16.08.2024
#Психология
42

Социальная фасилитация и ингибиция

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Понятия фасилитация и ингибиция
  2. Социальная фасилитация
  3. Социальная ингибиция
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

В статье рассматриваются два важнейших феномена социальной психологии, которые описывают, как присутствие других людей влияет на выполнение задач. Социальная фасилитация подразумевает улучшение производительности в присутствии других людей при выполнении простых или хорошо освоенных задач, тогда как социальная ингибиция относится к ухудшению результатов при выполнении сложных или новых задач в тех же условиях. Статья исследует теоретические основы этих явлений, анализирует механизмы их действия и приводит примеры из повседневной жизни и научных экспериментов. Особое внимание уделяется практическому применению знаний о социальной фасилитации и ингибиции в таких областях, как образование, спорт и рабочая среда.

Понятия фасилитация и ингибиция

Термины фасилитации и ингибиции сформулировали ученые Н. Трипплет и Ф. Оллпорт. 

🤔 Определение

Социальная фасилитация — улучшение активной деятельности человека, успешное выполнение решаемых задач в присутствии посторонних наблюдателей.

🤔 Определение

Социальная ингибиция — ухудшение рабочей деятельности личности, когда рядом находятся другие люди.

Н. Трипплет и Ф. Оллпорт провели первый социально-психологический эксперимент, позволяющий понять, причину разного поведения человека в определенной группе людей. В процессе эксперимента были получены следующие результаты: примерно для 40 % испытуемых свойственна социальная фасилитация, у 20 % людей наблюдалась социальная ингибиция, остальные 40 % людей — нейтральны. Активность не улучшалась и не ухудшалась в присутствии наблюдателей.

Объяснить данные явления можно с помощью закона Йеркса-Додсона. Для каждого индивида есть оптимальный уровень эмоционального возбуждения, обеспечивающий наивысшую степень работоспособности. Если активность близка к оптимальному значению — она возрастает, а если удаляется от него, то — снижается. Исходя из этого, можно сказать, что у личности, демонстрирующей фасилитацию, степень эмоционального возбуждения приближается к оптимальному значению. У человека, проявляющего ингибицию, напротив, повышение степени эмоционального возбуждения приводит к уменьшению оптимального значения.Американский психолог Р. Зайонц рассматривает данные явления с позиции психофизиологического подхода и связывает их с доминирующей реакцией. Смысл подхода состоит в том, что степень возбуждения субъекта в окружении наблюдателей увеличивается и напрямую влияет на доминирующую реакцию. Когда в качестве реакции появляется активность, то таким образом выражается фасилитация. Если проявлением реакции выступает торможение, то наблюдается ингибиция.

Причины социальной фасилитации и ингибиции

Многочисленные исследования, эксперименты, наблюдения показали, что фасилитация и ингибиция появляются бессознательно. Но, есть ряд факторов, которые оказывают влияние на силу реакции.

Психологи дифференцировали пять главных причин появления данных феноменов: боязнь оценивания, отвлечение внимания, пол аудитории, факт присутствия посторонних людей, настроение.

1. Боязнь оценивания. Доминирующая реакция растет, если субъект предполагает или знает, что наблюдатели оценивают его. В результате происходит следующее:

  • Уровень возбуждения уменьшается, если к группе компетентных и авторитетных наблюдателей присоединяются люди, мнение которых не имеет значение. 
  • Работа индивида успешнее, если при ее выполнении коллеги отличаются лучшей компетентностью или большим знанием.
  • Человек будет более ощущать влияние на себе, если сильно подвержен чужому мнению и боится оценки группы.
  • Если люди незнакомы, то социальная ингибиция и фасилитация выражены максимально.

2. Отвлечение внимания. Человек фокусируется на выполнении работы коллегами, реагирует на присутствующих людей. При этом внимание рассеяно, в итоге возбуждение усиливается. Как результат, возникает конфликт, между невозможностью отвлечься от внимания наблюдателей и необходимостью сфокусироваться на выполнении поставленных задач.

3. Пол аудитории. Эффекты фасилитации и ингибиции сильно выражены, если посторонние люди являются противоположного пола.

4. Факт присутствия посторонних людей. Реакция индивида на присутствие посторонних людей выражена бессознательно. Вместе с тем, есть несколько факторов, влияющие на степень реакции:

  • Количество людей в группе. Большая аудитория сильнее влияет на активность индивида. 
  • Симпатии и антипатии. При совместной деятельности ее успех возрастает, если люди хорошо относятся друг к другу.
  • Степень близости в пространстве. Эмоциональное возбуждение напрямую зависит насколько тесно люди находятся рядом друг с другом.

Исследования фасилитации и ингибиции, также выявили взаимосвязь с силой психологического давления на личность, которое оказывается в той или иной ситуации. Ученые определили шесть ситуаций по степени предполагаемого психологического давления на субъекта: 

  1. Ситуация фактического отсутствия аудитории. Рядом с человеком никто не находится. Он полностью уверен, что активная деятельность никогда не будет известно посторонним людям. Явления социальной фасилитации или ингибиции не наблюдаются.
  2. Ситуация минимально выраженного присутствия посторонних. Индивид — один. Однако, не уверен, что  о деятельности не узнает аудитория. Фасилитация или ингибиция проявляются очень слабо.
  3. Ситуация слабого присутствия наблюдателей. Человека окружают незнакомые люди. Они не уделяют ему никакого внимания. Фасилитация или ингибиция также выражены очень слабо. 
  4. Ситуация присутствия наблюдателей в средней степени. Личность окружает группа знакомых людей. Индивид практически не зависит от них. Присутствующие обращают внимание, но не дают оценку.  Средняя степень выраженности фасилитации или ингибиции.
  5. Ситуация сильно выраженного присутствия посторонних. Окружающие люди дают оценку человека. Социальная фасилитация или ингибиция заметно выражена.
  6. Ситуация сверхсильно выраженного присутствия наблюдателей. Индивид действует публично. Имеет полную зависимость от группы. Аудитория оценивает и влияет на дальнейшую судьбу человека. Фасилитация или ингибиция выражены усиленно.

Итак, понимание социальной фасилитации и ингибиции недостижимо без детального рассмотрения социальной ситуации, в которой находится индивид.

Социальная фасилитация

Находясь один, индивид чувствует себя спокойнее и не переживает за свое поведение. Но, как только рядом появляется другой человек, его поведение сразу изменяется. Индивид начинает тщательно контролировать свою деятельность, большее внимание уделяет происходящему вокруг. 

🤔 Определение

Увеличение эмоционального возбуждения в присутствии наблюдателей, которое помогает успешно решать задачи и увеличивающее активность называется социальной фасилитацией.

В ходе наблюдений психологи выяснили, что в присутствии других личность лучше выполняет простые или хорошо знакомые задачи. При этом активность возрастает и проявляется фасилитация.

Но в тоже время, находясь в группе посторонних, человеком демонстрируется больше «показного» усердия поэтому успех выполнения новых или сложных задач снижается. Так проявляется противоположный эффект — ингибиция.

Социальная фасилитация имеет огромное значение не только в научных исследованиях, но и в повседневной жизни. Понимание данного феномена позволяет более эффективно организовывать работу в группе и управление производительностью коллективного труда. Помогает понять, как влияние коллектива или группы может подействовать на достижения индивидуальных успехов. 

Социальная ингибиция

🤔 Определение

Социальная ингибиция — ухудшение, снижение эффективности активной деятельности и мотивации в присутствии посторонних людей. 

Выражение ингибиции в поведении индивида появляется из-за боязни социальной оценки группы, эмоционального возбуждения, внутреннего конфликта между потребностью уделить внимание окружающим и выполнением поставленной задачи.

Наблюдения ученых показали, что социальная ингибиция и снижение успешности деятельности в присутствии наблюдателей проявляется при решении сложных, новых задач, прохождения лабиринта или заучивании бессмысленных слогов.

Если для индивида имеет значение индивидуальная работа, то постороннее вмешательство и подсказки вызывают неудовлетворенность и сильное раздражение.

Социальная ингибиция указывает, что для человека лучше ориентироваться на свое мнение, собственные мотивы и установки. Присутствие аудитории во время рабочей активности может принести лишь вред. Производительность труда не только ухудшается, но и не отражает степень одаренности человека.

Социальная фасилитация и ингибиция — два противоположных полюса. Они в равной степени проявляться и тесным образом связаны друг с другом. Фасилитация предполагает включенность в общественную жизнь, ингибиция наоборот, чаще демонстрирует некоторую свободу от социального взаимодействия. Однако, именно данные явления позволяют лучше понять и выстроить взаимодействие внутри коллектива или группы.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту