к получению среднего образования — свободно владеет произвольным вниманием.

На развитие концентрации внимания положительно могут повлиять регулярное применение следующих упражнений:

  1. Подсчет. Помогает тренировать концентрацию внимания при прочтении книг. Как только читатель замечает, что его внимание отвлеклось, ему нужно сделать пометку на поле книги. Далее следует вернуться к тому месту, которое он запомнил последним и продолжить чтение. Положительным результатом данной тренировки является постепенное уменьшение количества отметок на полях книги.
  2. Мозговые импульсы. Нужно медленно провести карандашом по листку бумаги. При этом следует сконцентрировать внимание на той точке, где линия соприкасается с кончиком карандаша. То место, в котором внимание будет переключаться на что-то другое, нужно отмечать всплеском на линии — это мозговой импульс. Цель: попытаться вести линию ровно максимально долго.
  3. Центр вселенной. Помогает развивать концентрацию, когда человек находится в общественном месте. Нужно сконцентрировать на одном конкретном предмете внимание и стараться удерживать его от 3 до 5 минут.

Также помочь развить концентрацию помогут следующие простые действия:

  1. Когда приступаете к задаче, уберите с глаз все, что может отвлечь внимание.
  2. Старайтесь высыпаться, так как недосып очень отрицательно сказывается на концентрации.
  3. Тренируйте память и внимание: учите песни или стихи, мысленно пересказывайте то, о чем говорит собеседник, считайте в уме.
  4. Развивайте осознанность, то есть прислушивайтесь к своему организму при выполнении задач. Если не можете сконцентрироваться, то отложите задачу и займитесь каким-то другим не менее важным делом.

Распределение внимания

Способность одновременно выполнять два и более вида деятельности, называется распределением внимания.

Легендарными образцами людей, которые в совершенстве владели распределением внимания, являлись Наполеон Бонапарт и Гай Юлий Цезарь. Первый из них одновременно якобы диктовал письма семи разным адресатам, а второй мог заниматься несколькими не связанными друг с другом делами в одно и то же время.

Но реальность такова, что человек может выполнять всего лишь один вид умственной деятельности. Чувство одномоментности выполнения нескольких задач появляется только в связи с последовательным и быстрым переключением между разными видами деятельности. В. Вундт разъяснил, что субъект не может сконцентрироваться на двух объектах раздражения. 

Личность способна совершать два вида деятельности одновременно только тогда, когда одна из задач полностью автоматизирована. 

Как и большинство иных свойств, распределение внимания развивается с возрастом. Дети еще относительно плохо им владеют, а поэтому не рекомендуется им поручать делать одновременно несколько задач.

Распределение внимания — это обратная сторона следующего свойства — его переключения.

Переключение внимания

Определение: Переключаемость внимания — это когда внимание сознательно и намеренно производит переключение с одного предмета на другой. Это означает возможность личности оперативно ориентироваться в быстроменяющейся ситуации.

У различных субъектов способности к переключению внимания отличаются и зависят от:

  • личного отношения человека к каждому объекту переключения;
  • взаимосвязи предшествующего и последующего вида деятельности.

Если личность интересует какой-то объект, то внимание на него переключить гораздо проще, и наоборот. Это свойство поддается тренировке.

Существует несколько способов переключения с одной задачи на другую:

  1. Метод «перерыва». Если вы понимаете, что работоспособность упала, так как вы зациклились на выполнении определенного процесса, то просто отдохните. После отдыха можете приступить к выполнению новой задачи или вернуться к старой.
  2. Метод «установки нового задания». Когда нужно переключиться с одного дела на другое, поставьте себе новую промежуточную задачу. Например, займитесь физическими упражнениями или поговорите с близкими. Это поможет в более плавном переключении внимания.
  3. Постановка целей. Нужно задать конкретные цели для всех задач, чтобы подготовить сознание к переключению между ними.
  4. Разбиение работы на более мелкие подзадачи. Разбейте основную задачу на несколько этапов. После завершения одного из таких этапов вам легче будет перейти к другому роду деятельности.
  5. Осознание своих мыслей. Следите за своими мыслями и эмоциями. В тот момент, когда усиливаются негативные эмоции, сделайте перерыв и отдохните от основной задачи.
  6. Использование блокнота для записей. Ведите в блокнот, в котором записывайте переживаемые в течение дня эмоции. Это позволит эффективнее отслеживать, когда вы устаете от выполнения задачи, чтобы переключиться на другую.
  7. Планирование времени. Заранее составьте график для выполнения конкретных задач и старайтесь придерживаться его.
  8. Изменение способа работы. Если вы ощутили усталость от выполнения работы, то пробуйте изменить её тип. Например, если до этого вы выполняли интеллектуальные задачи, то перейдите к работе, требующей физических усилий, и наоборот.
  9. Смена окружения или одежды. При переходе к новой задаче переоденьтесь или смените обстановку. Это даст дополнительный сигнал мозгу о переходе к другой работе.

Когда субъект переключает внимание с одного действия на другое, ему приходится прилагать умственные усилия. В психологии это явление получило наименование эффекта затрат на переключение. Он связан с неминуемыми перебоями продуктивности в работе. Исследование, которое было опубликовано в 2003 году в International Journal of Information Management, продемонстрировало, что отвлечение на проверку электронного ящика каждые 5 минут приводит к тому, что человек тратит около 64 секунды для возврата к обычному темпу выполнения прерванной задачи.

Вывод из этого можно сделать следующий: если есть такая возможность, то лучше не работать в режиме «многозадачности», а выполнять дела поочередно, максимально концентрируясь на каждом из них. И только при завершении задачи приступать к следующей. Такой подход значительно снизит общие временные затраты на переключение внимания.

Объем внимания

Определение: Объем внимания — это количество объектов, которое субъект сумеет осознать и воспринять одновременно.

Объем внимания человека, сопоставим с оперативной памятью компьютера. 

Одновременно выполнять разные работы и думать при этом о различных вещах человек не способен. Поэтому при выполнении нескольких задач он вынужден дробить информацию на доли. 

Для увеличения объема внимания необходимо скрупулезно изучать объекты в определенной обстановке, в которой их приходиться воспринимать. Человек, имеющий опыт и знания в данной области, обладает большим объемом внимания, чем человек, не имеющий таких опыта и знаний. 

Когда мы занимаемся делами в привычной обстановке, то обращаем больше внимание на детали. Чем больше объектов или их элементов воспринимается одновременно, тем больше объем внимания и результативней совершается деятельность. 

На практике для определения объема внимания человека используют инструмент — тахистоскоп. Его принцип работы заключается в том, что на экране на непродолжительное время показываются цифры, буквы, изображения, а затем подсчитывается количество правильно воспринятых субъектом элементов. У человека, достигшего зрелого возраста, в среднем объем внимания колеблется от 5 до 7 объектов, а у ребенка в пределах 2–3 единиц.

Отвлекаемость внимания

Определение: Отвлекаемость внимания – это состояние, при котором фокус внимания неумышленно, под влиянием действий сторонних раздражителей, переключается с одной деятельности на другую.

Ее можно разделить на два типа:

  • внутренняя;
  • внешняя.

Внутренняя провоцируется влиянием переживаний, стресса, эмоций или отсутствием ощущения ответственности и интереса к объекту внимания. Она объясняется торможением, вызванное утомлением нервных клеток. 

Внешняя отвлекаемость провоцируется внешними раздражающими факторами. Ее основой является отрицательная индукция процессов торможения и возбуждения.

Больше всего отвлекают те предметы, которые появляются спонтанно и действуют с изменяющейся частотой. Результатом действия этих факторов является появление у субъекта ориентировочного рефлекса, который не угасает продолжительное время.

Для максимально быстрого и качественного выполнения задач человеку нужно уметь контролировать все виды внимания. Большинство из них развиваются с возрастом или путем тренировок.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту