21.11.2024
#Психология
42

Коммуникативная сторона общения в психологии: функции, барьеры и развитие навыков

Узнайте о том, что такое коммуникативная сторона общения, ее функции и основные элементы.

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье

В этой статье мы расскажем о том, что такое коммуникативная сторона общения, ее функции и основные элементы. Вы узнаете методы преодоления барьеров, роль обратной связи и способы развития навыков эффективной коммуникации.

Содержание статьи
  1. Понятие коммуникативной стороны общения
  2. Функции коммуникативной стороны общения
  3. Компоненты коммуникативного процесса
  4. Коммуникативные барьеры
  5. Роль обратной связи в коммуникативном процессе
  6. Модель коммуникативного процесса Гарольда Лассуэлла
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

На написание этой статьи у команды Work5, состоящей из копирайтера, редактора, контент-менеджера и эксперта в области психологии, ушло 40 человеко-часов.

Понятие коммуникативной стороны общения

🤔 Определение
Общение — это неотъемлемая часть человеческой жизни, через которую мы передаем информацию, делимся эмоциями и устанавливаем социальные связи.

Коммуникативная сторона общения играет ключевую роль в этом процессе, так как она определяет, насколько эффективно происходит передача информации между людьми. Психология, изучая механизмы и аспекты коммуникации, помогает понять, как строятся взаимодействия и как можно улучшить их качество.

🤔 Определение

Коммуникативная сторона общения — это процесс передачи информации от одного участника общения к другому.

Он включает в себя отправку, восприятие и понимание сообщений. В основе коммуникативного процесса лежат несколько ключевых элементов: отправитель (тот, кто передает сообщение), само сообщение, канал передачи (например, речь, текст или визуальные сигналы), получатель и обратная связь.

Коммуникативная сторона общения отличается от перцептивной (восприятие и интерпретация эмоций и намерений) и интерактивной (взаимодействие и совместная деятельность). Она фокусируется на том, как передается информация и как она воспринимается.

Функции коммуникативной стороны общения

Коммуникативная сторона общения выполняет множество функций, которые помогают людям передавать информацию, выражать эмоции, регулировать поведение и социализироваться. Рассмотрим основные из них:

  1. Информационная функция
    Основная цель общения — передача, обмен и восприятие информации. Это позволяет людям делиться знаниями, координировать действия и принимать совместные решения. Например, на рабочем месте через коммуникацию передаются задачи и инструкции, а в образовании — знания и навыки.
  2. Эмоциональная функция
    Общение помогает выражать и передавать чувства, эмоции и настроения. Эта функция играет важную роль в укреплении межличностных связей. Поддержка, эмпатия и эмоциональное понимание помогают создавать доверительную атмосферу между собеседниками.
  3. Регулятивная функция
    Общение регулирует поведение участников взаимодействия. С его помощью можно направлять действия, устанавливать цели, планировать и контролировать выполнение задач. Например, руководители дают указания своим подчиненным, родители направляют действия детей.
  4. Социализирующая функция
    Через общение человек включается в общество, осваивает социальные роли, нормы и правила поведения. Эта функция особенно важна для детей и подростков, которые через коммуникацию учатся адаптироваться в социуме и понимать, как функционируют социальные отношения.
  5. Мотивационная функция
    Общение побуждает к действию, вдохновляет и поддерживает интерес к выполнению задач. Например, мотивационные речи лидеров могут стимулировать команду работать более продуктивно, а слова поддержки помогают преодолевать трудности.
  6. Интерактивная функция
    Эта функция связана с обменом действиями и их координацией. В процессе общения люди не только передают информацию, но и взаимодействуют, совместно работая над достижением целей. Это особенно важно в командной работе, переговорах и совместной деятельности.

Каждая из этих функций играет важную роль в построении эффективного общения. Понимание их помогает наладить взаимодействие, решить задачи и укрепить социальные связи, делая общение основой человеческого взаимодействия.

Компоненты коммуникативного процесса

Коммуникативный процесс состоит из нескольких ключевых элементов, которые обеспечивают успешную передачу информации между участниками общения. Отправитель или коммуникатор — это человек, инициирующий процесс общения. Он формирует сообщение, определяет его содержание и выбирает способ передачи информации. Успешность общения зависит от того, насколько четко отправитель выражает свои мысли и использует подходящие слова или невербальные сигналы.

Сообщение является содержательной частью коммуникации. Это информация, которую отправитель передает получателю. Сообщение может быть как вербальным (текст или речь), так и невербальным (жесты, мимика, интонация). Его структура и доступность играют ключевую роль в понимании.

Для передачи сообщения используется канал коммуникации. Это средство, через которое информация передается от отправителя к получателю. Каналом может быть устная речь, письменный текст, визуальные образы или цифровые технологии, такие как электронная почта и мессенджеры. Выбор канала зависит от ситуации и целей общения.

Получатель или реципиент — это участник, который воспринимает сообщение. Он интерпретирует информацию, исходя из своих знаний, контекста ситуации и особенностей сообщения. Эффективность коммуникации во многом зависит от способности получателя понять и правильно интерпретировать переданное содержание.

Обратная связь играет важную роль в процессе общения. Она представляет собой реакцию получателя на полученное сообщение. Обратная связь может быть как вербальной (ответ словами), так и невербальной (жесты, мимика). Она позволяет отправителю оценить, насколько точно его сообщение было понято, и при необходимости скорректировать общение.

Шум в коммуникативном процессе — это любые помехи, которые могут затруднить передачу или восприятие сообщения. Это могут быть физические шумы, например, громкие звуки, плохая связь или отвлекающие факторы, а также психологические и лингвистические барьеры, такие как тревожность, непонятные термины или языковые особенности.

Контекст общения включает в себя условия и обстоятельства, в которых происходит коммуникация. Социальный, культурный, временной или ситуационный контекст влияет на выбор стиля общения, словарного запаса и средств передачи информации.

Все эти компоненты взаимодействуют друг с другом, создавая структуру эффективного общения. Их понимание помогает улучшить коммуникацию, устранять барьеры и добиваться взаимопонимания между участниками.

Коммуникативные барьеры

Коммуникативные барьеры — это препятствия, которые мешают успешной передаче и восприятию информации между участниками общения. Они могут возникать по разным причинам и существенно влиять на качество взаимодействия. Понимание их природы и способов преодоления позволяет сделать общение более эффективным.

Психологические барьеры связаны с внутренним состоянием участников общения. Например, страх быть неправильно понятым, неуверенность в себе, тревожность или предвзятость могут снижать открытость и искренность общения. Часто они возникают из-за прошлых негативных опытов, которые формируют у человека замкнутость или настороженность.

Лингвистические барьеры  возникают из-за различий в языке, терминологии или уровне владения языком. Например, использование профессионального жаргона, сложных слов или специфических терминов может сделать сообщение непонятным для собеседника. Также сложности могут вызывать акценты или неправильное произношение.

Физические барьеры связаны с внешними условиями, которые мешают передаче информации. Это могут быть шум, плохая слышимость, большая дистанция между собеседниками или технические неполадки, например, плохая связь во время телефонного разговора или видеоконференции.

Культурные барьеры возникают, когда участники общения принадлежат к разным культурам или социальным группам. Различия в традициях, ценностях, мировоззрении или манере выражать эмоции могут вызывать недоразумения. Например, жесты или выражения, которые в одной культуре являются нормой, могут быть неправильно поняты или восприняты как оскорбительные в другой.

Эмоциональные барьеры связаны с состоянием человека в момент общения. Гнев, раздражение, усталость или стресс могут мешать адекватному восприятию информации и приводить к искажению смысла сообщений. Например, собеседник в состоянии гнева может неправильно интерпретировать даже нейтральные слова.

Социальные барьеры обусловлены различиями в статусе, уровне образования или профессиональном опыте. Например, общение между начальником и подчиненным может быть затруднено из-за неравенства в положении, что приводит к недоверию или недостаточной открытости.

Для преодоления коммуникативных барьеров важно развивать навыки активного слушания, адаптировать стиль общения к ситуации и учитывать особенности собеседника. Осознанное внимание к таким аспектам, как выбор слов, эмоциональный фон и культурный контекст, помогает улучшить взаимодействие и достичь взаимопонимания.

Роль обратной связи в коммуникативном процессе

Обратная связь играет ключевую роль в коммуникативном процессе, обеспечивая его эффективность и завершенность. Она представляет собой ответную реакцию получателя на сообщение отправителя, которая позволяет оценить, как была воспринята информация, и способствует корректировке общения. Обратная связь обеспечивает взаимодействие между участниками, превращая одностороннюю передачу информации в полноценный диалог.

Основная задача обратной связи заключается в том, чтобы подтвердить, что сообщение было понято правильно. Она позволяет отправителю убедиться, что смысл его слов дошел до собеседника без искажений, и, если необходимо, уточнить или дополнить сообщение. Например, вопросы, уточнения или вербальное подтверждение («Я понял» или «Хорошо, сделаю») помогают отправителю оценить, насколько успешно прошла коммуникация.

Обратная связь может быть вербальной и невербальной. Вербальная обратная связь выражается словами — это может быть согласие, возражение, уточняющие вопросы или комментарии. Невербальная обратная связь проявляется в мимике, жестах, интонации или позе. Например, кивок головы или улыбка могут сигнализировать о согласии и понимании, тогда как нахмуренные брови или скрещенные руки — о сомнении или несогласии.

Кроме того, обратная связь делится на позитивную и негативную. Позитивная обратная связь выражает поддержку и одобрение. Она стимулирует продолжение диалога и укрепляет доверие между собеседниками. Негативная обратная связь указывает на ошибки, недопонимание или несогласие. Однако при правильном использовании она помогает улучшить процесс общения, корректируя его в нужном направлении.

Роль обратной связи особенно значима в профессиональной и образовательной среде. В рабочих процессах она помогает оценить выполнение задач и дает возможность своевременно вносить изменения. В образовании обратная связь от учеников позволяет преподавателю понять, насколько успешно материал был усвоен, и скорректировать свои методы обучения.

Отсутствие обратной связи может привести к недоразумениям и ухудшению коммуникации. Например, если получатель никак не реагирует на сообщение, отправитель может предположить, что информация была проигнорирована, или не сможет оценить, насколько корректно она была воспринята

Таким образом, обратная связь делает процесс общения двусторонним, поддерживает взаимопонимание и способствует достижению поставленных целей. Она служит индикатором успешности коммуникации и инструментом для ее улучшения. Развитие навыков обратной связи позволяет строить более продуктивное и эффективное взаимодействие в любой сфере жизни.

Модель коммуникативного процесса Гарольда Лассуэлла

Гарольд Лассуэлл, американский социолог и политолог, предложил модель коммуникативного процесса, которая помогает анализировать взаимодействие между участниками общения. Эта модель основывается на пяти ключевых элементах: «Кто? Что? Каким образом? Кому? С каким эффектом?». Каждый из этих вопросов охватывает определенный аспект коммуникации.

  • «Кто?» представляет источник информации или отправителя сообщения.
  • «Что?» охватывает содержание или саму информацию, которая передается.
  • «Каким образом?» описывает канал коммуникации, например, речь, текст или визуальные средства.
  • «Кому?» определяет аудиторию или получателя информации.
  • «С каким эффектом?» оценивает результаты коммуникации, то есть, как сообщение было воспринято и повлияло на адресата.

Эта модель полезна для анализа как повседневного общения, так и профессиональной коммуникации, включая маркетинг, рекламу и политику. Она помогает понять, как эффективно передавать информацию и устранять возможные препятствия.

Коммуникация — это сложный процесс, включающий множество аспектов, таких как модель взаимодействия, вербальное и невербальное общение, выбор стиля и устранение барьеров. Использование знаний о коммуникативном процессе позволяет улучшить личное и профессиональное взаимодействие, повысить взаимопонимание и добиться поставленных целей.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту