Рады, что вам понравилась статья 😊
Адлер подчеркивал в своей концепции, что наиболее важным для развития полноценной личности станет поддержание индивидуальности, осознанность отличительных черт, потребностей и мотивации. Вслед за Дарвином психиатр делает упор на стремлении людей к превосходству над другими. Это главный мотиватор каждого из индивидов.
Но для успешно функционирующего общества людям необходимо сплачиваться за счет общей цели, а не постоянно конкурировать, бороться за ресурсы. А вот наполненность у цели, методы ее достижения будут индивидуальны. Не стоит противопоставлять себя толпе – на это уповает Адлер, в отличие от Юнга и Фрейда. Их оппонент уверен, что движущая сила человечества в единстве, а не разобщении. А бессознательные влечения, которые проявляются в личности и могут влиять на ее поступки, поддаются контролю (возможности осознания) и коррективам (воспитанию).
Можно выделить такие принципы:
В зависимости от степени социальной активности и уровня энергии Адлер выделил четыре типа личности. Причем первые три – невротические, т.к. в них индивид мало направлен на позитивное взаимодействие с социумом.
Их поведение не подразумевает заботу, благополучие других, а вся активность направлена исключительно на удовлетворение личных интересов, потребностей. Они хотят выглядеть лучше, добиваться высоких результатов за счет остальных. «Дружат», выражают «любовь» только ради личных целей и при помощи притворства, из-за чего приносят страдания окружающим. Они враждебны, недоверчивы, порой антисоциальны.
Социальная активность у таких людей низкая. Им важно «пристроиться», выпросить как можно больше ресурсов, получить желаемое через сострадание, манипуляции. Модель поведения – потребительская, «паразитарная».
Избегают ответственности, выстраивания эмоциональных связей, создания семей. Уходят от любых проблем, обращают внимание на неудачи, чем задумываются о достижении успеха.
Люди социально ориентированы, заботятся об окружающих, с удовольствием и позитивом общаются. Сотрудничает, сплачивается ради достижения целей – рабочих, социальных, личных. Осознает, что посильный вклад каждого важен и значим.
В основе личности по Адлеру лежат стиль жизни, фиктивный финализм. А формирование характера, взглядов, поведения происходят из чувства неполноценности и стремления к превосходству.
Из комплекса неполноценности зарождаются борьба за превосходство, желание совершенствоваться, развиваться (в карьере, в семье, в дружбе). Появляется этот комплекс из взаимоотношений родителей и ребенка. Каждый в детстве неизбежно сталкивается с рядом (или одним из видов) страданий – гиперопекой или отсутствием внимания, физические недостатки/дефекты. При гиперкомпенсации появляются неврозы.
Творческое Я – дополнительная мотивация для человека, оно влияет на его память, восприятие внешнего мира, стиль жизни в целом.
Порядок рождения в семье определяет мировоззрение. Старший или единственный ребенок бывают эгоцентричными. Но первенцу внимания от родителей недостаточно, он вынужден привыкать к появлению «конкурента», приспосабливаться и учиться быть лидером, независимым. Единственный и младший более ориентированы на чужое мнение. Выгодная позиция у средних детей – пребывает в «конкурентной борьбе», благодаря чему стремится выделиться, достигать высоких результатов, а также заботиться о благе для других.
Сочетание способов компенсации и жизненного стиля приводят к тому, какой тип социального взаимодействия будет избран личностью. У каждого индивида есть три главных сферы, где он реализует жизненные задачи – дружба, работа, любовь (семья). Связь человека и среды дана от рождения, она неразрывна. Вне социума личность и не развивается.
А вот социальный интерес, уровень активности личности по сближению с обществом, желанию выстроить коммуникативные и продуктивные связи – эти параметры индивидуальны. У здоровых людей включенность в общую деятельность высокая, как и уровень эмпатии. Он беспокоится не только о себе, но и о других; хочет благополучия для семьи, близких, коллег. Каждый из таких индивидов пытается уйти от заложенной в детстве неполноценности к совершенству, работая над своими недостатками, комплексами, успешнее встраиваясь в среду. Это и есть движущая сила личности.
Малоприспособленные люди отчуждены от общества. Им важнее добиться превосходства, власти любой ценой, невзирая на чувства и цели остальных. Они действуют, исходя из самозащиты и удовлетворения эгоцентричных целей, а не стремятся к эффективному сплочению.
Избалованность, физическая дисгармония и отчуждение – факторы, мешающие формированию здоровой полноценной личности и хорошему социальному взаимодействию. Появляются враждебность к среде, недоверие, эгоистичный подход к социальному взаимодействию (принимать, но не отдавать и не благодарить).
Вклад Альфреда Адлера в психологию и понимание личности достаточно высок. Его теория и имя незаслуженно стоят в тени по сравнению с подходом к психоанализу З. Фрейда.
Именно Адлер заложил гуманистические принципы при работе с клиентом, восприятие его как целостной личности. Из его концепции возникло понимание того, что человек – не только продукт наследственности и среды, но и самостоятельно способен выстраивать свою жизнь, контролировать и направлять существующие влечения. Налаживать взаимоотношения, гармонично существовать в обществе.
Идеи Адлера повлияли на развитие когнитивной терапии. Кроме того, ученый стал первым, кто открыл понятие комплекса неполноценности.
Будучи трудным ребенком, от которого не ожидали ничего хорошего в будущем, он самостоятельно проработал комплексы и психотравмы, страхи, а затем с научной точки зрения обосновал всё происходящее с ним, вывел психологическое направление и помог не одной тысяче людей (основал реабилитационную клинику для детей, читал лекции взрослым, лечил пациентов и не только). Его наработки по-прежнему актуальны и применяются в лечении и психотерапии.