25.07.2024
#доклад
#конференция
42

Психоанализ Зигмунда Фрейда: история, основные понятия, структура психики, метод психотерапии

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Что такое психоанализ
  2. История возникновения психоанализа
  3. Фрейд и теория психоанализа
  4. Вклад Фрейда в психологию
  5. Как Фрейд представлял себе устройство психики?
  6. Аффекты в психоанализе
  7. Базовые идеи психоанализа по Фрейду
  8. За что критикуют Фрейда и его теорию?

Что такое психоанализ

Определение №1 Психоанализ — психологический подход к изучению личности, психопатологии, способ терапии личностных расстройств, целью которого является исследование бессознательных мыслей, чувств человека. 

История возникновения психоанализа

Психоаналитическое направление появилось на рубеже XIX‐XX веков. Его создателем был З. Фрейд. Он более сорока лет изучал бессознательное, что позволило ему создать первую теорию личности.   

Все началось с того, что Фрейд заинтересовался бессознательным. В работе с нервнобольными пациентами он заметил, что симптомы так называемой «истерии» не связаны с физиологическими отклонениями. Тогда З. Фрейд стал искать другой способ лечения. Вначале его заинтересовал гипноз. 

Ученый увидел, что состояние больных улучшалось, когда они узнавали о реальных источниках своих проблем с помощью гипноза.

Именно гипнотерапия использовалась в случае с пациенткой, которая стала точкой отсчета в развитии психоанализа. Он известен под названием «Случай фрейлейн Анны О.». У женщина наблюдался ряд соматических симптомов: паралич, потеря памяти, умственные расстройства, тошнота, нарушения зрения и речи. Впервые симптоматика появилась, когда Анна О. стала ухаживать за умирающим отцом. Именно в состоянии гипноза больная вспоминала переживания, считавшимися отвратительными. Обсуждение этих травмирующих переживаний в гипнотическом состоянии приводило к улучшению здоровья. 

Изучая данный случай, Фрейд впервые столкнулся с катарсисом, лечебной беседой, с переносом и конторпереносом. Все это стало переходом к психоанализу.

Однако, метод гипнотерапии не всегда давал стопроцентный результат. Частичные выздоровления пациентов не устраивали Фрейда. Кроме этого, он заметил, что больные ощущают эффект от терапии и без гипноза. Поэтому З. Фрейд отказался от гипноза и разработал метод свободных ассоциаций: пациент говорил все, что первым приходило в голову. Он также заметил закономерность: чаще всего болезненные переживания пациентов были связаны с сексом. Фрейд предположил, что тревожные ощущения есть следствие подавленной сексуальной энергии, которые проявляются в разнообразных симптомах. 

С помощью методики свободных ассоциаций исследовались сны, оговорки, забывчивость. 

Фрейд и теория психоанализа

Применяя метод свободных ассоциаций, З. Фрейд предположил, что причинами душевных страданий человека являются неосознаваемые, подавленные негативные воспоминания.  Поэтому случайные мысли, связанные с этими воспоминаниями, — это именно то, что нужно для психоанализа.

Психоаналитик стал не просто слушать своих пациентов. Он поощрял их говорить о своих мыслях и фантазиях, убеждениях и снах. Такие скрупулезные, тактичные исследования со временем стали приносить плоды. Больному становилась понятна природа его заболевания. Кроме этого, такое осознавание помогало избавиться от физиологических симптомов. 

Иными словами, целью психоаналитической терапии было сделать бессознательное сознательным. 

Вклад Фрейда в психологию

Ни одна из существующих теорий в психологии не приобрела настолько огромную известность, как психоанализ.

Зигмунд Фрейд произвел революцию в психологической науке, введя концепцию бессознательного. Этот подход не просто внес новое понимание о человеческой психике и психических расстройств, но и позволил применять абсолютно новые методы лечения.

Важнейшие достижения Фрейда являются:

  • Трехкомпонентная структура личности. «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Все поведение человека зависит от взаимодействия компонентов личности. 
  • Выделение этапов психосексуального развития личности. Если пройдены все стадии, то формируется психологически здоровая личность. 
  • Открытие в психике защитных механизмов. Помогают психике приспособиться к требованиям окружающей действительности.
  • Введение понятия «бессознательное». В бессознательном находится информация, которая не доступна сознанию.
  • Перенос и контрперенос. Эти понятия указывают на перенос чувств, эмоций, которые пациент испытывал в прошлом, на психоаналитика. Помогает получить скрытую информацию.
  • Разработка терапевтических методик свободных ассоциаций и толкование снов. Методики помогают интерпретировать и исследовать бессознательные процессы. 

Как Фрейд представлял себе устройство психики?

По мнению Фрейда психическая жизнь протекает на бессознательном, предсознательном и сознательном уровнях. Причем область бессознательного наиболее обширна и мощнее других. В ней содержатся инстинкты и движущие силы поведения человека.

В психоаналитической концепции известны две основополагающие группы человеческих инстинктов: 

  • сексуальные инстинкты (инстинкты жизни);
  • инстинкты смерти (разрушительные).

Энергия сексуальных инстинктов называется «либидо». Они включают в себя голод, жажду, секс. Эти инстинкты направлены на сохранение и выживание особи.Инстинкты смерти ― деструктивные силы. Они направлены или во внутрь человека (мазохизм, самоубийство), или вовне (агрессия, ненависть).

Инстинкты жизни и смерти содержат всю энергию, посредством которой действуют описанные Фрейдом три компонента личности («Оно», «Я» и «Сверх-Я»)

Аффекты в психоанализе

В работах З. Фрейда, аффект ― побудительная сила в психике, которая не может быть выражена по тем или иным причинам.

Аффекты всегда связаны с представлениями и идеями. Фрейд отмечал, что связь аффекта с представлениями не является устойчивой и необходимой; они могут отделяться друг от друга, и тогда аффект может проявляться в «чистом виде».

Создатель психоанализа описал три способа преобразования аффекта: 

  1. Обращение, когда аффект «обращается» в симптом.
  2. Смещение, когда аффект смещается со значимых для психического конфликта представлений на менее значимые. 
  3. Преобразование, аффект проявляется недифферепцируемым страхом или состоянием угнетенности.

Чем сильнее происходит подавление аффекта, тем он интенсивнее и мощнее. Для Фрейда самым сильным аффектом была тревога. 

Также Фрейд предположил, что аффекты могут способствовать адаптации, так как говорят об опасности. Когда аффект активизирует защиту, беспомощности удается избежать. Интенсивность чувств остается на низком уровне, где они не могут дезорганизовать деятельность «Эго». Это и позволяет не допустить травмы.

Фрейд рассматривал связь между влечениями и аффектами. Он выделял аффекты разрядки, сопровождающие проявления влечений, и аффекты напряжения, связанные со сдерживанием реализации влечений. Теория З. Фрейда и психоанализ касались прежде всего негативных аффектов.

Базовые идеи психоанализа по Фрейду

Психоаналитическое направление базируется на утверждении З.Фрейда: любая мысль, желание или поступок имеет причину, обусловленную сознательным или бессознательным намерением. События из прошлого влияют на будущие. 

Следовательно, можно выделить основные положения психоанализа:

  • поведение человека определяют бессознательные влечения;
  • попытка осознать влечения активизирует защитные механизмы психики;
  • развитие индивида во многом определяется событиями раннего детства;
  • конфликты между бессознательным и сознанием приводят к неврозам, навязчивым страхам и депрессиям;
  • осознать бессознательное можно, но только под руководством психоаналитика.

Теперь рассмотрим ключевые идеи психоанализа более подробно:

Бессознательное

З. Фрейд считал, что основная часть психики личности находится в бессознательном. Это оказывает ключевое влияние на действия и чувства. 

Бессознательное — склад примитивных, инстинктивных импульсов (эрос и танатос), вытесненных глубинных страхов и убеждений, которые не осознаются человеком. Фрейд утверждал, что бессознательное находится в постоянной борьбе с сознанием. 

В динамической теории бессознательное образует низший уровень психики — «Id» или «Оно». Это темный слой бессознательных влечений, вожделений, психическая «самость». Следует лишь «принципу удовольствия», игнорируя доводы разума. 

Именно «Id» формирует у человека комплексы, которые образуются вокруг тяжелых потрясений. В дальнейшем, такие комплексы перерастают в психические заболевания. 

Детство и развитие сексуальности

По мнению основателя психоанализа, основой развития психики является сексуальность. Фрейд предположил, что развитие ребенка связано с изменением источников удовольствия. На основе этого он выделил пять этапов психосексуального развития:

  1. Оральная (0–1,5 лет). Ребенок ищет удовольствие ртом. Он получает удовлетворение от того, что различные вещи во рту удовлетворяют либидо, а следовательно, его идентификационные запросы.  Фрейд предполагал, что если фиксация происходит на этой стадии, то у человека будут проблемы с зависимостью или агрессией.
  2. Анальная (1,5–3,5 лет). Либидо сосредоточено на контроле актов мочеиспускания и дефекации.  Формирование этого контроля приводит к чувству выполненного долга и независимости.
  3. Фаллическая (3,5–6 лет). На данном этапе либидо сконцентрировано на изучении собственного тела. Особый интерес проявляется к гениталиям. В этом возрасте дети начинают понимать различия между мужчинами и женщинами.​ Также Фрейд выделил на этой стадии Эдипов комплекс у мальчиков, и комплекс Электры у девочек. В результате прохождения данной стадии формируется половая идентичность ребенка.
  4. Латентная (6–12). Сексуальная мотивация у ребенка слабо выражена или вовсе отсутствует. У индивида развиваются социальные навыки, ценности. 
  5. Генитальная ( с 12 и на протяжении всей жизни). Происходит дифференциация сексуальных интересов. Индивид понимает свою идентичность. Развивается способность к любви, интимности.

Согласно Фрейду, человек должен пройти все эти стадии, чтобы стать психологически здоровым, с полностью сформированными «Я» и «Сверх-Я». В противном случае можно «застрять» на одной из них, что приведет к проблемам эмоционального, поведенческого характера. 

Структура личности

В ранних трудах З. Фрейд выделил три уровня человеческого сознания: бессознательное, предсознательное, сознание:

  • Бессознательное — недоступная для обнаружения и рационального осознания часть психики. Хранилище страхов, неприемлемых желаний (сексуального и агрессивного характера), вытесненного травматического опыта.
  • Предсознательное — пограничная область между бессознательным и сознанием. Она не осознается большую часть времени, но при необходимости можно получить доступ к содержимому. Это воспоминания, знания индивида, его память в целом. Именно из области предсознания выходят все свободные ассоциации.
  • Сознание — уровень, на котором человек осознает и отвечает за свои действия, мысли, поступки.

Позже Фрейд видоизменил свою концептуальную личностную структуру:

  1. «Ид» или «Оно» — примитивные и инстинктивные желания личности. Эта исходная часть человеческой психики, не имеющая каких-либо ограничений. Руководствуется принципом удовольствия. «Ид» в чистом его виде представляет опасность как для самого человека, так и для общества. В психоанализе считается, что эта часть психики находится полностью в бессознательном.
  2. «Эго» или «Я» — посредник между внешним и внутренним миром. Отвечает за принятие решений. В отличии от «Ид» руководствуется принципом реальности. Стремится удовлетворить потребности «Оно» в соответствии с ограничениями, которые накладывает окружающая действительность. «Эго» сохраняет равновесие посредствам защитных механизмов. 
  3. «Суперэго» или «Сверх-Я» — система моральных принципов, установок, норм поведения, которая сформировалась благодаря идентификации с родителями и другими людьми. «Сверх-Я» разделяется на совесть и эго-идеал. Совесть формируется путем родительских наказаний. Включает в себя наличие моральных запретов, способность к критической самооценке, возникновение чувства вины. Эго-идеал формируется из положительных оценок значимых людей. Если цель достигнута, формируется чувство самоуважения и гордости.

 Сон по Фрейду

Психология сна Фрейда основывается на методах психотерапии. В ходе практики, он заметил, что сны — сложный процесс психики, отражающийся в мыслях, желаниях, в определенных образах. Он рассматривал их как прямой путь к содержанию бессознательного.

Интерпретация снов способствует более глубокому пониманию больным природы своих симптомов, мотивационных конфликтов.

Сублимация

Сублимация — защитный механизм психики, благодаря которому происходит разгрузка внутреннего напряжения. Энергия либидо перенаправляется в другое русло, творчество, спорт, хобби. 

Такая трансформация энергии в продуктивную деятельность является признаком зрелой личности. Помогает людям справится с негативными эмоциями и чувствами.

Фрейд рассматривал механизм сублимации исключительно как «положительную» защиту.

Компенсация

Компенсация — защитный механизм психики.  Проявляется в бессознательной попытке самостоятельно преодолеть реальные или воображаемые дефекты, недостатки.

Компенсаторный механизм и недовольства собой помогают личности достичь высоких результатов в общепризнанной социумом деятельности.

Психологи считают, что механизм компенсации можно рассматривать как один из вариантов защиты от комплекса неполноценности.

Термин компенсация был введен З. Фрейдом, а в дальнейшем получил развитие в работах А. Адлера.  

Согласно А. Адлеру, компенсация — стремление личности компенсировать физическую или психическую неполноценность, за счет социального интереса, обучения.

Защитные механизм

Понятие «защитный механизм» ввел также З. Фрейд. Под ним понимаются неосознаваемые психические процессы, направленные на снижение эмоционально-негативного переживания. 

  • подавление (вытеснение) — выключение из сознания неприемлемой информации и мотивов; 
  • отрицание — процесс устранения, игнорирования травмирующей информации внешней действительности;
  • проекция — бессознательное приписывание другому индивиду собственных чувств, влечений, желаний; 
  • рационализация — морально приемлемое объяснение человеком своих поступков и желаний, подлинные мотивы которых остаются скрыты;
  • регрессия — возврат на предыдущую стадию развития и к примитивным формам поведения и мышления;
  • изоляция — обособление и локализация внутри сознания фактов, которые травмируют человека;
  • сублимация —процесс подмены бессознательных устремлений человека работой, творчеством, хобби. 

Психоаналитическая терапия

Основой терапии являются теория и методы психоанализа.

Психоаналитическая терапия — методика исследования и осознания внутреннего мира личности, при помощи анализа и проработки бессознательных процессов. Благодаря ней происходит разрешение различных психологических проблем.

Главное правило психотерапии — говорить все, что угодно, как бы глупо, неприлично, жестоко, смешно не звучало. 

Основной инструмент — принятие и интерпретация. Чем больше доверие между пациентом и психоаналитиком, чем активнее позиция клиента, чем свободнее он себя чувствует, тем выше эффективность терапии.

За что критикуют Фрейда и его теорию?

Идеи Фрейда всегда подвергались резкой критике. Для начала, они оказалась достаточно откровенными. Открытость в разговорах о сексуальных импульсах казалась аморальной.  

Однако, главное обвинение в адрес психоанализа — невозможность проверить полученные данные экспериментально. Фрейд строил свои заключения лишь на той информации, которую получал во время психотерапии. Заявление, что ранние детские переживания влияют на развитие личности, трудно проверить, так как отсутствуют научные факты о том, каковы были эти переживания на самом деле. Нет эмпирического метода, позволяющего доказать правильность или ошибочность предложенной интерпретации. 

Кроме этого, многие считают концепцию З. Фрейда сексистской. По его мнению, женщины «от природы» являются более слабыми личностями.Большой критике подвергается и время лечения. Иногда на выздоровление пациента уходят годы, десятилетия. Хотя для психоаналитиков это норма.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!