29.07.2024
#Психология
42

Определение, значение и функции игры

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Понятие игры
  2. Функции игры
  3. Структура игры
  4. Классификации игры 
  5. Определения элементов игры и ее влияние на дошкольников
  6. Психологическое благополучие и стрессоустойчивость через игру
  7. Риски и негативные аспекты игровой деятельности
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

В данной статье разбираем подробно игровую деятельность. Дети начинают познавать мир через игру. Она заключается в подражании взрослым, ролевым играм с отражением элементов взрослой жизни или активности на свежем воздухе. Через игровую деятельность ребенок развивается физически, психологически и эмоционально. Но действительно ли, что понятие «игра» характерна только для детей. Какое происхождение и что обозначает данный термин: разбираемся по порядку.

Понятие игры

Обратимся к исторической справке, а затем к научному определению термина.

История создания термина «игра»

Первое время, Карл Гросс — немецкий психолог начинает разбираться в детских играх и составляет подробную их классификацию в собственных трудах. Далее определение игровой деятельности пытается дать Павел Блонский, русский психолог. Он определяет ее, как совокупность действий, воспроизводимых ребенком для развития и познания. И наконец, Данил Борисович Эльконин отделяет игровую деятельность от остальных терминов и понятий. Он определял ее как специальную детскую деятельность.

И затем, в более позднее время психологи выдают научное и совершенное определение игровой деятельности.

Определение игры

Определение Игра — совокупность действий человека, направленная на познание мира, формирование физических навыков, освоение культурно-исторической информации. Он может иметь вид физической активности, интеллектуального соревнования или, например, занятия на логику.

Функции игры

Разберем и охарактеризуем основные функции игры:

  • развлечение — по большому счету, подразумевается получение удовольствия и испытание положительных эмоций;
  • коммуникация — формирование навыков общения, адаптация в общественных кругах, преодоление пороков в общении;
  • самореализация — достижение собственных целей и реализация желаний, идей, мечтаний;
  • терапия — позволяет чувствовать себя лучше, то есть помогает быстрее излечиться от недугов;
  • диагностика — проведение анализа предметов, явлений и посторонних людей;
  • коррекция — исправление ошибочных суждений, изменение полученной информации ранее;
  • социализация — формирование благоприятной общественной атмосферы. 

Структура игры

Обратимся снова к теории Эльконина и выделим пять уровней структуры игровой деятельности: роли, действия, предметы, взаимоотношения и сюжет. Разберем каждый уровень более подробно:

  • игровые роли — определение состава персонажей перед началом игры и распределение действий, которые персонажи будут обязаны выполнить, а также возможно копирование ролей из взрослой общественной жизни;
  • игровые действия — деятельность персонажей, которые становиться двигателем внутреннего сюжета, подражание действий на основе увиденного из социума;
  • игровые предметы — окружение и вспомогательные инструменты игры, которыми пользуются персонажи при переживании событий внутреннего сюжета;
  • взаимоотношение детей — игровая деятельность задействует не только одного ребенка, но и окружающих детей; собирается компания с распределенными ролями, персонажами, действиями и предметами;
  • игровой сюжет — становиться высшим уровнем структуры и подразумевает общий план действий, которые будут выполнены персонажами.

Таким образом, можно проследить внутренний сюжет в любой игре ребенка, если хорошенько присмотреться. Также можно заметить разделение ролей, предметов и действий.

Классификации игры 

Разберем два варианта классификаций в зависимости от возрастных групп. Выделим теории Эльконина и Михайленко. Согласно теории Эльконина можно поделить игры на три группы:

  • предметно-манипулятивная игра — основные действия заключаются в подражании и отражении действий и состояний окружающих;
  • сюжетно-ролевая — заключается в формировании понимания устройства и общества и общественных связей;
  • игра с правилами — строгий вариант, с распределением полномочий между участниками и персонажами.

Способы игры также поделил и Н. Я. Михайленко на три варианта:

  • действия с предметами и условиями;
  • распределение ролей между персонажами и участниками;
  • развитие сюжетной линии персонажей.

Таким образом, разделение происходит на основании содержания игры. Обычно принято выделять игры с одним главным внутренним сюжетом или рядом сюжетных линий, распределением ролей и обязательств, а также определением условий и предметов.

Определения элементов игры и ее влияние на дошкольников

Дадим два определения элементов игры: ролевые игры и игровой процесс.

Определение Ролевая игра — вид игровой деятельности, характерный для детей дошкольного возраста, включающий распределение предметов окружающего мира, распределение и отражение общественных ролей, а также формирование внутреннего сюжета.

В такой игре дошкольники осваивают виды отношений в обществе, общественные профессии, социальные явления и процессы.

Данный вид игры становиться пробной версией полноценной взрослой жизни.

Определение Процесс игры — важнейший компонент игровой деятельности, нежели получение определенного результата.

Дошкольники играют ради получения эмоций и веселого проведения времени. В побочных эффектах можно указать получение физических умений, освоение теории окружающего мира и общества.

Игры в дошкольном возрасте заключаются в основном в подражании и отражении. Дети активно выбирают и демонстрируют роль, увиденную собственными глазами или услышанную из слухов.

В ходе игровой деятельности ребенок также учиться концентрироваться на предметах и явлениях, то есть улучшать внимание.

Психологическое благополучие и стрессоустойчивость через игру

Разберем психологическое влияние игровой деятельности на ребенка:

  • освоение отношений между людьми в обществе;
  • формирование четкой причинно-следственной связи у действий;
  • определение понятий нравственности;
  • формирование мотивации на выполнение определенных действий и достижения целей;
  • освоение новых видов деятельности.

Риски и негативные аспекты игровой деятельности

Отметим два негативных последствия игровой деятельности. Ребенок может разглядеть отрицательную общественную роль и аморальное поведение в обществе. А затем начать его копировать. Родителям и воспитателям необходимо контролировать ребенка и корректировать его восприятие окружающего мира.

Также отметим, что не исключен вариант концентрирования только в игровой деятельности. Остальной формы познания могут стать просто неинтересными. 

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту