29.07.2024
#Психология
42

Внимание человека: определение, явление и функции

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Определение внимание
  2. Физиологические основы внимания
  3. Функции внимания
  4. Виды внимания
  5. Свойства внимания
  6. Основные подходы к изучению внимания
  7. Проблемы с вниманием и способы их решения
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

В данной статье разберемся с психологическим термином «внимания». Проблема концентрации внимания возникает у детей в детском саду и школе. Проблема не отпускает и студентов университетов. Внимание формируется в детском возрасте с малых лет. Поэтому перед педагогами и родителями встает вопрос о правильном формировании данной психологической функции. Дадим определение и узнаем функции, явления и принципы внимания.

Определение внимание

Для начала рассмотрим научное определение данного термина.

Определение: Внимание — способность человека концентрироваться на определенном предмете, явлении или процессе с целью максимального извлечения информации.

При этом он игнорирует посторонние шумы и потоки информации, которые в данный период времени являются ненужными.

Стоит отметить, что органы чувств постоянно получают различную информации. Однако при высокой концентрации внимания этот процесс фокусируется только на нужном человеку предмете или объекте. Он может попадать в такое состояние сознательно или бессознательно. 

Общее значение внимания

Внимание помогает человеку собрать актуальную и чрезвычайно необходимую информацию в конкретный промежуток времени. Обычно это необходимо для:

  • процесса извлечения знаний на уроках или при подготовке;
  • принятие решения в вопросе собственной или чужой жизни (например, решение врача о назначении лечения пациенту, решение пациента о согласии на процедуру);
  • формирование поведения в чрезвычайных происшествиях;
  • получение информации с «убегающих» источников;
  • концентрация человека на работе для качественного выполнения и получения повышения.

Это далеко не все жизненные ситуации, где так необходимо внимание. Оно необходимо человеку в течении всей его жизни и хорошо формируется в раннем возрасте. Поэтому необходимо правильно подобрать методы воспитания, которые сформируют данное качество в ребенке.

Физиологические основы внимания

За процесс внимания в человеческом мозге отвечает специальное образование — ретикулярная формация. Дадим ему определение.

Определение: Ретикулярная формация — сетевидное образование, которое объединяет элементы коры больших полушарий головного мозга.

То есть, она связывает разные центры, отвечающие за разное восприятие различных видов информации.

У человека имеется ряд органов чувств, источников информации:

  • глаза — воспринимают зрительную информацию;
  • уши — получают звуковую информацию;
  • кожа — получает тактильную информацию;
  • нос — извлекает данные о запахах;
  • язык — вкусовые данные.

Ретикулярная информация становится соединительным элементом нервных центров органов чувств. Когда появляется нужда сконцентрировать внимание на предмете, то включается ретикулярное образование и связывает работу всех органов чувств. При этом посторонние сигналы мозга ингибируются.

Функции внимания

Психологи выделили три функции данного качества: селективную, запоминающую и контрольную. Разберем более подробно.

Селективная функция

Данный вид функции реализуется через селекцию. Дадим этому слово четкое понятие.

Определение: Селекция внимания — отбор из всего общего потока информации только необходимой человеку в данный период времени. 

Напомним, что посторонние потоки и шумы могут игнорироваться или восприниматься слабо.

Благодаря селекции человек получает востребованную информацию и игнорирует ненужную. Часто именно это явление становится залогом успеха в деятельности, соревновании или обыденном увлечении.

Приведем пример проявления селекции: вождение автомобиля. Перед тем, как получить полноценные права, человеку необходимо пройти обучение в автошколе. Устные и письменные тесты направлены на запоминание дорожных правил, знаков. Практическое вождение с инструктором направлено на формирование внимания к дороге. Во время вождения человек концентрируется на знаках, автомобилях на дороге, пешеходах. Часть информации он игнорирует: например, шумное поведение ребенка в машине. Это необходимое условие грамотного вождения и избегания несчастного случая.

Запоминающая функция

Определим новый психологический термин — запоминание.

Определение: Запоминание — процесс сохранения новой информации в структуре памяти. При данном процессе в мозге формируются новые связи.

Определим связь запоминания и внимания на примере: обучение детей в школе. На уроках часто можно увидеть два типа школьников: сосредоточенных и отвлеченных. Сосредоточенные дети поглощены процессом обучения, проявляют максимум внимания, и в их памяти откладывается весь объем преподаваемых знаний. Отвлеченные дети, как правило, меньше сконцентрированы на новом материале, не проявляют внимания, и в памяти откладывается минимум необходимой информации.

Таким образом, высокая концентрация внимания способствует лучшему процессу отложения новой информации в памяти.

Контрольная функция

Третью функцию можно назвать итоговой. Она включается в конце любой деятельности, селекции и процесса запоминания.  Дадим определение контролю в рамках темы «Внимание».

Определение: Контроль (в теме внимания) — подведение итогов любой деятельности, направленное на оценку результатов ее отдельных этапов, сопровождающееся повышенной концентрацией внимания.

То есть, внимание помогает подвести итоги в конце занятия. Разберем функцию на примере: сестринский процесс в медицинской практике. Сестринский процесс — планирование и проведение манипуляций медсестрой, направленных на выздоровление больного. Медицинская сестра в конце своей практики подводит итоги и оценивает результаты. Для этого ей необходимо сконцентрировать внимание, чтобы не упустить ни одной детали.

Виды внимания

В психологии выделяются несколько классификаций внимания. Рассмотрим каждую более подробно.

Исходя из критерия возникновения

Рассмотрев способы возникновения внимания, можно выделить два вида: природное и социальное.

  • Природное — закладывается в человека с момента рождения, носит генетический характер. Приведем примеры: поворот головы малыша с сторону звука погремушки или голоса матери.
  • Социальное — формируется в процессе жизни человека и взаимодействия с обществом. Проявление внимание к культуре и спорту.

Исходя из метода реализации

Поделим внимание, исходя из способа реализации, на три вида: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное:

  • Непроизвольное (пассивное или вынужденное) — возникает без участия сознания человека, носит автоматический характер. Интересно, что данный вид включает три подвида:
  1. вынужденное — включается под действием многократного повторения сигнала или под действием раздражителя сильного уровня;
  2. невольное — направлено на процессы и предметы, связанные с собственной потребностью;
  3. привычное — направлено на привычки определенной деятельности индивидуума: изобразительное искусство, работа, спорт и многое другое.
  • Произвольное — возникает под волей человека, требует приложения некоторого усилия. Например, нет желание выполнять определенную работу, которую необходимо завершить в ближайшие сроки. Человек прикладывает усилия, концентрирует внимание и успешно выполняет задание.
  • Послепроизвольное — самый желанный вариант внимания, при котором в начале занятия необходимо приложить усилия, а в дальнейшем рождается интерес и непроизвольное внимание. Существует даже поговорка: «Начало — это уже полдела».

Исходя из способа контакта с объектом

По данной методике выделяют два типа: опосредованное и непосредственное:

  • Опосредованное — вызывается через определенные сигналы, знаки или указатели. Таким указателем может служить, например, светофор.
  • Непосредственное — рождается и удерживается под действием предмета или объекта. Приведем пример: привлечение внимания внешним видом заведения, а не его привлекательной вывеской.

Свойства внимания

Внимание характеризуется несколькими свойствами. Перечислим по порядку:

  • устойчивость — способность внимания удерживаться и не пропадать с предметов или явлений;
  • сосредоточенность — способность игнорировать посторонние сигналы раздражителей и шумы;
  • объем — характеристика количества предметов или объектов, которые попадают под концентрацию внимания;
  • распределение — способность внимания распределяться равномерно или неравномерно между разными предметами;
  • переключение — способность переноса концентрации с одного предмета на другие.

Основные подходы к изучению внимания

Психологи выделили три подхода, рассматривающих внимание в совокупности. Также были разработаны теории, объясняющие работу данной способности человека.

Основные подходы

Существует три подхода. Перечислим их:

  • рассмотрение вместе с сознанием: напомним, что существуют виды внимания, которые включаются под действием сознания;
  • рассмотрение вместе с жизнедеятельностью: рассматривать внимание в решении практических и бытовых задач;
  • рассмотрение вместе с общественной культурой: учитывать влияние общества и культуры на процесс концентрации человека.

Ряд теорий по изучению внимания

Благодаря трем подходам получилось выделить несколько теорий. Разберем их по порядку и укажем авторов:

  • Моторная теория (Т. Рибо) — внимание сопряжено с эмоциональным фоном человека. Концентрация зависит от интенсивности проявления эмоций.
  • Модель ранней селекции (Д. Е. Бродбент) — внимание служит фильтром актуальной и необходимой информации.
  • Теория творческого синтеза (или циклическая модель) (У. Найссер) — внимание усиливается при воображении желаемого результата.
  • Теория внутреннего усилия (Канеман) — связывает концентрацию с усилиями воли и самоорганизацией.
  • Теория С. Л. Рубинштейна — связывает стремление удовлетворить потребности с качеством внимания.
  • Теория Н. Ф. Добрынина — внимание зависит от природы и характера человека.
  • Теория П. Я. Гальперина — внимание подразумевает контролирование чего-либо.

Проблемы с вниманием и способы их решения

Перед рассмотрением проблем дадим объяснение очередного термина.

Определение: Внимательность — способность человека концентрировать или накапливать внимание. 

Существует ряд проблем, связанных с данной способностью. Разберем их.

Проблемы внимательности

  • рассеянность — неспособность человека сконцентрироваться на предмете или явлении;
  • подвижность — явление переключения внимания с одного предмета на ряд других с минимальным выходом продуктивности;
  • инертность — концентрация внимания на одном предмете слишком долгий период, связанная с психофизическим нарушением;
  • апрозексия — полная неспособность собрать внимание.

Решение проблем внимательности

Можно условно поделить проблемы на две категории: патологические проблемы и проблемы неразвитости внимания. Проблемы из первой категории решаются со специалистами-психологами. Проблемы из второй категории можно решить и предотвратить их появление.

Перечислим методы тренировки внимательности:

1. Тренироваться в выполнении задач, не торопясь. Следует начинать с малого, а затем «наращивать» обороты.

2. Метод «помидора»: сочетание 25-минутного занятия с 5-минутным отдыхом. Периодически чередовать занятие и отдых.

3. Составить список отвлекающих факторов. Затем придумать разумное объяснение им или попробовать их вовсе убрать.

4. Тренировать силу воли: отказаться от вредоносных привычек, вести здоровый образ жизни, научиться игнорировать факторы-рассеиватели внимания и другое.

5. Медитация 10 – 20 минут в день также помогает выработать внимательность. Необходимо остаться с мыслями и разобрать их по полочкам.

6. Занятие спортом также тренирует внимательность.

7. Заучивание стихотворений повышает концентрацию внимания и развивает память.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту