09.07.2024
#доклад
#конференция
42

Межличностные конфликты и способы их разрешения

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Определение межличностного конфликта
  2. Причины межличностных конфликтов
  3. Типы межличностных конфликтов
  4. Этапы развития межличностного конфликта
  5. Стратегии и методы разрешения межличностных конфликтов
  6. Примеры разрешения межличностных конфликтов

Межличностный конфликт – явление вполне распространенное. Возможно, каждый задумывался о том, почему у людей возникают разногласия. В данной статье мы разберем причины межличностных конфликтов и способы их решения.

Межличностные конфликты и способы их разрешения

Фото: https://pixabay.com/

Определение межличностного конфликта

Определение: Межличностный конфликт – ситуация, основанная на противоречии индивида и социума в ходе их взаимодействия. Подобные столкновения интересов и противоречивых целей требуют немедленного разрешения.

В конфликте обязательно присутствует субъект и объект. Субъектами называют участников противостояния. Объектом – на что направлен конфликт, к чему стремятся субъекты конфликта или то, чем они хотят обладать.

Особенно часто межличностный конфликт возникает в групповых взаимодействиях. Причиной может стать дефицит ресурсов или конкуренция в чем-либо. Ключевым фактором выступают противоречия интересов как незнакомых людей, так и в кругу близких знакомых.

Внутриорганизационные конфликты, возникающие на фоне расхождения интересов, делят на три категории:

  • Первая – происходит столкновение принципов, где реализация интересов одного участника осуществляется за счет ущемления интересов другого.
  • Вторая категория – взаимодействие субъектов, где не затронуты их духовные и материальные потребности.
  • Третья – ее называют несуществующими противоречиями, где до участников конфликта доходят искаженные факты либо неправильно истолкованная информация. 

К социальным межличностным конфликтам также относят следующие классификации:

  1. Соперничество – стремление людей доминировать в обществе.
  2. Спор – разногласия, возникающие на пути решения поставленных задач.
  3. Дискуссия – обсуждение спорных тем.

 Определение межличностного конфликта

Фото: https://pixabay.com/ 

Причины межличностных конфликтов

Возникновение конфликтов и их нарастание, нередко связано с рядом причин, которые делятся на несколько категорий:

  • Ограниченность ресурсов – к примеру, нужно разделить какое-либо имущество и встает угроза того, что кому-то достанется больше. 
  • Зависимость – нередко по этой причине возникают конфликты между супругами, родителями и детьми. Данная причина может проявляться и в рабочих моментах, как зависимость в обязанностях или полномочиях.
  • Восприятие – немало споров возникает из-за неправильного восприятия информации. Это может быть связано с логическими рассуждениями, языковым барьером, неправильно воспринятой интонацией, ответной реакцией.
  • Агрессия – проявляется на фоне грубых слов, ехидных выражений, обидных высказываний.
  • Игнорирование – нежелание отвечать на диалог, открытое равнодушие нередко приводит к межличностному конфликту.
  • Тяга к самоутверждению – нередко это происходит за счет слабого или неперспективного человека.

Кроме того, стоит понимать, что межличностные конфликты развиваются в разном русле в зависимости от возраста участников, их социального статуса, уровня культуры и т.д.

Типы межличностных конфликтов

Типы межличностных конфликтов делятся следующим образом:

  • Ценностные конфликты – возникновение противоборства на основе несовместимых или противоречащих друг другу ценностей, важных для участников спора. Если одна система ценностей посягает на другую, нарушается мирное взаимодействие людей. 
  • Столкновение интересов – споры возникают на фоне столкновения интересов оппонентов. Это связано с распределением различных благ или соперничества в достижении поставленной задачи.
  • Конфликты, возникающие при нарушении установленных в обществе норм и правил.

Межличностные противостояния делятся на две основные формы в зависимости от проявления конфликтной ситуации:

  1. Первая – открытый конфликт. В этом случае мотивы недопонимания ясны и стороны их не скрывают. А оппоненты фактически провоцируют друг друга на возникновение ссоры.
  2. Вторая – скрытый конфликт. Здесь же мотив тщательно замаскирован, но постоянно возникают различные поводы, приводящие к недопониманию. К примеру, на предприятии один из сотрудников тайно надеялся занять руководящую должность, но ее отдают другому человеку. Открыто свое недовольство выразить не получается и возникает скрытый конфликт, причиной которого выступает желание самоутверждения.

Подразделяются межличностные конфликты и по времени существования. Они бывают кратковременными, длительными и затяжными. 

Этапы развития межличностного конфликта

Структура возникновения и протекания межличностного конфликта развивается путем прохождения ряда этапов (фаз).

  1. Скрытый этап – он предшествует развитию конфликта. Недопонимание еще не развилось в открытое противостояние, но уже присутствует некая неудовлетворенность.
  2. Напряженность – если фаза неудовлетворенности (скрытая) сохраняется, происходит переход к этапу напряженности. Пока он предполагает пути к примирению, но уже именуется эскалацией конфликта.
  3. Этап противостояния оппонентов – начало открытого конфликта. Каждая сторона высказывает протест и не желает уступать. В конце данной фазы напряжение постепенно снижается, но пути примирения пока не достигнуты.
  4. Фаза завершения – нахождение компромисса или наиболее подходящего решения. На этом конфликт заканчивается.

Этапы развития межличностного конфликта

Фото: https://pixabay.com/

Стратегии и методы разрешения межличностных конфликтов

Межличностные конфликты возникают повсеместно, но противостояния, погашенные в самом начале, как правило не получают продолжения. Не стоит доводить споры до активной фазы противостояния. Недопонимания, не перешедшие в открытую конфронтацию в 90% случаев заканчиваются перемирием. Если же конфликт уже разгорелся, нужно найти путь решения, способный удовлетворить обе стороны.

Постарайтесь действовать по предложенному плану и конфликт будет исчерпан в самом зачатке:

  • Прежде выявляется проблема.
  • Затем найдите решение, выгодное всем участникам конфликта.
  • Обговорите с противоположной стороной ее согласие на предложенный вариант решения спора.
  • При наличии аргументов либо отказа, внимательно выслушайте их.
  • Предоставьте собственный вариант выхода из конфликта.
  • Не нужно в это время критиковать либо давать неуместные советы, что лишь усугубит положение. Когда противоположная сторона видит доброжелательный настрой соперника, договориться о разрешении конфликта будет проще. 
  • Вспомните невербальные методы общения, они очень даже пригодятся. Чаще кивайте оппоненту, соглашайтесь с его аргументами, установите зрительный контакт.

Примеры разрешения межличностных конфликтов

Решение межличностных конфликтов происходит индивидуально, однако в качестве примера рассмотрим ситуации из жизни, которые помогут найти компромисс во взаимоотношениях индивидов.

  1. Нахождение компромиссного решения в паре – прежде пройтись по магазинам в угоду жене, затем вместе посмотреть футбол по телевизору для удовлетворения интересов супруга.
  2. Один из примеров, где межличностный конфликт заканчивается путем подавления мнения противоположной стороны может возникать на рабочем месте или во взаимоотношениях родителей и детей. В этом случае оппонент испытывает унижение и конфликт не считается исчерпанным.
  3. Самым эффективным способом решения межличностных конфликтов считается сотрудничество. На практике же достичь его сложнее всего. Личности садятся за «стол переговоров» и совместно находят выход из конфликтной ситуации. Причем обе стороны остаются удовлетворенными принятым решением. Переговоры не всегда приводят к исчерпанию конфликта, но способны найти оптимальный путь, который примут обе стороны.
  4. Уход от конфликта – когда человек уклоняется от конфликтных ситуаций, чтобы избежать их решений. В этом случае у оппонентов появляется дополнительное время на раздумье. Но так ситуация не решается, а недовольство копится. А значит данный вариант решения конфликта не способен привести к перемирию. 

Межличностные конфликты возможно решить мирно, главное не поддаваться эмоциям. Гнев и агрессия не лучшие советчики в таких ситуациях, они лишь усугубят положение. Если так случилось, что вы не смогли сдержаться и наговорили кучу неприятных для оппонента слов, возьмите паузу, а затем обязательно извинитесь. После чего дайте понять противоположной стороне, что вы готовы к диалогу, но уже на более дружелюбной ноте. Искренние извинения позволят снять напряжение, и, возможно, приведут к конструктивному решению.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!