03.09.2024
#доклад
#конференция
42

Индивидуальная психология А. Адлера: понятия, принципы, типология личности

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Характеристика индивидуальной психологии Адлера
  2. Основные принципы
  3. Типы личности по Адлеру
  4. Структура личности в психологии Адлера
  5. Социальные отношения в психологии Адлера
  6. Роль индивидуальной психологии Адлера в мире

Характеристика индивидуальной психологии Адлера

Адлер подчеркивал в своей концепции, что наиболее важным для развития полноценной личности станет поддержание индивидуальности, осознанность отличительных черт, потребностей и мотивации. Вслед за Дарвином психиатр делает упор на стремлении людей к превосходству над другими. Это главный мотиватор каждого из индивидов. 

Но для успешно функционирующего общества людям необходимо сплачиваться за счет общей цели, а не постоянно конкурировать, бороться за ресурсы. А вот наполненность у цели, методы ее достижения будут индивидуальны. Не стоит противопоставлять себя толпе – на это уповает Адлер, в отличие от Юнга и Фрейда. Их оппонент уверен, что движущая сила человечества в единстве, а не разобщении. А бессознательные влечения, которые проявляются в личности и могут влиять на ее поступки, поддаются контролю (возможности осознания) и коррективам (воспитанию).

Основные принципы

Можно выделить такие принципы:

  1. Чувство неполноценности, компенсация. Ребенку свойственно по мере развития приобретать определенные комплексы по сравнению со взрослыми. В дальнейшем он постарается компенсировать свою неполноценность.
  2. Стремление к превосходству как движущая сила, реализующаяся в преодолении себя, развитии способностей.
  3. Стиль жизни. Формируется с 4–5 лет, основывается на наследственности и опыте, происходит сознательная проработка своих возможностей и стремление к управлению собственной судьбой.
  4. Социальный интерес. Степень активности включения в социум.
  5. Творческое Я. Определяет собственный путь личности, выбор целей и методов.
  6. Порядок рождения. Влияет на стиль жизни, установки и социальное взаимодействие.
  7. Функциональный финализм. Соотношение целей с реальностью их достижения в отдаленном будущем, осознание и избавление от фиктивных убеждений.

Типы личности по Адлеру

В зависимости от степени социальной активности и уровня энергии Адлер выделил четыре типа личности. Причем первые три – невротические, т.к. в них индивид мало направлен на позитивное взаимодействие с социумом.

Управляющий тип

Их поведение не подразумевает заботу, благополучие других, а вся активность направлена исключительно на удовлетворение личных интересов, потребностей. Они хотят выглядеть лучше, добиваться высоких результатов за счет остальных. «Дружат», выражают «любовь» только ради личных целей и при помощи притворства, из-за чего приносят страдания окружающим. Они враждебны, недоверчивы, порой антисоциальны.

Берущий тип

Социальная активность у таких людей низкая. Им важно «пристроиться», выпросить как можно больше ресурсов, получить желаемое через сострадание, манипуляции. Модель поведения – потребительская, «паразитарная». 

Избегающий тип

Избегают ответственности, выстраивания эмоциональных связей, создания семей. Уходят от любых проблем, обращают внимание на неудачи, чем задумываются о достижении успеха.

Социально-полезный тип

Люди социально ориентированы, заботятся об окружающих, с удовольствием и позитивом общаются. Сотрудничает, сплачивается ради достижения целей – рабочих, социальных, личных. Осознает, что посильный вклад каждого важен и значим.

Структура личности в психологии Адлера

В основе личности по Адлеру лежат стиль жизни, фиктивный финализм. А формирование характера, взглядов, поведения происходят из чувства неполноценности и стремления к превосходству.

Из комплекса неполноценности зарождаются борьба за превосходство, желание совершенствоваться, развиваться (в карьере, в семье, в дружбе). Появляется этот комплекс из взаимоотношений родителей и ребенка. Каждый в детстве неизбежно сталкивается с рядом (или одним из видов) страданий – гиперопекой или отсутствием внимания, физические недостатки/дефекты. При гиперкомпенсации появляются неврозы.

Творческое Я – дополнительная мотивация для человека, оно влияет на его память, восприятие внешнего мира, стиль жизни в целом.

Порядок рождения в семье определяет мировоззрение. Старший или единственный ребенок бывают эгоцентричными. Но первенцу внимания от родителей недостаточно, он вынужден привыкать к появлению «конкурента», приспосабливаться и учиться быть лидером, независимым. Единственный и младший более ориентированы на чужое мнение. Выгодная позиция у средних детей – пребывает в «конкурентной борьбе», благодаря чему стремится выделиться, достигать высоких результатов, а также заботиться о благе для других.

Социальные отношения в психологии Адлера

Сочетание способов компенсации и жизненного стиля приводят к тому, какой тип социального взаимодействия будет избран личностью. У каждого индивида есть три главных сферы, где он реализует жизненные задачи – дружба, работа, любовь (семья). Связь человека и среды дана от рождения, она неразрывна. Вне социума личность и не развивается. 

А вот социальный интерес, уровень активности личности по сближению с обществом, желанию выстроить коммуникативные и продуктивные связи – эти параметры индивидуальны. У здоровых людей включенность в общую деятельность высокая, как и уровень эмпатии. Он беспокоится не только о себе, но и о других; хочет благополучия для семьи, близких, коллег. Каждый из таких индивидов пытается уйти от заложенной в детстве неполноценности к совершенству, работая над своими недостатками, комплексами, успешнее встраиваясь в среду. Это и есть движущая сила личности.

Малоприспособленные люди отчуждены от общества. Им важнее добиться превосходства, власти любой ценой, невзирая на чувства и цели остальных. Они действуют, исходя из самозащиты и удовлетворения эгоцентричных целей, а не стремятся к эффективному сплочению. 

Избалованность, физическая дисгармония и отчуждение – факторы, мешающие формированию здоровой полноценной личности и хорошему социальному взаимодействию. Появляются враждебность к среде, недоверие, эгоистичный подход к социальному взаимодействию (принимать, но не отдавать и не благодарить).

Роль индивидуальной психологии Адлера в мире

Вклад Альфреда Адлера в психологию и понимание личности достаточно высок. Его теория и имя незаслуженно стоят в тени по сравнению с подходом к психоанализу З. Фрейда.

Именно Адлер заложил гуманистические принципы при работе с клиентом, восприятие его как целостной личности. Из его концепции возникло понимание того, что человек – не только продукт наследственности и среды, но и самостоятельно способен выстраивать свою жизнь, контролировать и направлять существующие влечения. Налаживать взаимоотношения, гармонично существовать в обществе. 

Идеи Адлера повлияли на развитие когнитивной терапии. Кроме того, ученый стал первым, кто открыл понятие комплекса неполноценности.

Будучи трудным ребенком, от которого не ожидали ничего хорошего в будущем, он самостоятельно проработал комплексы и психотравмы, страхи, а затем с научной точки зрения обосновал всё происходящее с ним, вывел психологическое направление и помог не одной тысяче людей (основал реабилитационную клинику для детей, читал лекции взрослым, лечил пациентов и не только). Его наработки по-прежнему актуальны и применяются в лечении и психотерапии.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!