25.07.2024
#Психология
42

Определение, классификация и преодоление психологических кризисов

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Определение психологических кризисов
  2. Фазы кризиса
  3. Типы возрастных кризисов
  4. Особенности и преодоление
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

В данной статье подробно рассказываем про сущность психологических кризисов. В спокойной жизни человека возникают резкие стрессовые ситуации, которые становятся поводом для перестройки психики и мировоззрения. Данное явление получило название психологического возрастного кризиса. В разном возрасте возникают свои кризисы. Дадим им определение, укажем фазы, типы и способы преодоления.

Определение психологических кризисов

Разберем определение термина.

Определение термина

Определение №1 Возрастной психологический кризис — резкая перестройка в психике и взглядах на жизни, расположенная между литическими периодами и возникшая в результате стрессовой ситуации.

Термин впервые употребляет психолог Л. С. Выготский.

Необходимо разобрать словосочетание литических периодов. Литический период — спокойное время существования человека с отсутствием сильных стрессовых факторов. Таким образом, причиной возникновения кризиса у человека становиться резкое потрясение. Приведем несколько примеров: переход в другое учебное заведение, переезд в другой город, смерть близкого человека.

Смысл психологических кризисов

Возрастные кризисы служат переходом между различными возрастами. Таким образом, чтобы повзрослеть, человек проходит психологическое испытание в виде кризиса и попадает на следующую ступень: начинает заниматься новой деятельностью или играет иную социальную роль.

Перечислим несколько особенностей психологического кризиса человека:

  • Естественность — кризис представлен неотъемлемым периодом развития личности. Данное явление случается не зависимо от социальной группы человека.
  • Щедрое вознаграждение преодоления. Дословные перевод кризиса — «разделение путей». В Китае психологический кризис записывается двумя иероглифами: «опасность» и «возможность». Таким образом, кризис становиться вступительным испытанием перед новыми возможностями и наградами.
  • Риски срыва. Кризис несет в себе опасность — выгорание личности. Не каждый человек способен пережить стрессовое состояние. В некоторых случаях появляется необходимость помощи специалистов.
  • Психологический маркер. Психологи по наличию резких перемен могут судить о состоянии пациента. Гораздо проще ориентироваться в психике, в которой постепенно возникают вся совокупность естественных процессов.
  • Несет психофизический характер и затрагивает интеллектуальную, эмоциональную, личностную формы развития.
  • Зависимость от дополнительных факторов. Интенсивность и длительность зависит от материального состояния, социального положения, личных особенностей, условий окружающей среды.

Так ученые психологи поделились исходя из отношения к сущности кризисов. Первые считают, что данное явления рано или поздно случается, и вопрос только во времени. К ним относятся Зигмунд Фрейд, Лев Выготский, Эрик Эриксон. Вторые утверждают данное явление как расхождение личности. К ним относится Сергей Рубинштейн.

Фазы кризиса

Отечественный психолог Л. С. Выготский выделил три фазы в любом кризисе человека. Перечислим и опишем их:

  • Предкритическая фаза. Начинается критическое состояние с тревожного состояния. Сравниваются текущее состояние с идеальными условиями жизни, которые были представлены сознанием. Тревога рождается от незнания пути реализации собственных желаний.
  • Критическая фаза. Тревога растет и перевоплощается в напряженное состояние. Человек начинает подражать идеалу и перенимать элементы из идеального представления. Например, подростки начинают употреблять алкогольные напитки, представляя взрослую жизнь. Дальше в критическую фазу осмысляются внешнее и внутреннее соответствие желаемому результату. Порождаются действия, а не единичные элементы внешнего вида.
  • Посткритическая фаза. В последний этап происходит подведение итогов. Человек либо вклинивается в новую гармонию собственной сущности, либо отбрасывает неудачные попытки. В любом случае он занимает какое-то положение в обществе.

Типы возрастных кризисов

Полную совокупность кризисов человека можно поделить на пять групп: детская, подростковая, молодая, средняя и пожилая. Разберем каждую более подробно.

Детская группа (0 — 12 лет)

К детской относят пять кризисов: новорожденного, одного года, 3 лет, 7 лет, подростковый. Дадим каждому краткую характеристику.

  • Кризис новорожденного (момент рождения — 1 месяц) характеризуется резким желанием проявления самостоятельности. Ребенок плачет и капризничает в целях доказать самобытность. Может сопровождаться резкими эмоциональными всплесками и раздражением.
  • Кризис одного года также описывается резкими действиями ребенка: топот, капризы, выплески эмоций. Часто можно заметить нарушения аппетита и сна.
  • Кризис 3 лет определяется следующей симптоматикой: упрямство, желание не выполнять наставления родителей, протестантство, стремление к деспотизму по отношению ко взрослым. Ребенок с полной серьезностью пытается доказать независимость.
  • Кризис 7 лет характеризуются зарождением первых обоснованных переживаний. Чаще происходят сильные перестройки в мировоззрении и отношении к обществу. Ребенок все больше наблюдает общественную жизнь и сравнивает с собственной. Так причинами бунта могут стать несправедливые по мнению ребенка семейные правила.
  • Подростковый кризис (11–12 лет) считается среди детской группы самым радикальным. Характеризуется стремлением подростка занять собственные позиции в жизни: определить специальность-работу, отношений к семейным ценностям, проявлять собственные особенности. Инструментами становятся самовыражение, самовоспитание и самоутверждения. Подросток в данный период хочет чувствовать самостоятельность.

Стоит отметить, что подростковый кризис обладает самым резким проявлением. Остальные на его фоне можно считать естественными формами детского поведения, которые чаще даже не рассматриваются как кризисы.

Для данной группы характерны общие проявления: негативизм, упрямство и непослушание. Дадим им определения:

  • негативизм — зарождений отрицательных эмоций к окружающим предметам и явлениям;
  • упрямство — стремление заниматься только собственным делом;
  • непослушание — желание поступать против воли родителей.

Подростковая группа (13–19 лет)

К подростковой группе относят кризис юношества. Дадим ему характеристику.

  • Кризис юношества (17–18 лет) характеризуется резкими изменениями в поведении, задумчивостью, переменами в мировоззрении. Юноша или девушка встают перед выбором будущей профессии, семейного положения, политических взглядов. Период взросления сопровождается и гормональными перестройками: активно вырабатываются половые гормоны, влияющие на поведение.

В результате, как правило, образуются следующие качества: вдумчивость, логичность, адекватность, целеустремленность. Дадим определения качествам:

  • вдумчивость — более осознанное отношение к посторонним предметам и явлениям;
  • логичность — выстраивание причинно-следственных связей в собственном поведении;
  • адекватность — соответствие общественным нормам;
  • целеустремленность — выделение собственных целей и следование им.

Молодая группа (20–40 лет)

К молодой группе относят два кризиса: молодости и зрелости. Охарактеризуем данные виды:

  • Кризис молодости (20–30 лет) описывается процессами самоутверждения на рабочем месте и в определенной социальной роли. Таким образом, человек занимает определенную должность, имеет характерные семейные ценности. Вопросы возникают только в верности выбранного пути.
  • Кризис зрелости (33–35 лет) характеризуется анализом собственных достижений. Происходит сравнение желаемых результатов с достигнутыми. Возможна перестройка выбранного курса в сторону исполнения собственных желаний. Иногда данный период сопровождается чувствами сожаления или ущемления собственной личности.

Для данной группы характерно подведение небольших итогов за 20–25 лет выбранной деятельности. Кризисы помогают человеку увидеть соответствие собственным планам и желаниям, а также поменять в жизни настроивший уклад.

Средняя группа (40–65 лет)

К средней группе относят также два кризиса: среднего возраста и поздней зрелости. Дадим характеристики данных видов:

  • Кризис среднего возраста (45–55 лет) характеризуется осознанием упадка сил и красоты. Человек невольно начинает осознавать силу течения времени. Кризис может проявляться достаточно болезненно: чувствами сожаления или неполноценности. В данном периоде могут возникнуть депрессии, усталость от жизни, печальные мысли.
  • Кризис поздней зрелости (55–65 лет) описывается процессами перехода к нормальному состоянию. Человек переживает события прошлого кризиса и постепенно отходит от трудовой деятельности.

Таким образом, для данной группы характерно радикальное подведение жизненных итогов. В зависимости от удовлетворенности запросов личности формируется поведение. При отрицательном варианте возникают негативные чувства, депрессии и сожаления.

Пожилая группа (более 65 лет)

К пожилой группе относят последний и единственный кризис старости. Охарактеризуем его:

  • Кризис старости (старше 65 лет) проходит в глубоких размышлениях прожитой жизни. Пожилой человек может либо признавать неповторимость собственной жизни, либо сожалеть о прожитом периоде зря. По состоянию здоровья он оставляет профессию. Возможно проявление эмоций и чувств в виде ворчливости.

Последний кризис подводит заключительный итог в жизни человека. Чаще он смиряется с результатами и проживает спокойно оставшееся время. Либо в человеке пробуждаются стремления и желания заняться новыми видами деятельности. И он, не теряя надежды, принимается рисовать, петь и даже путешествовать. Чаще исход зависит от посторонней поддержки.

Особенности и преодоление

Подведем итог. Перечислим ряд особенностей течения критического периода:

  • индивидуальность — каждый кризис протекает по-особенному у разных индивидуумов;
  • заметность или незаметность — кризис внешне может быть виден или может быть не виден;
  • рискованность — существуют риски срыва личности;
  • вознаграждение — человек открывает в жизни новые возможности;
  • анализ — человек анализирует результаты собственной деятельности;
  • мотив — критической состояние становиться инициатором иногда необдуманных поступков;
  • эмоциональность и экспрессивность — возможно течение критического состояния с острым выражением эмоций, а также без них.

Способы преодоления критического состояния

Любой кризис — естественный процесс. Если он протекает без вреда личности и окружающем, то лучше его не трогать. Психологи выделяют несколько советов по отношению к людям в критическом состоянии.

  1. Принять реальное состояние. Часто кризис усложняется из-за неприятия действительности. Необходимо принять неизменные элементы.
  2. Не давать каскаду эмоций перерасти в острое эмоциональное состояние.
  3. Обратиться к окружающим людям, к которым есть доверие.
  4. Следить за собственной внешностью.
  5. Оценить жизненное состояние и расставить приоритеты.
  6. Начать двигаться потихоньку в сторону положительных эмоций.
  7. Найти способ выпускать застоявшиеся чувства и эмоции без вреда себе и окружающим.
Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту