02.07.2024
#доклад
#конференция
42

Основные сведения о вербальном и невербальном методе общения

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Определение вербального и невербального общения
  2. Особенности вербальных средств общения
  3. Особенности невербальных средств общения
  4. Отличия вербального и невербального общения
  5. Взаимодействие вербальных и невербальных средств
  6. Влияние вербальных и невербальных средств общения на человека
  7. Значение вербального и невербального общения в различных сферах жизни

В этой статье мы разберем вопросы вербального и невербального средства общения. Начнем с вербального, его еще называют знаковым, так как данный вид коммуникации производится с помощью слов. Современные люди, по подсчетам ученых, способны ежедневно произносить до 30 тыс. слов.

Основные сведения о вербальном и невербальном методе общения

Фото: https://pixabay.com/

Но не всегда можно добиться своей цели посредством языка и речи. Порой нужно подключать тело, движения, жестикуляцию и т.д. В этот момент человек переходит на уровень невербального общения.

Определение вербального и невербального общения

Определение Вербальное общение — это словесное взаимодействие людей, оно может проявляться как в устной форме, так и в письменной. Посредством словесного общения проще обмениваться информацией, эмоциями, идеями. Насколько выраженной будет речь, зависит от применяемых слов, синтаксиса, грамматики, словарного запаса. Вербальное общение может проявляться по-разному, быть прямым, косвенным, формальным и неформальным, иметь различный тон и тональность.

Определение Невербальное общение подразумевает передачу информации не вербальным методом, а другими действиями. Невербальные коммуникации направлены на дополнение речи или на ее замену. Здесь присутствует язык тела, что сравнимо с действиями животных. Это мимика, жесты, позы, прикосновения. Они передают определенную информацию, поэтому не стоит пренебрегать данным форматом общения. К невербальному посылу в том числе относится запах человека (естественный и парфюм), внешний вид, поставленный голос, умение двигаться. Все эти навыки могут привлечь на свою сторону или. напротив, отдалить собеседника.

Особенности вербальных средств общения

Вербальное общение имеет ряд характеристик, определяющих понятие:

  1. Преобладает в формальных условиях общения.
  2. Дает возможность получать прямую обратную связь.
  3. Связано с языком и диалектом.
  4. Подходит для передачи сложных идей.
  5. Выражает эмоции словами.
  6. Слова в вербальном общении могут быть устными и передаваться письменно.
  7. Дает точные и подробные сведения.

Могут возникать барьеры фонетического, смыслового, логического или стилистического плана.

Категории вербального общения

К ним относятся:

  • Устная речь. Она считается самым распространенным средством коммуникации. Ее преимущество в гибкости, это самый быстрый метод распространения информации. 
  • Письменная речь. Имеет преимущество в сравнении с устной речью в том, что перед передачей информации есть больше времени, чтобы ее обдумать и точнее сформулировать свои мысли. Если говорить о деловой практике, то там преобладает письменная речь. 
  • Дактильная речь. Применяется людьми со слуховыми нарушениями и именуется ручной азбукой. Если быть точнее, дактильная речь — это язык жестов. К похожему принципу относят Азбуку Морзе.

Категории вербального общения

Фото: https://pixabay.com/

Не стоит полагать, что в устном и письменном общении применяется лишь литературный язык. Нередко в таких диалогах и монологах присутствуют диалекты и сленг. Но если человек хочет научиться адекватно выражать мысли, придется следовать общепризнанным правилам вербального общения:

  1. Выражать свои мысли точно и содержательно.
  2. Предложения должны быть ясными и доступными.
  3. Соблюдение культуры разговора.
  4. Делать акцент на четкости произношения.

Особенности невербальных средств общения

В основе невербального общения лежит кинесика, выраженная в чувствах и эмоциях. Это прежде всего:

  • мимика;
  • пантомимика;
  • жесты.

Определение Мимика – при ней задействованы лицевые мышцы, выступающие главным мерилом чувств человека. По уверениям ученых, если при разговоре не задействована мимика, то собеседник теряет 10-15% информации. А в специализированной литературе описывают до 20 тысяч видов мимических движений. В выражении лица принято насчитывать 6 базовых эмоциональных окрасов: грусть, удивление, радость, страх, неприязнь и гнев. Основная роль отводится бровям и рту.

В том, как человек смотрит, кроется определенная информация, так как взгляд может говорить о следующем: 

  • Деловой взгляд сфокусирован в районе лба.
  • Социальный – собеседник смотрит на треугольник в области глаз и рта.
  • Если на вас смотрят ниже лица, ближе к уровню груди, то можно говорить об интимном взгляде.
  • Уверенность собеседника может проявляться прямым взглядом в глаза оппоненту. Агрессивная окраска отсутствует.
  • Если человек постоянно отводит глаза и боится встретиться взглядом с собеседником, можно предположить, что он что-то скрывает.

 Особенности невербальных средств общения

Фото: https://neuralwriter.com/

Пантомимика включает походку, позы во время общения, осанку и общую моторику тела. К примеру, походка человека может дать информацию о здоровье, возрасте человека и его характере. 

Жесты проявляются движением верхних конечностей и головы. С давних времен они служат методом в достижении взаимопонимания людей. Сегодня ученые даже составляют словари в данном направлении. 

Информация по жестикуляции достаточно изучена. Жестикуляция зависит от нации человека, культурной среды, менталитета и места проживания. 

К примеру, Андрей Мирошниченко в своем произведении «Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения» говорит, что у иностранцев свое отношение даже к личностному пространству. Жители Дальнего Востока всегда держатся на расстоянии от собеседника, тогда как американцы в силу своей привычки, стремятся сократить данную дистанцию. 

Подобная ситуация происходит с жестами и позами. У американцев вполне допустимо стоять к собеседнику боком. В остальных странах данная поза вызовет означает неуважение к другому человеку.  

Частота и интенсивность жестикуляций также зависит от эмоционального состояния в момент беседы. Нередко посредством телодвижений человек пытается достичь полного понимания у партнера.

Жесты также делятся на различные виды:

  1. Модальные – оценивают собеседника и строят с ним отношения.
  2. Коммуникативные – выражаются в приветствии, прощании, обращении на себя внимания, указании на запрет чего-либо, отрицании, утверждении.
  3. Описательные – обретают смысл лишь в контексте конкретного высказывания.

Стоит выделить и интонацию, как проявление невербального общения. Однако многие ученые по сей день не определились к какой категории ее отнести. Так как паузы в речи случаются неосознанно, считается что интонация все-таки внутренний невербальный посыл в общении.

Невербальные средства общения

Фото: https://ru.freepik.com/

Положение тела – еще один способ невербального общения. Меняя позы при разговоре, человек показывает свое внутреннее отношение к ситуации.

Даже вегетативные кожные изменения и интенсивность дыхания могут нести невербальную информацию о собеседнике. 

Отличия вербального и невербального общения

Используя речевые средства общения, человек как правило продумывает их предварительно. Невербальное применяется зачастую бессознательно и расшифровывается с помощью интуиции. К примеру, встретив знакомого, мы машем ему рукой. Это делается с целью привлечь к себе внимание. Данному жесту нет определенного «перевода», человек просто понимает, что его зовут. Такие действия отличаются от языка жестов, используемых для глухих людей. В них зашифрован конкретный словесный посыл. Поэтому дактильная речь относится к вербальным средствам общения.

Невербальные коммуникации считаются наиболее искренними. Речь держать под контролем легче, мимику – не просто. Лишь крайне выдержанным и опытным в плане выражений лица и жестов людям удается с этим справиться.

Постараемся выделить основные различия вербального и невербального общения в виде таблицы:

Отличия вербального и невербального общения

Фото: psiola-center.ru

Взаимодействие вербальных и невербальных средств

Через невербальное общение лучше происходит обратная связь. По поведению оппонента возможно догадаться, как восприняли вашу речь и при необходимости поменять модель поведения. Вот почему неречевая коммуникация позволяет лучше организовать диалог и добиться взаимопонимания собеседников.

Вербальное и невербальное общение одинаково важны в момент разговора. Да, природа наградила нас голосом, но насколько окрашена будет речь при общении, зависит от самого человека. Если вы научились менять тон голоса, имеете хороший словарный запас и кругозор, а в нужные моменты подключаете невербальные способы общения, это гораздо эффективнее, бодрее, коммуникабельнее и приятнее для собеседника, чем монотонность и слабый окрас речи.

Влияние вербальных и невербальных средств общения на человека

Вербальное средство общения выражает чувства, мышление и волеизъявление говорящего, считаясь наиболее важным способом коммуникации.

Влияние вербальных и невербальных средств общения на человека

Фото: https://neuralwriter.com/

Использование языка предполагает выполнение ряда функций:

  1. Конструктивная функция – язык выступает средством формирования мыслей, с его помощью они «материализуются» и выражаются в звуковой форме. 
  2. Коммуникативная – язык выступает как основное средство общения. Функция позволяет человеку полноценно общаться с себе подобными.
  3. Аккумулятивная функция – она подразумевает сбор и хранение информации. Полученные знания человек хранит и в последующем распространяет дальше. 
  4. Контактоустанавливающая – язык способствует установлению контакта с другими людьми.
  5. Эмоциональная – используя речь, мы проявляем свои чувственные и эмоциональные возможности.
  6. Познавательная – язык выражает деятельность сознания человека, большинство сведений о мире люди получают вербальным способом.

Язык социален, на протяжении развития общества он формировался в определенной социальной среде. Национальные языки развились в далеком прошлом и вобрали в себя исторические знания этноса, его культуру, традиции, экономику и географические данные. Так, у народа саамов, проживающего в северной части Финляндии и Норвегии более 100 определений снега и льда, у эскимосов более 500. А у киргизов имеется более 10 слов, определяющих возрастные группы лошадей.

К функциям невербального общения относятся:

  • Возможность воздействовать на собеседника.
  • Передача информации.
  • Подача себя (того, кто передает информацию).

Данные сигналы могут быть сознательными и бессознательными, связанными с психическим состоянием человека.

Значение вербального и невербального общения в различных сферах жизни

Общение выступает основным атрибутом человеческой жизни. И вербальное, и невербальное общение одинаково важны, так как они способны считывать свой код информации и помогают оценивать ситуацию в целом. 

Неречевое общение приходит на помощь в ситуациях, когда вербальное общение невозможно. К примеру, с иностранцем или с человеком со слуховыми проблемами. Тогда на помощь приходит язык жестов. Что интересно, в Новой Зеландии такой язык считается вторым официальным. Здесь англоязычные граждане таким способом общаются с народами маори, коренными жителями, которые не всегда согласны учить английский язык.

Значение вербального и невербального общения в различных сферах жизни

Фото: https://ru.freepik.com/

Владея навыками внеречевого общения, можно легко наладить контакт с животными. Наблюдая за собаками и кошками, по их расположению хвоста легко определить настроение питомца. Если смотреть пристально на животное, оно расценит это как опасность и может начать действовать. 

При помощи вербальных и невербальных средств общения можно как расположить к себе человека, так и настроить против себя. 

При разговоре мысли преображаются в соотношение языковых знаков в виде слов, морфем, словосочетаний и предложений. Задача слушателя принять сообщение, проанализировать, осмыслить и показать реакцию на сказанное. С таким механизмом человек сталкивается ежедневно в беседе с людьми, при чтении книг, выступая в качестве оратора перед публикой или просто думая о чем-то. 

Невербальное поведение собеседника позволяет раскрыть внутренний мир, сформировать психическое содержание беседы и совместной деятельности. Если вербальное поведение способно приспосабливаться к внешним факторам, язык тела в этом случае оказывается менее «пластичным». То есть поза человека, его мимика, интонация, взгляд, жесты и пространственное расположение могут выражать истинное отношение человека к сложившейся ситуации.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!