16.08.2024
#доклад
#конференция
42

Соотношение сознательного и неосознаваемого в психике человека

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Сознательное в психике человека
  2. Бессознательное в психике человека
  3. Сознательное и бессознательное и их соотношение

Сознательное в психике человека

Психика человека сочетает в себе сложные элементы, сформировавшиеся в процессе эволюции и социально-исторического развития общества. Ключевым компонентом отражения окружающей действительности в понимании каждого индивида является сознание. Сознание возникло на фоне социальной действительности как понимание окружающих человека процессов и явлений и способах реагирования на них. 

Данная функция психики формируется только в социальном пространстве. При рождении она уже обладает заложенным в ней пониманием и развивается в процессе взаимодействия человека с окружающими. Сознание дано человеку для возможности воспринимать окружающую данность и адекватно на нее реагировать. Здесь индивид имеет возможность влиять на процессы и явления, вступать с ними во взаимодействие, реагировать на них. 

Сознание помогает понимать мир, принимать решения, выбирать варианты поведения и реагирования. В  нем передается весь накопленный человечеством совокупный опыт существования, являясь в осознанном виде. Выделяются особенности сознания:

  • возможность выбирать способ реагирования на мир и процессы, происходящие в нем;
  • содержит знания об окружающем;
  • регулирует деятельность и поведение человека;
  • помогает прогнозировать результаты или последствия поступков и действий;
  • интерпретирует эмоциональное отношение к предметам или объектам окружающей действительности. 

Сознание выступает как многофункциональное отражение социального опыта, ключевыми функциями которого являются следующие:

  • отражательная — возможность воспринимать все, что происходит вовне человека;
  • креативная — творческое реагирование на социум;
  • преобразующая— посредством сознательной деятельности идет позитивное изменение окружающей действительности;
  • оценочная — выдается оценка явлениям и процессам социального пространства;
  • рефлексивная — способность взгляда вглубь себя для понимания и оценивания совершаемых поступков;
  • регуляторная — способность коррекции действий;
  • коммуникативная — варианты общественного взаимодействия посредством общения. 

Функционировать сознание в психике человека может только при наличии интеллекта, который проявляется в способности решать умственные задачи. Помогают ему психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Индивидуальные особенности человека в совокупности с осознаваемым им социальным опытом формируют понимание окружающего, проявляясь в сознательном отражении окружающей действительности. 

В противовес сознанию в психике человека есть бессознательное. Осознанный контроль в этой области психики невозможен. Индивид не может повлиять на то, что происходит в бессознательном локусе психических проявлений. 

Неосознаваемые механизмы сознательных действий

Сознательные действия в своей основе имеют неосознаваемые механизмы, которые можно представить  в виде трех подклассов:

  • Автоматизмы — выполняемые в механическом порядке действия; часть автоматизмов объясняется рефлексами (ходьба, глотание, сосание), часть — ранее выполнялась под контролем сознания, но затем перешла в автономную сферу (навыки, например, игра на музыкальном инструменте, езда на велосипеде и т.п.). 
  • Установки — готовность выполнять действия в определенном поле деятельности; могут быть моторные, умственные, перцептивные, психологические. 
  • Сопровождения действий — движения неосознаваемого характера (мимика, напряжение мышц, покраснение кожи  и др.). Данные действия относятся к знакам невербального характера и могут дать информацию об особенностях человека. 

Неосознаваемые механизмы сознания при грамотном их прочтении могут дать полезную информацию о личности. Наблюдая за сопровождающими действиям можно. Например, заметить тревожность или безразличие, волнение и гнев. Дополнительные знаки нужно воспринимать как правдивый источник информации. 

Бессознательное в психике человека

Не все процессы, происходящие в жизни человека, можно осознать. Значительная часть психики находится под влиянием бессознательного. Жизнедеятельность человека в бессознательном контексте оказывается под действием подсознания. Она неразрывно связана с инстинктивным поведением, которое также имеют неконтролируемый характер. 

Бессознательное выступает в коллективной (К.Юнг) и индивидуальной (З.Фрейд) форме. Ни один из данных процессов не может контролироваться человеком. Коллективное бессознательное передается человеку от его предшественников и формирует душевные переживания на глубинном психическом уровне. Формы образов коллективного бессознательного существуют в виде архетипов, самый значимый из которых — самость (психическое ядро).  

Элементарными проявлениями бессознательного выступают сновидения, внутренняя речь неосознаваемого характера, нередко эмоции и чувства, ощущения, ложные воспоминания и т.п. Нередко человек будто припоминает предмет, но в действительности ранее он его видеть не мог. Здесь заметна «работа» бессознательного. 

Неосознаваемые побудители сознательной деятельности

Для осознанного действия нужен мотив — то побуждение, которое объясняет, ради чего нужно совершить действие. Мотив может быть осознанным и неосознаваемым, напрямую зависящим от поставленной цели. Нередко цели также имеют неосознаваемый характер, и человек не может дать четкий ответ на вопрос, почему он совершил тот или иной поступок. 

На реакцию личности также оказывает влияние эмоционально-аффективная сфера. Чувства, предпочтения, аффекты, интерес напрямую сказываются на мотивации, но часть эмоционально-чувственной сферы также может быть неосознаваемой. 

Контроль над действиями и проявлениями человека выполняется при помощи волевого регулирования. Здесь функции сознания работают над осознанным регулированием отношения к социальному пространству. 

Сознательное и бессознательное и их соотношение

В психике человека сознательное и бессознательное выступает в тесной связи, переплетаясь одно с другим. Сознание контролируется и формируется мозгом, и от его физиологических особенностей будут зависеть сознательные реакции человека на окружающий мир. Повреждение мозга или его участков напрямую влияет на сознательность. Открытия ученых выявили роли правого и левого полушария в психических процессах и определили, что их согласованность — гарантия работы сознания. 

Учитывая связь сознания и подсознания, были выявлены уровни психики:

  • «Сверх-Я» - идеальное поведение, эталон;
  • «Я» - жизнедеятельность человека в его контролируемом аспекте;
  • «Подсознание» — часть забытого, ранее пережитого человеком, но возникающего в памяти без волевого контроля человека;
  • «Бессознательное» — абсолютно неконтролируемая сфера психики. 

Сознательные и бессознательные элементы в совокупности составляют структуру психического проявления человека, их взаимосвязь — неотъемлемая часть индивидуально-психологических особенностей личности. 

Надсознательные явления

При создании чего-то нового, творческого человек использует не только сознание, но и бессознательную сторону психики. Если процесс не поддается волевому регулированию при выполнении задач креативного характера, можно говорить о надсознательном уровне решения творческих задач. Надсознательное включает неосознаваемые явления:

  • Бессознательное — неосознаваемые мозгом впечатления могут «всплыть» в памяти в новом образе;
  • Надсознательное — желание сделать то, чего он еще не видел и не знает. 

Надсознательная сфера психики помогает создавать новые предметы, объекты действительности. Оно формируется на основе имеющихся культурных ценностей и комбинацией образов, появляющихся в сознании из глубинных подкорковых структур. Ключевую роль в проявлении надсознательных явлений играют коллективные представления (по Леви-Бролю, Дюркгейму). Они могут проявляться в принятии религиозных представлений, в подражании поведению других и т.п. Таким образом, надсознательные механизмы имеют архетипную природу и проявляются независимо от воли человека. 

Механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов

Окружающая среда пригодного или социального характера постоянно посылает сигналы. Они фиксируются системой восприятия, но не всегда воспринимаются сознанием. Сигнал сенсорной системой получен, но до уровня осознанности он не дошел. Подобное восприятие — субсенсорное, или подпороговое. Название связано с тем, что степень воздействия раздражителя не достигает пороговой величины, замечаемой сознанием. Поэтому явление получило название подпорогового восприятия. 

Тревожность вызывает тот факт, что сигналы оказывают влияние на психику или организм, а человек этого не понимает. Простейший пример — утомление на фоне чьего-то раздражающего голоса. Данное факт говорит о физиологическом воздействии. Опаснее — влияние психологическое. Широко известен эффект, называемый 25-м кадром. Технология появилась в прошлом столетии, когда к традиционным 24-м кадрам добавлялся еще один, никак не воспринимаемый сознанием. В этот кадр можно поместить любые картинки, которые будут мотивировать искать то, что на них изображено. Например, картинка с мороженым заставляла купить его в соседнем магазине, и происходило это помимо воли человека. 

Механизмы подпогорогового восприятия связаны с эмоциональным и познавательным планом, когда особое воздействие оказывают чувственные или интеллектуальные раздражители. Однако величина воздействия стимулов имеет индивидуальный характер, поэтому степень подпорогового восприятия у каждого человека разная. 

Структуры общественного бессознательного

Общественное бессознательное проявляется в принятии социумом определенных норм и правил как данность, помогающая выстроить взаимоотношения с другими членами окружающего пространства. Выражается данный феномен в нескольких проявлениях:

  • Принятие заданных схематизмов — проявляется в использовании общественных норм, языковых и культурных данностей;
  • Взаимодействие с социумом организовывается на реакциях чувственного выражения, эмпатии, идентификации себя с другими, подражании.

Находясь в обществе, человека постоянно окружают общественные бессознательные явления. Это может быть языковая культура, историческая память, идеологические понятия, схемы. Данные явления в процессе жизнедеятельности усваиваются как необходимые условия принятия членом общества его правил, норм, закономерностей, — своеобразное наследие общественно-экономической формации социальной общности. 

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!