30.08.2024
#доклад
#конференция
42

Понятие о характере. Концепции характера. Диагностика характера: причины изучения характера

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Понятие характера
  2. Классификация типов характера
  3. Как формируется характер личности
  4. Диагностика характера

Понятие характера

Характер человека проявляется социумом и часто им же определяется. Как совокупность стойких, почти не поддающихся изменению свойств личности, он является визитной карточкой человека. Демонстрация характера позволяет произвести впечатление, люди стараются показывать лучшие стороны и скрыть худшие. Психологи считают, что желание обрести внимание со стороны окружения становится толчком для появления у личности стремления к демонстрации характера. 

Определение «характера» и понимание его формировалось на протяжении десятков лет. Вначале проводилась аналогия между характером и личностью. Понятия уравнивались. Но современная психология подобное считает неверным, хоть и признает характер основой личности. Отрицание возможности проведения параллели связано с неверным определением содержательной части термина в прошлом. Так, характером считались и проявления психических процессов, состояний, что на современном этапе развития психологии считается неверным.

Структура характера и его свойства. Понятие о чертах характера

Характер состоит из черт, выражающих цели и эмоции. Целевые черты проявляются в ситуациях, требующих от индивида принятия решений, реализации потребностей. Формирование их происходит под влиянием социальной среды — семьи, друзей, коллектива в школе, университете, на работе. На характер влияет выбор профессии. Одни профессии требуют от человека проявлять больше эмоций и свободы действий, другие, наоборот, ограничивают эти проявления. От певца требуются раскованность, улыбчивость, готовность общаться с множеством людей, делиться чувствами и переживаниями. Сотрудник милиции должен быть собранным, серьезным, проявление чувств и эмоций часто мешает его работе.

Содержание характера формируется под влиянием социума и определяет ориентиры, которым человек следует в жизни, потребности в материальном и духовном, идеалы, воззрения. В зависимости от характера человек проявляет такие особенности личности, как:

  • общительность или замкнутость;
  • правдивость или лживость;
  • ответственность или халатность;
  • лень или трудолюбие.

То, как личность относится к себе и собственности тоже является проявлением характера. Для характеристики человека достаточно пройтись по структурным элементам характера: направленности, убеждениям, умственным особенностям, эмоциям, воле, темпераменту. Характер по своей структуре полный, целостный, в нем присутствует определенность.

Характер проявляется в отношении человека к себе и окружающему миру. Свойства его могут быть глобальными и локальными. Общие или глобальные свойства влияют на обширную сферу жизни человека. Их наличие заставляет личность проявлять:

  • неуверенность или самоуверенность;
  • дружелюбие или враждебность;
  • сознательность или импульсивность;
  • стабильность или тревожность;
  • ригидность или гибкость интеллекта.

Локальные или частные свойства проявляются в определенных ситуациях, человек не всегда подозревает об их существовании. Например, о том, что являешься смелым или трусливым до наступления момента, когда необходимо проявить это свойство характера, можно не знать. К частным свойствам также относят:

  • общительность;
  • замкнутость;
  • желание проявлять лидерские качества;
  • демонстрация подчинения;
  • оптимизм;
  • пессимистический настрой;
  • доверчивость;
  • недоверие;
  • деликатность;
  • грубость.

Перечисленные черты характера объединены в группы. Первую группу составляют черты, что направлены на самого человека. Личность может быть самоуверенной, скромной, самолюбивой, требовательной, критичность. Вторая группа — отношение к окружающим. Выражает ли человек грубость, проявляет ли вежливость, безразличен, чуток, альтруист, жестокий, добрый. Третья группа черт — отношение к работе. Проявляется в трудолюбии или лености, организованности и неорганизованности, пассивности и активности. Четвертая группа — отношение к собственности личной и общественной. Это такие свойства, как бережливость, аккуратность, скупость, экономность. 

Классификация типов характера

Классификация типов характеров обширна. Разрабатывалась на протяжении десятилетий. Наиболее известной и ранней считается типология Кречмера, связавшего характер с типом телосложения. Но современная психология, говоря о типе характеров, исходит из теорий, разработанных З. Фрейдом, К. Хорни, Э. Фромом и другими. Фрейд классифицировал характер в зависимости от стадии, на которой находится психосексуальное развитие человека. Хорни видел зависимость между типом характера и отношением к окружающим. Фромм считал, что тип характера определяет отношение личности к жизни, обществу и ценностям. Классификация типов характера производится, исходя из предположений о раннем формировании человека, знаний о том, что черты личности, проявляющиеся в виде характера, не случайны. Пример типов характера по Кречмеру:

  1. Чрезмерно худые люди, среднего или высокого роста, лишенные жира в области живота с тонкими и узкими плечами называются астениками. Их тип характера — шизотим. Шизотимы, как правило, характеризуются замкнутостью, интроверсией, склонностью к абстрактному мышлению и аналитическим способностям. Они часто погружены в свои мысли и фантазии, предпочитают одиночество или общение в узком кругу людей, а не в больших компаниях.
  2. Люди с плотным телом, среднего роста, массивным животом, склонные к ожирению — пикники. Их тип характера — циклотим. Циклотимы часто проявляют открытость в общении, жизнерадостность и склонность к активному участию в социальной жизни.
  3. Человек среднего или высокого роста с подтянутым упругим животом — атлетики.  Их характер называется иксотим. Такие люди обычно отличаются невысокой эмоциональной активностью и более спокойным, размеренным подходом к жизни. Они менее подвержены резким сменам настроения и, как правило, ведут себя сдержанно в различных ситуациях.

Существует и иная классификация. Например, Фромм убеждал, что все люди обладают рецептивным, эксплуатирующим, накапливающим, рыночным или продуктивным типом характера. Человек с рецептивным типом является убежденным пессимистом, всегда находится в положении зависимого, почти не способен на принятие самостоятельных решений. Эксплуатирующий тип предпочитает получать от жизни желаемое, легко ставит и достигает целей. Накапливающий тип старается приобрести некоторое количество различных благ. Рыночный тип оценивает себя и других как товар, имеющий конкретную ценность. Личности с продуктивным типом характера обладают творческой жилкой, независимы, честны и спокойны, склонны работать на благо общества.

Как формируется характер личности

Характер формируется под влиянием окружающего человека социума. Твердый или слабый, зависимый или угнетатель — все зависит от воспитания, окружения и воздействия общества. Зачатки характера формируются в детстве. Но на протяжении всей жизни характер меняется. Во взрослом возрасте значительную роль в формировании характера занимает самовоспитание.

Многое в формировании себя зависит от осознания, умения ставить цели и достигать их, желаний. Если говорить об этапах, следует выделить:

  1. Новорожденность. От 0 до 1 года то, как ведет себя младенец, зависит от общения с родителями, прежде всего, матерью. Общение является определяющей силой, за счет которой происходит формирование личности.
  2. Младенчество, включая дошкольный возраст. В этом возрасте закладываются такие свойства, как доброта, эгоистичность, отзывчивость, замкнутость, общительность.
  3. Младший школьный возраст. На формирование характера начинают влиять не только родители, но одноклассники, учителя.
  4. Подростковый период. В 11–15 лет закладывается такое важное свойства как воля.
  5. Юность. До 19 лет происходит формирование взглядов на мир. Юные люди старательно познают мир.

В дальнейшем значительные изменения в характере произойдут при выходе на работу, после создания семьи, рождения ребенка. Многое будет зависеть не от окружения, а от самовоспитания.

Для чего необходимо изучать характер в психологии?

Психология изучает характер человека с целью предсказания его действий и поступков. Также знания о характере помогают психологам понять, как именно можно помочь человеку в трудной ситуации.

Черты характера являются не постоянными, изучение этого свойства личности представляет собой непрерывный процесс.

Диагностика характера

Диагностика характера — это процесс оценки и выявления ключевых черт личности, особенностей поведения, эмоциональных реакций и психических установок человека. Этот процесс может быть полезен для лучшего понимания личности, прогнозирования поведения в различных ситуациях и определения подходящих методов психологической или психотерапевтической работы.

Существует несколько подходов и методов диагностики характера:

  • Психологические тесты и опросники
  1. Опросник 16PF (Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттела). Этот тест оценивает 16 основных черт личности, таких как эмоциональная стабильность, общительность, чувствительность и др.
  2. MMPI (Миннесотский многофазный личностный опросник). Один из самых известных и широко используемых опросников для диагностики различных аспектов личности и психических состояний.
  3. Опросник Айзенка (EPQ). Этот тест определяет три основные черты личности: экстраверсию-интроверсию, нейротизм (эмоциональную стабильность) и психотизм.
  • Проективные методики
  1. Тест Роршаха. Оценивает эмоциональные и личностные характеристики на основе интерпретации аморфных чернильных пятен.
  2. Тематический апперцептивный тест (TAT). 
  3. Методика Люшера. Определяет эмоциональное состояние и психофизиологические особенности личности на основе выбора цветов.
  • Интервью и беседы
  1. Клиническое интервью. В ходе беседы с психологом или психотерапевтом выявляются ключевые черты характера, эмоциональные реакции, установки и модели поведения. Этот метод помогает создать целостную картину личности пациента.
  2. Анализ биографии. Рассматриваются важные события жизни, отношения с близкими, карьерный путь и другие аспекты, чтобы выявить закономерности и характерные черты.
  • Наблюдение
  1. Психологическое наблюдение. Специалист наблюдает за поведением человека в различных ситуациях, чтобы оценить его реакции, социальное взаимодействие, эмоциональные проявления и поведенческие паттерны.
  2. Социально-психологическое наблюдение. Оцениваются межличностные отношения, социальная адаптация и роль в коллективе.
  • Анализ результатов деятельности
  1. Анализ письменных работ. Сочинения, письма, дневники могут быть использованы для анализа ценностей, мировоззрения и эмоциональных состояний человека.
  2. Анализ рисунков. Использование методик типа «Дом-Дерево-Человек» (ДДЧ) позволяет выявить внутренние конфликты, тревоги и ключевые особенности личности.
  • Компьютерные методы диагностики
  1. В последние годы активно развиваются компьютерные программы и приложения для диагностики характера, которые базируются на классических методиках и опросниках. Они обеспечивают более быстрый сбор данных и автоматический анализ результатов.

Диагностика характера — это комплексный процесс, который может включать в себя использование различных методов и подходов для получения наиболее полного и точного представления о личности. Результаты диагностики могут быть использованы для разработки индивидуальных рекомендаций, психотерапевтических стратегий и профессиональных рекомендаций. Важно помнить, что диагностику характера должен проводить квалифицированный специалист, так как интерпретация данных требует профессиональных знаний и опыта.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!