Рады, что вам понравилась статья 😊
Определение №1 Познавательные процессы — это психические процессы, от которых зависит поступление, хранение и репродукцию данных.
Если мы говорим о интеллектуальных способностях, то имеем в виду познавательные, или когнитивные процессы. В раннем детстве они используются непроизвольно, в школьные годы происходит их формирование и осознанное использование.
Психика является сложнейшей структурой, обеспечивающей получение, анализирование и воспроизведение данных. От психики зависит поведение и внутренний мир. Благодаря когнитивным процессам обеспечивается связь сознания с окружающим миром.
Когнитивные процессы протекают в сером веществе головного мозга. Оно же обеспечивает высшую нервную деятельность. Это отличительная черта деятельности головного мозга человека.
Расстройство протекания когнитивных процессов делает человека неполноценным. Даже из-за легкой стадии олигофрении человек не может быть полноценным членом общества. Из-за серьезных нарушений интеллектуальных процессов становится недоступной осмысленная деятельность; такие люди нуждаются в постоянном уходе.
Центры большинства рассматриваемых процессов располагаются в «новой коре», расположенной в верхнем слое полушарий мозга. Они выполняют такие функции:
От функций когнитивных процессов зависит уровень интеллекта. Они имеют определенную структуру и состоят из таких последовательных этапов.
Фото: Познание мира, DALL-E
Различают низшие и высшие психические процессы. К низшим относятся ощущение, восприятие и представление. Они бывают не только у человека. У животных они являются высшей стадией познания. У Homo sapiens они обеспечивают поступление всех видов информации.
К высшим когнитивным процессам относят мышление, воображение, речь, творческая работа. Они бывают только у человека, организуются под влиянием сознания.
Внимание, способность запоминать находятся особняком и свойственны всем живым существам. Они являются вспомогательными для всех познавательных функций.
К специфическим процессам относят ощущение, восприятие, ощущение, мышление. На основании этих процессов формируются знания человека о себе и о всем, что его окружает.
К неспецифическим (универсальным) процессам относят память, внимание, воображение, волю. Они обеспечивают все психические процессы. Поэтому психологи называют их универсальными.
Рассмотрим познавательные процессы более детально.
Определение №2 Восприятие — это процесс обработки данных, поступающих из органов чувств; чувственное познание мира.
Фото: Восприятие, DALL-E
Познание начинается именно с восприятия (перцепции). В необработанном виде ощущения не осознаются. Перцепция дает возможность отражать мир в целости. Как и ощущения, имеет кратковременный характер.
Рассматриваемый психический процесс невозможен без органов восприятия. Следовательно, от него зависит создание соответственных образов. Слух и зрение изучены психологами лучше всего. Кроме пяти простейших, человеку знакомы и другие виды восприятия:
Перцепция связана с анализом и синтезом. Поначалу мозг закрепляет воздействие на анализатор, а затем анализирует его и дифференцирует с уже запомнившимся образом. Так создается новый образ. Также перцепция связана с общим психоэмоциональным состоянием человека. При различном настроении одинаковые объекты воспринимаются по-разному. Чем богаче чувственный опыт, тем сложнее будет восприятие, и наоборот.
Определение №3 Память — разновидность психического отражения, состоящая в закреплении, сохранении, репродукции опыта, приобретенного в прошлом. По характеру мозговой деятельности различают двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память. Высшей является память на слова, символы.
Фото: Память, DALL-E
По целям различают произвольную и непроизвольную память. Произвольное запоминание требует соответствующего внимания, а потому оно происходит избирательно. Непроизвольное запоминание происходит без усилий. Большинство того, с чем сталкиваемся мы всю свою жизнь, запоминается непроизвольно.
По способу запоминания память бывает механической и осмысленной. Механическое запоминание (зазубривание) происходит без осмысления логической цепочки между частями научного материала. Оно требует многократного повторения. Наоборот, осмысленная деятельность основывается на понимании логических связей материала.
По продолжительности различают такие виды памяти.
Определение №4 Мышление — это умственный процесс, опосредованный и обобщенный способ отражения мира с использованием внутренней речи.
Мышление — это один из видов высших когнитивных функций, которое оперирует обобщенными образами, понятиями. Результат этого процесса — получение новых знаний. Этот процесс невозможен только с помощью органов чувств. Мышление основано на логических операциях. Результатом мышления является понимание.
Психологи выделяют такие уровни мышления.
У взрослых задействуются все 3 мыслительных уровня. У дошкольников и младших школьников работает первый уровень. У подростков задействуется еще и наглядно-образное мышление.
Определение №5 Ощущение — это отражение органами чувств внешней среды посредством внутренних или внешних раздражителей, поступающих с сенсорных систем при участии ЦНС.
Фото: Ощущение, DALL-E
Это наиболее примитивный когнитивный процесс, состоящий из восприятия органами чувств различных сигналов. Благодаря им мы знаем о температуре, цвете, размерах предметов, вкусе, запахе и проч. Ощущения непродолжительны и пропадают, когда прекращается непосредственный контакт рецептора с объектом.
Обычно мы ошибочно думаем, что у Homo Sapiens пять ощущений. Однако они делятся на 3 группы.
Человек и животные имеют различные ощущения. Так, рыбы с помощью боковой линии ощущают перемещение воды. Многие животные могут видеть ультрафиолетовое излучение.
Определение №6 Воображение — способность к созданию, построению представлений, образов, идей, которые ранее не воспринимались или не могут восприниматься с помощью органов чувств.
Благодаря воображению в мозге появляются новые образы. Поэтому психологи говорят, что воображение — это основа для творчества. Оно свойственно только человеку: его нет даже у шимпанзе. Воображение создает внутренний мир и, не являясь полным отображением мира внешнего, может быть задействовано для его преобразования.
Воображение — закономерный этап развития психики. В то же время с помощью этого психического процесса человек смог отделиться от природы и создать свой внутренний мир.
Создаваемые воображением образы никогда не соответствуют действительным. Продуцируемые образы различаются, в результате чего психологи выделяют такие типы воображения.
Определение №7 Речь — система обмена информацией с помощью знаковых систем. Это важный инструмент познания. Она организует человеческое познание и способствует логическому мышлению.
Речь относится к высшим познавательным процессам. Она свойственна не только человеку: высшие приматы могут общаться между собой с помощью системы жестов или символов. Шимпанзе владеют достаточными интеллектуальными способностями, позволяющими овладеть речью. Однако строение их артикуляционного аппарата исключает это.
Определение №8 Внимание — это способность концентрироваться на предметах, явлениях, внутренних процессах. Без внимания мы не можем воспринимать. Это вспомогательный процесс, способствующий другим когнитивным функциям.
Различают непроизвольное и произвольное мышление. В случае непроизвольного внимания человека будет привлекать какой-то яркий и необычный образ. Сосредоточение происходит «самопроизвольно». В случае же произвольного внимания сосредоточение является целенаправленным. Объекты становятся значимыми в зависимости от целей трудовой, учебной деятельности. Например, произвольного внимания требует сложный учебный, научный материал, производственный процесс.
Внимание влияет на избирательность сознания. Оно также формирует нашу индивидуальность. К примеру, необычное кулинарное блюдо по-разному будут воспринимать художник, кулинар и торговый представитель. Первый обратит внимание на внешний вид, а второй — на питательные характеристики. А торговый представитель будет думать о его стоимости в заведениях общепита.
Для диагностики когнитивных процессов разработаны различные тесты и методики. Для детей дошкольного возраста применяются такие тесты:
Детям школьного возраста предлагается тест «20 слов» (с целью оценки способности к запоминанию), «Сравнение понятий».
Для диагностики познавательных процессов взрослых применяются такие методики:
и другие. Часто тестируемому предлагают объяснить переносный смысл метафор, пословиц, решить арифметические задачи и проч.
Познавательные процессы — важнейший компонент психической деятельности. С их помощью человек получает, обрабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире. Все познавательные процессы тесно связаны и формируют сложное восприятие мира. Нарушение одного из них отрицательно сказывается на психическом развитии и может быть симптомом психического заболевания.