04.09.2024
#доклад
#конференция
42

Общение в психологии: понятие, виды, функции и аспекты

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Понятие общение
  2. Виды общения
  3. Функции общения
  4. Стили общения
  5. Аспекты общения

В статье рассматривается феномен общения как ключевой компонент человеческой психики и поведения. Дается определение общения в психологии, подчеркивая его роль как процесса обмена информацией, эмоциями и социальными взаимодействиями между людьми. Отдельное внимание уделяется психологическим аспектам общения, таким как восприятие, понимание и интерпретация информации, а также его влиянию на межличностные отношения и личностное развитие. Рассматриваются барьеры и проблемы, возникающие в процессе общения, а также методы их преодоления для улучшения коммуникации.

Понятие общение

Человек, появляясь на свет не обладает качествами, которые характерны для развитой личности. Все эти качества он приобретает благодаря общению с людьми. Это и индивидуальный стиль деятельности, удовлетворение социальных потребностей. Формирование характера, волевых качеств, эмоций. 

Индивид испытывает потребность в общении. Оно необходимо для духовного и физического здоровья, для становления полноценного члена общества.

🤔 Определение

Общение — обмен информацией познавательного или эмоционального характера. Это сложный процесс, направленный на познание и преобразование окружающей действительности, проявляются и формируются межличностные отношения. Метод познать себя и других людей. Один из основных видов социальной активности человека.

Виды общения

Анализируя цели и средства собеседников, вид их деятельности, индивидуальные нюансы, симпатии и антипатии, рассматривают следующие виды общения.

По целям и средствам общение делится на:

  • Материальное. Субъекты обмениваются информацией или воздействуют друг на друга, при помощи различных предметов. Например, обмен книгами.
  • Идеальное. Исходя из конкретной ситуации, идеальное общение может быть: рациональным (обмен мыслями), эмоциональным (обмен чувствами), образным (обмен представлениями). Например, собеседники смотрят телевизор или просто ведут беседу.
  • Непосредственное. Общение, происходит посредством органов чувств. Информация передается напрямую, без посторонних предметов и средств.
  • Опосредствованное. Процесс организации общения и обмена информацией предполагает применение специальных средств, кроме речи. Например, телевидение, радио.
  • Вербальное. В ходе общения участники используют устную речь.
  • Невербальное — общение, реализуемое при помощи жестов, мимики, пантомимики.

По количеству людей, взаимодействующих друг с другом:

  • Массовое общение. Передача информации происходит между незнакомыми людьми (митинги, толпа). К массовому общению относят средства массовой информации.
  • Межличностное общение. Общение людей в небольших группах или парах. При таком общении собеседники знают личностные особенности друг друга, могут сопереживать и понимать, есть опыт совместной деятельности.

По типу коммуникации:

  • Ролевое общение. В ходе общения собеседники выступают как носители социальных ролей. При данном виде общения человек является социальной единицей, а не индивидуальностью. Например, беседа между студентом и преподавателем, подчиненным и начальником. 
  • Личностное общение — это обмен неофициальной, личной информацией. Цель данного общение установить максимально эмоционально-доверительные связи.

Виды общение обычно сочетаются, переплетаются между собой в повседневной жизни.

Функции общения

Общение — многогранный процесс, выполняющий различные функции. Психологи рассматривают пять основных функций.

Внутриличностная функция. Субъект общается сам с собой. Средством общения выступает внутренняя или внешняя речь. Такое общение можно расценивать как универсальную форму мышления человека. 

Межличностная функция. Люди устанавливают и сохраняют эмоциональные контакты и взаимоотношения. Благодаря чему возможна успешная совместная деятельность.

Формирующая функция. Реализуется в усвоении социальных норм и опыта, ценностей, знаний о мире. А также способов деятельности. Происходит формирование личности. 

Подтверждающая функция. Дает возможность подтвердить себя, утвердиться в своей значимости. Проявляется в общении в виде фраз приветствия, действий при знакомстве, знаков внимания.

Прагматическая функция. Проявляется в процессе взаимодействия людей. Нарушение данной функции носит деструктивный характер, так как общение является важной потребностью в непосредственном взаимодействии с окружающими людьми.

Стили общения

От восприятия и общения с окружающими людьми, зависит роль и поведение человека в социуме. Стиль общения — это личностная характеристика. Выбирая стиль в общении, человек определяет свое поведение и взаимодействие с социальной средой. 

На данный момент известно множество классификаций стиля общения. Самая популярная — классификация немецко-американского психолога Курта Левина. Он выделил три стиля: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль. Собеседник считает правильным только свое мнение, мировоззрение, свою точку зрения. Думает, что лишь он знает, как поступать верно, подавляет всякую индивидуальность в личности. 

Либеральный стиль. Во взаимоотношениях участников общения всегда наблюдается некое подхалимство. Один идет на поводу у другого, что характерно для слабохарактерных и некомпетентных людей.

Демократический стиль. Субъекты общения чувствуют себя личностью, видят значимость своих интересов.

Широко популярна классификация, включающая в себя следующие стили общения:

Пассивный стиль. Стиль свойственен для слабовольных, мягких личностей. Такие люди не идут на контакт, замкнуты, боятся конфликтов. Принижают свою самооценку и интересы, держатся особняком. Предрасположенность к пассивному стилю общения отражается на внешнем виде человека: неуверенная походка, сутулая осанка, потупленный взгляд. 

Агрессивный стиль общения. Стиль, направленный на достижение собственных целей и интересов. При коммуникации человек смотрит прямо в глаза, взгляд не отводит, тем самым показывая свое превосходство. Использует динамичную жестикуляцию для запугивания собеседника, чтобы тот принял его точку зрения.

Пассивно-агрессивный стиль. Агрессия при таком стиле общения скрыта. Демонстрируется иллюзия покорности и мнимое внимание к собеседнику. Возможно проявление агрессии с помощью девиантного поведения. Зачастую люди с таким стилем общения, не понимают, что делают. Однако встречаются и такие, которые стремятся доказать свою правоту в том, что социум несет негатив.

Ассертивный стиль. Стиль общения, для которого свойственно дипломатия и результат. Направлен на деликатную защиту собственных интересов, при этом интересны собеседника не игнорируются.

Аспекты общения

Кроме стилей и видов общения психологи выделяют аспекты общения.

Содержание общения — это то, чем обмениваются люди.  Знания, опыт, умения, навыки. По своему содержанию общение многообразно. 

Цель общения — это то, ради чего у людей появляется данный вид социальной активности. Она отражает потребность совместной деятельности. Удовлетворяет социальные, познавательно-интеллектуальные, творческие, культурно-нравственные и эстетические потребности.

Средства общения — это то, при помощи чего передается, перерабатывается, кодируется, расшифровывается информация. Это устная и письменная речь, технические средства записи и хранения информации.  Восприятие и передача с помощью телесного контакта, органов чувств.Также в психологии рассматривают три стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

Коммуникативная сторона общения

Коммуникативная сторона общения или коммуникация — это обмен информацией, ведущий к взаимопониманию. Суть коммуникации заключается в том, что собеседники стараются осознать полученную информацию, выработать общий смысл. 

Препятствием для взаимопонимания может стать коммуникативный барьер. Причинами появления барьера могут стать социально-психологические, мотивационно-ценностные, индивидуально-психологические качества партнеров общения.

Удостоверится в эффективности коммуникации поможет обратная связь. Иначе говоря, информация о том, как собеседник воспринимает и понимает вас, как относится к проблеме.

Коммуникативная компетентность — система внутренних свойств, необходимая для установления и поддержания успешной коммуникации. Универсальное средство коммуникативного процесса — речь. С ее помощью передается многообразная информация и осуществляется совместная деятельность. Происходит воздействие собеседников друг на друга.

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона заключается в организации и реализации совместной деятельности. Другими слова, необходимо скоординировать действия, распределить обязанности. Влиять на собеседника, его настроение, поведение, убеждения.

Перцептивная сторона общения

Перцептивная сторона общения — процесс познания собеседника. Осуществление и достижение взаимопонимания между участниками общения. Перцепция — основа успешной коммуникации. Помогает определить внутреннюю сущность человека, а значит, найти к нему подход. Даже иногда предсказать его реакцию на то или иное событие.

Итак, общение — главный источник информации для человека. Без него невозможно формирование личности, проявления межличностных отношений и совместной деятельности людей.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!